Программа по окружающему миру (1 класс) УМК :Поглазова О.Т., Шилин В.Д.,окружающий мир
Разработка программы по окружающему миру ( 1 класс)
УМК : Поглазова О.Т., Шилин В.Д. «окружающий мир» ( учебник для 1 класса), издательство Ассоциация 21век.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям « Естествознание», « Обществознание» и реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой ( Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2013: учебно-методический комплекс « Гармония»)Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: « Человек и природа», « Человек и общество», « Правила безопасной жизни».
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства, объединяются знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.
Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки .Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 учебных часов в год, по 2 часа в неделю.
Для реализации программно содержания используются следующие учебные пособия:
Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В2ч./ О.Т. Поглазова , В.Д.Шилин – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ О.Т. Поглазова , В.Д.Шилин – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015.
Учебно - тематический план
№ Содержание программного материала Количество часов
1 Твои первые уроки 14 ч
2 Окружающий мир , его изучение 8 ч
3 Разнообразие, красота растений 13 ч
4 Разнообразие грибов 3 ч
5 Разнообразие животных 17 ч
6 Творения людей вокруг нас 8 ч
Резерв 3 ч
Итого 66 ч
Содержание программы ( 66часов)
Раздел 1. Твои первые уроки (14 часов)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома порядок, освещение, свежий воздух. Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока« Окружающий мир». Условные знаки как источник информации - способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых людей»). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.
Дидактическая игра : «Я – примерный пешеход и пассажир», «Я – культурный человек», «Время знаю – всюду успеваю».
Экскурсия: по школе и на пришкольный участок.
Раздел 2. Окружающий мир , его изучение (8 часов)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать). Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа.
Наблюдения объектов и явлений природы.
Практическая работа по сбору информации о предметах.с помощью органов чувств.
Раздел 3. Разнообразие, красота растений (13 часов)
Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).
Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений. Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира. Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового
многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.
Практические и творческие работы: дидактическая игра
«Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу).
Раздел 4. Грибы, их разнообразие (3 часа)
Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Раздел 5. Разнообразие животных (17часов)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита). Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных. Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее расспрос-траненные домашние животные, выращиваемые в родном крае. Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Раздел 6. Творения людей вокруг нас (8 часов)
Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья? Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали? Чем различаются изделия мастеров разных народов? Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются? Чем могут увлекаться люди? Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять? Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди? Каким можно сделать школьный двор. Какие достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.
Экскурсии: по родному городу, селу.
№
п/п Название раздела Характеристика деятельности учащихся Экскурсии, практические и творческие работы
1. Твои первые уроки
(14 часов)
Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение.
Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.
Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.
Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.
Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображённым на них.
Учиться работать с рабочей тетрадью.
Учиться понимать и использовать условные знаки.
Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.
Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах.
Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.
Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.
Моделировать различные ситуации поведения и общения.
Учиться составлять режим дня. Экскурсии:
по школе,
на пришкольный участок.
Ролевые игры:
Я - примерный пешеход и пассажир
Я - культурный человек
Время знаю - всюду успеваю.
2. Окружающий мир , его изучение
(8 часов)
Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.
Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.).
Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам.
Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).
Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).
Учиться работать с разрезными карточками.
Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.
Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала.
Практические работы:
Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.
Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).
3. Разнообразие,
красота растений
(13 часов) Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.
Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).
Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков.
Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения.
Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).
Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.
Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).
Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.
Практические работы:
Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах).
Моделирование строения дерева (работа в паре).
Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).
Уход за комнатными растениями.
4. Разнообразие грибов
(3 часа) Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.
Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. Практическая работа:
Лепка шляпочных грибов (работа в парах).
5. Разнообра-зие, животных
(17часов)
Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.
Описывать внешний вид, характерные особенности
представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).
Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.
Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб).
Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).Приводить примеры представителей разных групп животных.
Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.
Объяснять необходимость создания Красной книги Экскурсия:
В зоопарк (в цирк зверей, в зоомагазин).
Практические работы:
Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).
Уход за животными живого уголка школы
6. Творения людей вокруг нас
(8 часов)
Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.
Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.
Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.
Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.
Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции.
Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Экскурсии:
В краеведческий музей.
Заочная экскурсия в музей прикладного искусства.
По ближайшим к школе улицам родного города, в парк.
Тские работы:
Лепка и раскрашивание
фигурки из глины.
Костюмированный бал «Мы дети народов России».
Планируемые результаты освоенияучебной программы 1 класса
Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; ориентация на проявление доброго отношения к людям, уваже-ния к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведе-ния, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; навыки безопасного, экологически грамотного, поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; нравственное бережное отношение к природе, культуре родного края. У ученика могут быть сформированы: желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения
с людьми другой национальности; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание важности сохранять своё здоровье.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.); принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция ) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; действовать согласно плану, составленному учителем ; оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция); попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культу-
ры, личного опыта общения с людьми; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов; целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться осмысливать познавательные и практические задачи. Цель наблюдений; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться: строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре ,осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам
по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Ученик получит возможность научиться: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Ученик начнёт учиться: выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного
перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.); сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы; различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы; называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных; приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев,кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности); сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия; различать внешние части дерева, цветкового растения,телмлекопитающих, птиц, насекомых, рыб; называть части тела человека; характеризовать признаки времён года; объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.) находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу; участвовать в природо-охранной деятельности (всё на примере своей местности); вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе .Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми ; соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села); объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги; классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов; осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним. Проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
– выполнения правил культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правил безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Чтобы он понимал:
– в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;– важно сохранять разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
– многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
– можно создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
– нужно оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решенияодноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий
• Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке и в школе, в общественных местах и в природе, соблюдаю правила безопасного поведения на дороге, стараюсь культурно общаться.
• Я понимаю (с помощью учителя), какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной. Учусь следовать плану выполнения задания, которое мне предлагает учитель.
• Я могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источником информации.Могу называть 2–3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы. Стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира.
• Я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи.
Календарно – тематическое планирование предмет « Окружающий мир».
№
урока дата Тема урока Виды деятельности
и формы контроля Осваиваемые
учебные навыки Осваиваемые метапредметные умения
План Факт Раздел I. Твои первые уроки (14 часов)
1 День знаний
Учебник – с. 3–7 Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки.
Фронтальная беседа Наблюдать пред
меты окружающего мира и характеризовать их;
Научиться собирать и анализировать информацию, представленную на рисунках.
постановка учебной задачи;
умение извлекать информацию из рисунка, фотографии
2 Путешествие по школе.
Учебник – с. 8, 9;
рабочая тетрадь – с. 3,
задания № 1, 2 Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради.
Фронтальная беседа умение наблюдать
окружающее
3 Школьные
принадлежности ОБЖ
Каким должен быть школьный портфель
Учебник – с. 10–13;
рабочая тетрадь – с. 4, 5,
задания № 3–5 Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. Фронтальная беседа умение отгадывать загадки – называть отличительные
признаки загадываемого предмета;
умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём
4 Правила поведения
в школе
ОБЖ
Учебник – 5с. 14–17 Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. Фронтальная беседа Моделировать ситуации культурного безопасного
поведения с одноклассниками,
Учиться понимать условные знаки
формирование оценочной деятельности
5
Условные знаки ОБЖ
Сигналы светофора
Учебник – с. 18–21;
рабочая тетрадь –
с. 6, 7, задания № 6–9 Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления;
анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.
Текущий контроль умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями
6, 7 Безопасный путь
ОБЖ
Учебник – с. 22–27;
рабочая тетрадь –
с. 8, 9, задания № 10–13 Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом;
учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.
Ролевая игра «Я – примерный пешеход». Фронтальная беседа . Ролевая игра. Заменять предметы и действия с ними условными
обозначениями.
Моделировать
ситуации культурного, безопасного поведения с одноклассниками, в семье, в общественных местах
умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) ин-
формацию, скрытую в них
8 Экскурсия
(прогулка на пришкольный
участок)
ОБЖ Правила поведения на пришкольном участке
Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведенияна улице. Фронтальный опрос моделирование поведения на улице; закрепление умения «читать» условные знаки
9 Уроки общения
Учебник – с. 28–31 Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги, действующих в них персонажей).
Ролевая игра «Я – культурный человек». Ролевая игра умение оценивать своё поведение и поведение окружающих людей с позиции культурного человека
10 Классный коллектив
Учебник – с. 32–35 Учатся высказывать свои
суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл
пословиц о дружбе; формулируют
выводы после выполнения заданий. Моделировать ситуации культурного и безопасного
поведения с одноклассниками,
в семье, в общественных местах.
Учиться беречь своё здоровье. толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения
11 Уроки вежливости
Учебник – с. 36–41;
рабочая тетрадь – с. 10,
задание № 14 Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми;
анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. Фронтальный опрос моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; оценивать поведение (своё и окружающих) с позиции культурного человека
12,13 Уроки здоровья
Учебник – с. 42–51;
рабочая тетрадь –
с. 11, 12,
задания № 15–19 Рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения, аргументируют их; называют части тела человека;
подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев.
Фронтальный опрос умение ставить познавательные задачи;
извлекать информацию из рисунка; вниматель-ное и ответственное отношение к своему здоровью
14
Режим дня
школьника ОБЖ
Если ты дома один
Учебник – с. 52–54;
рабочая тетрадь – с. 13,
задания № 20, 21 Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают
важность сна для здоровья и
правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю – всюду успеваю». Ролевая игра.
высказывать пред-
положения, аргументировать свои
ответы; умение
пользоваться условными знаками
Раздел II. Окружающий мир и его изучение (8 часов)
15 Признаки предметов
Учебник – с. 56, 57;
рабочая тетрадь – с. 14, задания № 1, 2 Рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признак. . Фронтальная беседа Учиться характеризовать предметы.
Целенаправленно наблюдать предметы
окружающего мира.
умение характеризовать предмет, называя как моно
больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре
16 Сходства и различия предметов. Объеди-
нение предметов в группы
Учебник –с. 58–61;
рабочая тетрадь – с. 15, задания № 3–5 Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию);
объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. Фронтальная беседа. Целенаправленно
наблюдать предметы
окружающего мира,
характеризовать их
признаки и свойства.
умение анализировать, сравнивать, классифицировать
предметы
17 Органы чувств – вер-
ные помощники в познании мира ОБЖ
Правила безопасного обращения с предметами
Учебник – с. 62–64;
рабочая тетрадь – с. 16,
задания № 6, 7 Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.)
учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками. . Фронтальная беседа Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации. умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства
18
Что нас окружает.
Природные и рукотворные объекты
Учебник – с. 65–67 Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике;
учатся различать природные объекты и изделия человека. Индивидуаль-ный контроль Различать природное
и рукотворное, живое и неживое, называя характерные признаки живых существ развитие эстетического восприятия окружающего;
умение наблюдать,
классифицировать предметы окружающего мира
19 Способы изучения окружающего мира
Учебник – с. 68, 69 Учатся ставить (вместе с учителем )познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. . Фронтальная беседа Учиться распределять предметы в группы по определённому основанию (признаку). умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем мире и находить ответы на них;
умение работать в паре
20 Живая и неживая
природа
Учебник – с. 70–72;
рабочая тетрадь – с. 18, задания № 8–10 Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы. . Фронтальная беседа Узнать, на какие группы можно распределить природные объекты; чем живые существа отличаются от неживых предметов. умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре
21 Обобщающий урок
(Как изучают окружающий мир)
Учебник – с. 55–72;
рабочая тетрадь – с. 19,
задание № 11 Проверяют свои знания и умен учатся обобщать открытые ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира
Индивидуальный контроль Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации. проверяется усвоение УУД: умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями
22 Экскурсия
(на пришколь-ный участок,
в ближайший
сквер) ОБЖ Правила дорожного движения Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки,
плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. Ролевая игра. Учиться целенаправленно наблюдать растения,
находить их различия, распределять на группы. умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления
Раздел III. Разнообразие и красота растений (15 часов)
23 Многообразие растений. Условия
их жизни
Учебник – с. 73–75;
рабочая тетрадь –
с. 20, задание № 1 Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.
Фронтальная беседа Наблюдать растения в природе;
характеризовать растение.
Характеризовать растение, называя его отличительные признаки; доказывать, что растение – живое существо.
умение характеризовать растения; умение извлекать
информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы
24
Строение растений
(на примере цветкового травянистого растения)
Учебник – с. 76, 77;
рабочая тетрадь –
с. 21, задания № 2, 3 Анализируют собственные наблюдения за растениями, разнообразием их строения; сравнивают листья, корни, плоды разных растений (у комнатных растений, по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария); учатся добывать информацию по рисунку схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового). Фронтальная беседа умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию;
умение работать в паре
25 Какими бывают растения.
Дерево, его строение
Учебник – с. 78, 79;
рабочая тетрадь –
с. 22, задания № 4, 5,
с. 23, задание № 6 Высказывают предположения о том, на какие группы можно распределить растения; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; выделяют существенный признак дерева; Фронтальная беседа
анализируют рисунок-схему. Узнать, на какие группы можно распределить растения по их строению; чем отличается строение
дерева от других растений и как называются его части. умение наблюдать и делать выводы; извлечь иформацию из рисунка схемы; умение сравни-вать растения; модели-
ровать растения.
26 Кустарники и травы, их отличие от деревьев
Учебник – с. 80–82;
рабочая тетрадь –
с. 24, 25, задания № 7–10 Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать;
анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. Узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.
умение различать,
классифицировать растения; умение работать в парах
27 Лиственные деревья,
разнообразие их листьев
Учебник – с. 83–85;
рабочая тетрадь –
с. 26, задания № 11–13,
с. 30, задание № 19 Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. Текущий контроль Учиться различать деревья по их листьям, продолжить учиться сравнивать предметы окружающего мира извлекать информацию из рисунка-схемы.
умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы целенаправленно вести
наблюдения и анализировать их;
работать с рисунком-
схемой
28 Хвойные деревья,
их разнообразие
Учебник – с. 86–88;
рабочая тетрадь –
с.27,28, задания № 14–17 Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (длину хвоинок, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, распределяют деревья на лиственные и хвойные; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. Учиться различать хвойные деревья.
умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы
29 Разнообразие ягодныхрастений.
Ядовитые ягоды ОБЖ
Правила поведения в лесу
Учебник – с. 89–92;
рабочая тетрадь – с. 32, 33, задания № 21–23 Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и
загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.
Текущий контроль Узнать, какими существенными признаками обладают ягоды, есть ли среди них ядовитые, как правильно собирать ягоды.
умение работать с разными источниками информации;
умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений)
30 Обобщающий урок
(Разнообразие растений) ОБЖ Осторожно, ядовитые растения
Учебник – с. 73–92;
рабочая тетрадь – с. 29,
задание № 18,
с. 31, задание № 20,
с. 34, 35,
задания № 24–26 Отвечают на вопросы учителя, работают сразрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.
Творческое выступление. Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков; различать растения, принадлежащие к разным классификационным группам, различать хвой-ные и лиственные деревья, дикорастущие и культур-ные растения; распределять растения на группы проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками
31 Удивительные растения мира.
Экскурсия
(в оранжерею, ботанический
сад, по возмож-
ности)Учебник – с. 93–95, второй форзац Работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. Творческое выступление. Расширять представление о многообразии растений
мира; узнать, какими бывают растения, которые
растут в других (жарких) странах. умение выбирать научную информацию из художественного текста и
иллюстраций;
умение моделировать
растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия)
32 Контрольный урок
(Что мы узнали об окружающем мире в первом полугодии)
Рабочая тетрадь –
с. 36–40, задания № 1–10 Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей
работы. Практическая работа Обобщить знания, полученные в первом полугодии умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников
33 Культурные растения
Учебник(часть 2) –
с. 3–5;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 3,
задания №1–3 Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют отличительные признаки культурных растений от дикорастущих одного вида, предлагают способы борьбы с сорняками; анализируют рисунки, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Текущий контроль Продолжить развитие умения классифицировать
растения, учиться выращивать культурные растения. умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре
34 Растения сада и огорода
Учебник(часть 2) –
с. 5–7;рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 4, 5, задания № 4–7 Анализируют рисунки, сравнивают и описывают плоды разных растений; работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). Практическая работа Продолжить развитие умения классифицировать
растения умение классифицировать, выделять отличительныепризнаки предметов
35 Растения поля. Зерновые культуры
Учебник
(часть 2) – с. 8–11;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 6,
задания № 8–10 Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выстав-ку «Это всё сделано из растений Беседа Продолжить развитие умения классифицировать
растения.
Узнать, где и как выращивают хлебные(зерновые) культуры, как выращивали хлеб в старину; какие ещё культуры выращивают на полях, где их используют.
умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение
36 Декоративные растения.
Комнатные растения
Учебник (часть 2) –
с. 12–14;рабочая тетрадь (часть 2) – с. 7, задания № 11, 12 Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные
растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Творческое выступление. Научиться выращивать комнатные растения; продолжить развивать умение анализировать рисунки, добывать информацию.
умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях;
умение работать в паре
37 Обобщающий урок
(Что мы узнали о растениях)
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 8, 9,
задания № 1–4 Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. Творческое выступление. Характеризовать растения.
Классифицировать их. умение работать с разными источниками информации;
умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять
тестовые задания
Раздел IV. Разнообразие грибов (3 часа)
38 Грибы, их многообразие
Учебник (часть 2) –
с. 15–18;
рабочая тетрадь – с. 11,
задание № 3 Рассматривают разные грибы (на картинках, муляжи, реальные грибы – по возможности), находят их сходства и различия; работают с рисунком-схемой строения гриба, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике. Фронтальная беседа Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия, необходимые для их роста и развития, аргументированно доказывать, что
грибы относятся к живым организмам; различать съедобные и несъедобные грибы, называть их отличительные признаки умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из тек-
ста
39 Съедобные и ядовитые
Грибы ОБЖ Правила сбора грибов
Учебник (часть 2) –
с. 19–21;
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11,
задания № 1, 2, 5 Находят различия в строении шляпок и ножек грибов, выделяют отличительные признаки ядовитых грибов;
обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки
безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. Текущий контроль умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками
информации
40 Удивительные грибы
(другие виды грибов)
Учебник(часть 2) –
с. 22, 23;
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 11, задание № 4 Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина
шляпочные грибы и дают им характеристику. Тест Узнать, есть ли какие-нибудь грибы
кроме шляпочных грибов, как их используют умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу впаре
Раздел V. Разнообразие и красота животных (18 часов) Размножение птиц
Учебник (часть 2) –
с. 38, 39;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 16,
задание № 8
41 Животные,
их разнообразие
Учебник (часть 2),
с. 25–29;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 12,
задание № 1 Работают в парах – размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним. Фронтальная беседа Узнать, чем различаются
животные, чем они питаются, как передвигаются, как защищаются. характеризовать условия, необходимые для жизни животных умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами
42 Млекопитающие,
их многообразие
Учебник (часть 2) –
с. 30–33;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 13,
задания № 2–4 Высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в отдельные группы; находят признак, который является главным для млекопитающих; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам. Фронтальная беседа Учиться отличать млекопитающих от других животных умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста;
умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять существенный признак, умение объединять животных в группы
43 Птицы, их
многообразие
Учебник (часть 2) –
с. 34–37;
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 14, 15,
задания № 5–7 Рассказывают о том, каких птиц и где они наблюдали; выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающие ;учатся различать птиц, сравнивают их клювы, ноги, перья, называют среду обитания, способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают во дворе дома образ жизни птиц
Творческое выступление. Учиться различать птиц по их отличительнымпризнакам; развивать умения анализировать рисунки. продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных;
умение работать с разными источниками информации;
умение моделировать
44 Размножение птиц
Учебник (часть 2) –
с. 38, 39;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 16,
задание № 8 Выделяют основную информацию из прослушанного текста; рассматривают иллюстрации, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют гнездо птицы (по желанию). Узнать, как размножаются птицы. умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира
45 Удивительные птицы
Учебник (часть 2) –
с. 40–43;
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 16, задание № 9;
с. 17, задание № 10 Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям,
слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки худо-жника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой. Творческое выступление. Классифицировать птиц.
Расширить представления о разнообразии птиц умение анализировать рисунок и предполагать, какая в нём заложена информация;
умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира;
обобщать наблюдения,
делать выводы
46 Насекомые,
их многообразие
Учебник (часть 2) –
с. 44, 45;рабочая тетрадь (часть 2) – с. 18, 19,задания № 11,13 Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию). Индивидуаль-ный опрос Учиться отличать насекомых от других животных,
находить их сходства и различия, выделять сущесвенный признак. умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по описанию; наблюдать и описывать предметы , обобщать
47 Общественные
насекомые ОБЖ
Правила поведения при встрече с пчёлами
Учебник (часть 2) –
с. 46–48;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 20,
задание № 14 Рассказывают о жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами, муравьями,
о бережном отношении к ним. Индивидуальный опрос Моделировать безопасное поведение при встрече спчёлами и муравьями умение определять основную и дополнительную информацию из текста,
выделять научную
информацию из художественного текста, анализировать рисунки
4четверть
48-49 Жуки и бабочки
Учебник (часть 2) –
с. 48–51;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 21–23,
задания № 15–19,
тест Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради. Формировать представление о жуках и бабочках, их разнообразии, обратить внимание на красоту редких видов жуков и бабочек, занесен-ных в Красную книгу. умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы
50 Рыбы,
их многообразие
Учебник (часть 2) –
с. 52, 54;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 24,
задания № 21, 22 Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради
Фронтальная беседа Узнать, чем рыбы отличаются от других животных.
Учиться ухаживать за аквариумными рыбками;
продолжить развивать умение классифицировать животных.
умение находить необходимую информацию из разных источников;
умение работать с рисунками-схемами;
умение работать в паре
51 Аквариумные рыбы
Учебник (часть 2) –
с. 53, 55;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 24,
задание № 20 Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. Фронтальная беседа умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение
52 Земноводные и
пресмыкающиеся,
их разнообразие ОБЖ
Правила поведения при встрече с пресмыкающимися
Учебник (часть 2) –
с. 56–58;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 25, 26,
задания № 23–25 Рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, пресмыкающимися, выделяют их основные признаки; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои
наблюдения в природе. Фронтальная беседа Формировать представление о морских обитателях, их разнообразии умение ставить познавательную задачу и планировать её решение;
умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы;
проводить наблюдения и описывать их
53 Древние
пресмыкающиеся
Учебник (часть 2) – с. 59; рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 27, 28,
задания № 26–28тест Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных;
выполняют тест в рабочей тетради. Тест Узнать о древних пресмыкающих. Обобщать ранее полученные знания. проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить небольшие сообщения
54 Домашние животные,
их значение в жизни человека
Учебник (часть 2) –
с. 60–63;
рабочая тетрадь (часть 2) – с. 29, 30,
задания № 29–31 Выделяют группы животных, которые одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;
рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками. распределяют животных на домашних и диких.
Фронтальная беседа Классифицировать группы животных. Узнать , как ухаживать за домашними животными умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях;
описывать характерные
особенности домашних животных
55 Домашние питомцы ОБЖ Правила поведения с домашними питомцами
Учебник (часть 2) –
с. 64–66;
рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 30,
задания № 32, 33 Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира
56 Обобщающий урок
(Что мы узнали о животных)
Учебник(часть 2)с.67,68;рабочая тетрадь(часть 2) –с. 31, задание № 34, с. 34, 35, задания № 1–8 Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. Фронтальная беседа Проверить усвоение знаний о диких и домашних животных проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания
57 Экскурсия
(в зоопарк, дельфинарий,
палеонтологический музей)
Учебник (часть 2) –
с. 69–73 Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения. Текущий контроль Проверить и обобщить знания о животных умение описывать, характеризовать объекты окружающего мира, высказывать свои суждения, аргументировать их
58 Красная книга растений и животных
Учебник(часть 2) –
с. 74–77;
рабочая тетрадь
(часть 2) –с. 32, 33,
задания № 35–38 Знакомятся с редкими растениями и животными мира; обсуждают деятельность людей по сохранению многообразия растительного и животного мира Земли; намечают план помощи
взрослым.
Ролевая игра. Текущий контроль
Узнать, почему стали редкими некоторые растения и животные, какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле, как могут помочь школьники в этом важном дел умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию
из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей
и собственные действия
Раздел VI. Творения людей вокруг тебя (8 часов)
59 Дерево в жизни
человека
Учебник –с. 80, 81;
рабочая тетрадь –
с. 38, задание № 1 Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее –живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного
двора (как к ним относятся ученики школы) Текущий контроль
Наблюдать предметы, соз-
данные людьми, и рассказывать, из каких материалов они сделаны; рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать узоры, которые используются в одежде, предметах быта у разных народов; рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия; различать
современные и старинные сооружения, памятники культуры умение представлять последовательность действий,
пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами
60 Народное творчество
Учебник – с. 82, 83;
рабочая тетрадь – с. 39,
задание № 2 Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.
Текущий контроль
Наблюдать предметы, соз-
данные людьми, и рассказывать, из каких материалов они сделаны; рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать узоры, которые используются в одежде, предметах быта у разных народов; рас-
сказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия; различать современные и старинные сооружения, памятники культуры развитие эстетического восприятия предметного мира;
умение различать изделия народных
мастеров
61 Национальные тради-
ции в изделиях разных народов
(Экскурсия в краеведческий
музей)
Учебник – с. 84, 85 Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном краю); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта. Творческое выступление уважительное отношение к национальным традициям разных народов
62 Мир увлечений людей.
Коллекционирование
Учебник – с. 86, 87 Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров-родителей .Творческое задание умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её
63 Среда обитания – нашобщий дом.
Твой дом и двор
Учебник – с. 88, 89 Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев Фронтальная беседа развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту
64 Родной город (село, край), его памятные места
(Экскурсия по родному городу, селу)
Учебник –
с. 90–92 ОБЖ Правила поведения в общественных местах
Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места;
готовят сообщение об одном из них (по желанию). Фронтальная беседа развитие эстетического восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам
65 Памятники культуры. Бережное отношение к ним
Учебник – с. 93–95;
рабочая тетрадь
с. 39, задание № 3 Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России
Комплексная работа развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей
Родине, к её историческому прошлому, к памятникам
культуры, созданным нашими предками66 Итоговый контрольный
урок
(Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе) ОБЖ
Правила поведения летом
Рабочая тетрадь
(часть 2) – с. 36, 37, 40 Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в классе.
Практическая работа развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным нашими предками