Урок чтения в 4 классе Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»








Урок литературного чтения
в 4классе
Учитель: Мишнева Е. В.












Цели:
Знакомить детей со стихотворением Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»;
Развивать навыки выразительного чтения, речь;
Обогащать словарный запас детей;
Прививать чувство сострадания к братьям нашим меньшим;
Воспитывать любовь к родине, к своему краю.
Оборудование: картины: «Три богатыря» В. Васнецова, «Купание красного коня»; подкова, маленькие подковки, детские рисунки, магнитофон, кассета, гитара.
Оформление доски:
Тема: Б. А. Слуцкий. Лошади в океане
Эпиграф: «Лошадь выдержит.
Всё равно она выдержит.
Она не исчезнет до тех пор пока существует сам человек...» (У. Фолкнер)
Подкова – символ счастья. (нар. поверье)
Словарная работа: алаша
«Глория»
иппологи
Тема сочинения: «А всё-таки мне жаль их...»


Ход урока:
I. Чтение учителем отрывка из стихотворения
- С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
- Как называется поэтическая тетрадь, которую мы с вами читаем?(«Тихая моя Родина»)
- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина?
Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает)
ІІ. Проверка домашнего задания.
- У вас было задание выучить наизусть стихи из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному.(дети читают наизусть)
ІІІ. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли.
1. Биография писателя.
- Б. А. Слуцкий родился в Донбассе. В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького)
Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты. Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём.
- Это стихотворение о замечательных животных. О каких?
на доске Алаша - лошадь

- Это слово пришло к нам из татарского языка. До монголо-татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Вначале оно употреблялось применительно к рабочей лошади(внимание на картины)
- Какую работу выполняют с помощью лошади? (местный материал)
Ратных, военных лошадей называли по-прежнему конями.
- Рассмотрите репродукции картин русских художников( Эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве)
- Как бы вы описали лошадь? Какая она? (трудолюбивая, преданная, верная, добрая, быстрая)
- С давних времён лошадь была верным помощником человека.
- Настоящая труженица(картина), верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью.
- А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина.
- Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда.
- А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.
- Не зря 3,5 тысячи лет тому назад царь Кипра писал египетскому фараону Аменхотепу: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням».
Это было традиционное пожелание в официальных документах.
- Стихотворение «Лошади в океане» было сразу же положено на музыку. А в 80-х стало любимой песней.
ІV. Работа над новым материалом.
1. Исполнение песни учителем (аккомпанемент – гитара)
- Какое впечатление произвела на вас эта песня?
2. «Жужжащее» чтение.
- Познакомимся поближе с этим стихотворением. Откройте учебники. Прочитайте его самостоятельно «жужжащим» чтением.
- Какие новые слова встретились?
3. Чтение – «разведка»
- Какое несчастье произошло в океане? Подтвердите строчками из стихотворения.
- Как назывался корабль?
- В мирное или военное время происходят эти события?
- Рассмотрите детские рисунки и найдите в тексте соответствующие строки.
4. Работа над выразительным чтением.
- Сразу ли лошади поняли, что случилось? Прочитайте.( Им сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой)
- Как надо прочитать эти строки? Кто ещё прочитает?
- Какими словами поэт показывает, что лошади устали? Как прочитаем? (тревога усиливается)
- Жалко ли автору лошадей? Какими словами он выражает сочувствие лошадям? («что ж им было делать, бедным», «а всё-таки мне жаль их»)
- Вы мне сказали, что лошади не сразу почувствовали и поняли, что случилась беда. А ведь автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. («подков четыре тыщи, Счастья всё ж они не принесли»)
- В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому!
- Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы?
- Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща»)
- Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги)
5. Поэтическая минутка.
- Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (несколько человек)
- В каких строчках автор выразил главную мысль?
V. Закрепление изученного материала.
- Да, конечно, жаль этих замечательных животных, которые на всех войнах гибли и терпели невзгоды вместе с людьми.
- К сожаленью, сколько их погибло, учёт не вели, но часто в различных произведениях мы встречаемся с фактами их героической жизни и гибели.
1. Чтение подготовленными детьми отрывков из произведений, в которых рассказывается о гибели лошадей.
(«Рассказы о Суворове» С. Алексеев, «Рыжик» С. Алексеев, «Бородино» М. Лермонтов, «Четыре боевых случая» Л. Успенский, «Галина мама» С. Георгиевская, « Марат Казей» В. Морозов)
- Вы сами убедились, что лошадь была верным и преданным спутником человека.
2. Сочинение – миниатюра.
- Возьмите листики. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их...»
- Как можно начать сочинение?
( - На уроке я прочитал стихотворение о лошадях...
- Издавна лошадь была верным другом человека...
- С давних времён лошадь преданно служит человеку...)
- Выберите себе начало, и попробуйте выразить своё отношение, свои мысли.
Проверка: зачитать по желанию детей.
VІ. Дом. задание. Закончить оформлять свои сочинения, выучить стихотворение наизусть.

VІІ. Итог урока.
- Конечно, ребята, хотелось бы, чтобы эти добрые животные не исчезли с лица Земли, как многие другие.
- Этим занимаются специальные учёные – иппологи.
- есть страны, где лошади оказывают особое внимание.
Так, в Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах.
- Когда узнаёшь эти факты, то сразу соглашаешься с американским писателем, большим любителем лошадей Уильямом Фолкнером:
на доске: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек»
- Конечно, она не исчезнет. И чтобы так было, чтобы нам всегда сопутствовала удача, чтобы, наконец, закончились войны, и наступил мир, я хочу подарить на память вам и нашим гостям вот такие маленькие подковки на счастье. Пусть у всех нас всё будет хорошо!
(Звучит музыка В. Высоцкого «Кони привередливые»)


Мишнева Елена Владимировна

13 PAGE 14215

МОУ «Маломихайловская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области».

Шебекинский район
2006 г.




Б. А. Слуцкий
«Лошади в океане»Courier New