Методическая разработка классного часа посвященного Дню снятия блокады Ленинграда на тему Блокадный Ленинград
Методические рекомендации
по проведению классного часа в 6 «А» классе
«Блокада Ленинграда»
Цели:1) формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
2) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
3) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.
Наглядность: мультимедийная презентация
Техническое оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
Слайд 1
Вступительное слово учителя: Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен городу – крепости, городу в который так и не вошли завоеватели, городу-герою Ленинграду.
22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг...
Слайд 2 видеоролика
Слайд 3
Ученик 1: Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли – их оружием были Мужество, Воля и Сила Духа. 8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.
Слайд 4
Ученик 2: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Ему поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров.
Ученик 3: 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 872-дневная блокада Ленинграда.
Слайд № 5-6:
Ученик 1: Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».
Слайд № 7
Ученик 2: В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.
Слайд № 8 видеоролик
Ученик 3: Нет воды, только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и разных примесей. Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни
Слайды № 9-10
Ученик 1: К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В течении сентября - ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках.
Слайд11-12
Ученик 2: Ввиду блокады города с 20 ноября размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим 250 граммов хлеба в сутки
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет по 125 граммов
Войскам первой линии 500 граммов
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
По данным исследований конца XX века – примерно 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под развалинами домов.
Слайд 13 видеоролик
Ученик 3: Число жертв голода стремительно росло
· каждый день умирали более 4000 человек. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6
·7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
Слайд 14-15
Ученик 1: отрывок из «Блокадной книги»:
«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось.
Слайд 16 видеоролик, читаем вместе с роликом
Ученик 3: отрывок из записей Тани Савичевой:
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»«Умерли все». «Осталась одна Таня»
Слайд 17
Ученик 2: Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался. Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Слайд 18 Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”
(звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича, на фоне которой звучит стихотворение)
Ленинград
Слайд 19-20
Ученик 1 И летели листовки с неба,На пороги обмёрзших квартир:
«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..» «Будет мир! Вам ведь снится мир?»
Дети плача, хлеба просили,Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли,И не вышли к стене городской.
Слайд 21
Ученик 2: Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Слайд 22видеоролик, читаем вместе с роликом
Ученик 3: Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
Слайд 23
Учитель: 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Слайд 24
Лиза
Опять война, опять блокада, -А может нам о них забыть?Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”.И может показаться правы и убедительны слова,Но даже, если это правда, такая правда не права!Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!
Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания видеоролик Слайд 25
Слайд 26 видеоролик
Слайд 27
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой.
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Слайд 28-32 Когда началась блокада Ленинграда? 8 сентября 1941г.Когда была снята блокада Ленинграда? 27 января 1944г.Как сегодня называется город Ленинград? Сколько грамм хлеба выдавали по норме?Сколько человек погибло по данным исследований?Что такое патриотизм? Патриоти
·зм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
Рефлексия: Какие чувства переполняют вас? Что запомнилось больше всего?
dђЗаголовок 515