Образовательная Программа внеурочной деятельности объединения эстрадного пения Карусель

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА



Обсуждена на заседании УТВЕРЖДАЮ:
методического совета Директор МБОУ «СОШ №2»
МБОУ «СОШ №2» ______________Л. В. Дюшко
протокол № приказ №
«____»__________20___ г. от «___»___________20____г.








Образовательная программа внеурочной деятельности

объединения эстрадного пения «Карусель»

Возраст воспитанников: 11-17 лет
Сроки реализации программы: 4 года







Педагог дополнительного образования:
Рудакова Галина Ивановна







Тарко-Сале
2015г.



Пояснительная записка

Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе, как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Музыка является самым распространенным видом искусства. А эстрадная музыка (правда, к сожалению, разного качества) и самым близким, доступным жанром. Поэтому естественна тяга детей именно к этому виду творчества. Данная образовательная программа, в отличие от программ хорового, ансамблевого (народного и академического) пения, ориентирована на создание и развитие у детей эстрадного певческого голоса. В этом ее новизна и отличительная особенность.

Характеристика программы

Образовательная область – искусство. Направление деятельности – художественное (музыка, исполнительство, эстрадное пение). Вид деятельности – прикладной (включение личности в системы социальных коммуникаций через обучение, практику и досуг). Тип программы - образовательно-развивающий.
Способ реализации – творческий (опыт детской самореализации, стимулирование и развитие потенциала личности). Уровень усвоения – углубленный.
Актуальность программы в индивидуальном развитии творческого потенциала детей с разными возможностями, в том числе с проблемами в сфере обучения и общения.
В содержание обучения программы входят:
система основных специальных знаний и навыков;
опыт творческой деятельности воспитанников;
опыт эмоционально-волевого отношения к миру, что является условием формирования у детей системы ценностей.
В процессе занятий все стороны содержания обучения слиты воедино и сориентированы не только на специальное (вокальное), но и на общее развитие воспитанников. Вокальные навыки без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний, умений и навыков. Воспитание музыкальных потребностей предполагает совершенствование личностных качеств детей, определяющих их поведенческие поступки. Такая организация процесса обучения в объединении способствует формированию всесторонне развитой личности ребенка.




Цель программы

Пробуждение у воспитанников глубокого интереса к пению, приобщение их к основам мировой музыкальной культуры; расширение комплекса потенциальных возможностей воспитанников и оказание им помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.

Задачи программы

Образовательные:
научить детей выразительному, искреннему исполнению вокальных произведений;
сформировать у детей музыкально-ритмические навыки;
способствовать участию детей в концертной деятельности.
Развивающие:
научить детей приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
физически развивать детей через систему охраны голоса.
Воспитательные:
формировать общую культуру ребенка, его эстетические вкусы;
воспитывать целеустремленность и трудолюбие.

Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков воспитанников, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных физических и психологических особенностей детей.
Программа объединения эстрадного пения «Карусель» рассчитана на детей 11-18 летнего возраста, имеющих музыкальные данные и проявляющих интерес к вокальному искусству. В объединение принимаются дети 11-17 лет, имеющие музыкальный слух, память, чувство ритма, обладающие творческими способностями и желанием выступать перед зрителями.
Содержание программы распределено по четырем годам обучения, по окончании обучения дети могут дополнительно продолжить занятия и концертную деятельность на более сложном музыкальном материале. Старшие дети при поступлении в объединение, как правило, имеют подготовку (Детская школа искусств), поэтому могут быть приняты сразу в группу 3-4 года обучения. Программа является интегрированной с включением предметов «Хореография» и «Теоретические основы музыки» (учащиеся ДШИ могут быть освобождены от посещения предмета «ТОМ»). Основной формой учебной и воспитательной работы являются групповые занятия (до 12 человек). Наряду с этим - мелкогрупповые и индивидуальные. Занятия проводятся: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2,5 часа, 3 и 4 года обучения - 3 раза в неделю по 3 часа. В том числе дополнительные предметы: хореография и теоретические основы музыки – 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Прогнозируемые результаты
1 год обучения:
знание правильной певческой установки;
овладение первичными навыками вокального дыхания;
чистое интонирование в пределах первоначального диапазона;
правильное произнесение текста в исполняемых произведениях;
выразительное исполнение песни;
унисон при пении в ансамбле;
музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях, направлении движения мелодии.
2 год обучения:
легкое нижнереберно-диафрагмальное вокальное дыхание;
расширение диапазона голоса;
уверенное интонирование мелодии исполняемых произведений;
выразительное пение с разнообразной динамикой;
правильная артикуляция при пении песен в подвижном темпе;
умение слышать себя и других при пении в ансамбле.
3 год обучения:
овладение основными вокально-певческими навыками;
развитие диапазона в рамках принятой классификации;
владение всеми видами вокального дыхания;
знать особенности вокального произношения текста в исполняемых произведениях;
чистое интонирование мелодии песни;
уверенное пение в простых, сложных размерах;
умение держать ритм и темп произведения;
знание основ музыкальной грамоты;
основные навыки чтения с листа.
4 год обучения:
исполнение песен различного характера и жанра;
поисковый и творческий подход к исполняемым произведениям;
знание истории российской и зарубежной эстрады.

Форма оценки качества реализации программы

За период обучения в объединении воспитанники получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – контрольные и открытые занятия, участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Результаты выступлений обсуждаются, дается словесная характеристика. Результаты контроля фиксируются в журнале мониторинга развития воспитанников. Руководитель объединения в конце учебного года анализирует свою работу и творческие достижения воспитанников.
Учебно-тематический план
1 год обучения

Содержание и виды работ
Общее кол-во часов

теория

практика

1. Теоретические основы музыки
18
6
12

2. Постановка голоса
50
20
30

3. Работа над произведением
48
-
48

4. Концертная деятельность
10
-
10

5. Хореография
18
-
18

ИТОГО:
144
26
118




2 год обучения
Содержание и виды работ
Общее кол-во часов

теория

практика

1. Теоретические основы музыки
18
6
12

2. Постановка голоса
50
12
38

3. Работа над произведением
66
-
66

4. Концертная деятельность
28
-
28

5. Хореография
18
-
18

ИТОГО:
180
18
162


3 год обучения
Содержание и виды работ
Общее кол-во часов

теория

практика

1. Теоретические основы музыки
36
16
20

2. Постановка голоса
108
18
90

3. Работа над произведением
134
-
134

4. Концертная деятельность
28
-
28

5. Хореография
18
-
18

ИТОГО:
324
34
290


4 год обучения
Содержание и виды работ
Общее кол-во часов

теория

практика

1. Теоретические основы музыки
36
16
20

2. Постановка голоса
108
18
90

3. Работа над произведением
134
-
134

4. Концертная деятельность
28
-
28

5. Хореография
18
-
18

ИТОГО:
324
34
290

Программа

Тема 1 «Теоретические основы музыки»

С первых занятий дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога – расширение музыкального кругозора воспитанников, формирование сознательного отношения к изучаемым явлениям, пробуждение устойчивого интереса и любви к музыке.
Задачи для детей.
1 год обучения:
- сформировать у детей музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях, направлении движения мелодии.
2 год обучения:
- сформировать умения и навыки чистого интонирования.
3 год обучения:
- научить детей хорошо читать ноты и при этом правильно петь.
4 год обучения:
- иметь представление об истории развития российской и зарубежной эстрады, джаза, массовой песни, творчестве российских и зарубежных композиторов и исполнителей.

Содержание темы

1 год обучения. Дать детям необходимые знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки:
понятие о высоких и низких звуках;
знакомство с фортепианной клавиатурой;
скрипичный ключ, ноты.
Развивать музыкальный слух (ладовый, гармонический, внутренний), петь интервалы, обороты в пределах ч1-ч5 от разных звуков на слоги. Петь знакомые песни от разных звуков.
2 год обучения. Расширять знания детей по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки:
скрипичный ключ, ноты;
деление длительностей;
лад, знаки альтерации;
интервалы;
размеры 2/4, 3/4, 4/4;
паузы, затакт.
Развивать музыкальный слух (ладовый, гармонический, внутренний), петь гаммы, интервалы, обороты, трезвучия по столбице, от звуков, на слоги, с называнием звуков.
3 год обучения. Развивать звуковысотное интонирование в процессе чтения нот:
пение выученных песен от разных звуков;
пение песен в одноименном мажоре и миноре;
пение мелодий по нотам (движение вверх, вниз, поступенно, повторяющиеся звуки, скачки на тонику) с называнием нот и дирижированием;
главные трезвучия и аккорды.
4 год обучения. Народно-песенные истоки музыки. Песня - искусство звучащего слова. «Серьезная» музыка и легкая, эстрадная и джазовая. Танцевальные традиции и ритмы современной эстрады. Советская массовая песня. Жанровое и тематическое разнообразие современных песен. Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и солистов рок-групп. Поиски нового в музыкальном искусстве ХХ века. Произведения классиков в «новом» звучании.

Тема 2 «Постановка голоса»

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. При постановке голоса следует учитывать возраст детей, состояние здоровья их голосового аппарата. В работе используются упражнения дыхательных систем А.Стрельниковой, В.Хачатурова, М.Гогулан, фонопедические упражнения В.Емельянова.
Упражнения делятся на несколько групп в зависимости от поставленных задач:
голосовые сигналы доречевой коммуникации;
управление артикуляционной мускулатурой;
произвольное управление регистрами;
выработка певческого вибрато;
интенсификация и регуляция фонационного выдоха;
формирование механизма прикрытия.

При регулярности и систематичности занятий у детей расширяется диапазон, увеличивается сила и яркость голоса, полетность звучания, улучшается вибрато, певучесть голоса, а также раскрепощенность певческого процесса.

Содержание темы

1 год обучения. Знакомство детей с правильной певческой позицией, элементами правильного звукоизвлечения, певческого дыхания.
2 год обучения. Ознакомление детей с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, стоя). Основы певческого дыхания. Овладение приемами мягкой атаки. Слуховой контроль.
3 год обучения. Повторение и закрепление вокальных умений и навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция). Расширение певческого диапазона. Работа над тембром звука. Выработка певческого вибрато.
4 год обучения. Повторение и закрепление вокальных умений и навыков (дыхание, манера округления и вокализация гласных, фразировка). Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Частота и амплитуда пульсаций вибрато.

Тема 3 «Работа над произведением»

Разучивание музыкального произведения – процесс длительный. Сущность этого процесса – проникнуться всеми деталями и особенностями произведения. В период разучивания песни перед ребенком возникают различные сложности, которые носят прежде всего технологический характер. Неудобства могут быть вызваны большим диапазоном, неудобной тесситурой, непривычными скачками в голосоведении, очень медленным или слишком быстрым темпом, разнообразной ритмикой, дикционными особенностями и прочими трудностями. В результате работы над песней сложный материал постепенно должен стать удобным.

Содержание темы

1 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Проверка исполнения с помощью магнитофонной и видеозаписи.
2 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной и видеозаписи.
3 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разучивание песни с сопровождением и без него. Разучивание мелодии по нотам и по слуху. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
4 год обучения. Показ-исполнение или слушание песни в записи. Разучивание песни с сопровождением и без него. Целенаправленность, целеустремленность, логика и последовательность в создании художественного образа.

Тема 4 «Концертная деятельность»

Конечным итогом процесса разучивания песни является публичное исполнение ее в завершенном виде. Концертное исполнение – это самый ответственный и итоговый момент в работе над музыкальным произведением. В нем «спрессована» многомесячная работа воспитанника и руководителя, все их творческие достижения. Только вдохновенное и совершенное искусство доставляет людям радость, обладает притягательной силой. Очень важно, чтобы в концертном зале во время звучания песни между исполнителем и слушателем установился особый психологический и эмоциональный контакт, чтобы зал «откликнулся». После каждого выступления необходим подробный анализ выступления.
Содержание темы

1 год обучения. В течение года пройти несколько песен различного характера, подготовить к публичному выступлению 3-4 песни.
Принять участие в мероприятиях ко Дню учителя, Дню пятиклассника, Новогодних утренниках, 8 Марта, отчетном концерте школы.
2 год обучения. В течение года пройти несколько песен различного характера, подготовить к публичному выступлению 4-5 песен.
Принять участие в различных мероприятиях «Годовой круг праздников и традиций» школы, городском и районном конкурсе юных дарований «Парад Надежд», районном и окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала».
3 год обучения. В течение года подготовить к публичному выступлению 5-6 песен, различных по характеру, жанру. Принять участие в различных мероприятиях «Годовой круг праздников и традиций» школы, городском и районном конкурсе юных дарований «Парад Надежд», районном и окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала», районном фестивале народного творчества «Семь цветов радуги».
4 год обучения. В течение года подготовить к публичному выступлению 5-6 песен, различных по характеру, жанру. Солировать в эстрадном ансамбле. Участвовать в концертных программах школы, города, района; конкурсах, фестивалях различных уровней.

Тема 5 «Хореография»

Эстрадное исполнительство - это гармония вокала и движений. Создать на сцене яркий запоминающийся образ, передать характер песни через пластику движений – необходимые умения для эстрадного певца. Систематическое выполнение комплекса упражнений, при которых всесторонне развиваются все важнейшие группы мышц, координация, подвижность суставов, сила и выносливость, помогают решать и вокальные задачи.

Содержание темы

1 год обучения. Расширять в музыкально-ритмических играх объем движений, особенно танцевальных и гимнастических. Учить активной реакции на музыку (ритм, темп, динамика). Упражнения по ориентировке в пространстве. Исполнять простейшие элементы, упражнения, фигуры танца.
2 год обучения. Постановка корпуса в танце и эстрадном вокале, умение держаться в «подтянутом» состоянии при ходьбе и при исполнении движений совместно с пением. Позиции рук, ног, положение корпуса эпольман, ан фас. Правила поворотов, виды поклонов. Танцевальные шаги. Самостоятельно составлять несложные связки движений, соответствующие характеру песен.
3 год обучения. Усложнённые ритмические упражнения. Развитие танцевальной координации движений. Упражнения на расслабление, на восстановление дыхания. Элементы латино-американских танцев.
4 год обучения. Небольшие танцевальные композиции на базе пройденных движений.


Основные принципы построения занятия

Занятие, как правило, комплексное, содержит в себе несколько тем. Например, процесс распевания сочетается с музыкальной грамотой, работа над произведением – с беседами о творчестве исполнителя и композитора, хореографией. Чаще проходит по схеме: постановка голоса - работа над произведением - хореография или теория. Возможны занятия, полностью посвященные одной теме – теоретические основы музыки или хореография. Различно время, отводимое на каждую из частей занятия. Воспитанникам 1-2 годов обучения больше время требуется на постановку голоса, а старшим – на работу над произведением, т.к. их репертуар объемнее и сложнее. Отличие есть и в характере вида деятельности детей: воспитанники младшего возраста чаще используют подражательный, познавательный или практический виды деятельности, а старшие дети – поисковый, творческий и коммуникативный.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий
Тема 1 «Теоретические основы музыки»: (групповая) лекция, учебная игра, занятия-соревнования (конкурсы, турниры, викторины), дискуссия.
Тема 2 «Постановка голоса»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) диалог педагога и воспитанников, тренинг, занятия-конкурсы.
Тема 3 «Работа над произведением»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) диалог педагога и воспитанников, занятия-соревнования, импровизация.
Тема 4 «Концертная деятельность»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) концерты, конкурсы, фестивали.
Тема 5 «Хореография»: (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) занятия-конкурсы, импровизация.

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса
Тема 1 «Теоретические основы музыки»:
работа под руководством педагога;
восприятие;
запоминание;
повторение;
упражнение;
репродуктивный метод;
эвристический метод;
формирование умений и навыков;
поиск дополнительного материала;
рефлексия деятельности, самопроверка, работа над ошибками;
упражнения, игры, творческие задания, рефераты.
Тема 2 «Постановка голоса»:
работа под руководством педагога;
восприятие;
запоминание;
повторение;
формирование умений и навыков;
упражнение;
репродуктивный метод;
рефлексия деятельности, работа над ошибками.
Тема 3 «Работа над произведением»:
работа под руководством педагога;
восприятие;
запоминание;
повторение;
формирование умений и навыков;
упражнение;
репродуктивный метод;
рефлексия деятельности, работа над ошибками;
аудиовизуальный контроль.
Тема 4 «Концертная деятельность»:
самостоятельная работа ученика;
самостоятельный контроль;
принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Тема 5 «Хореография»:
овладение основами изучаемого непосредственно на занятии;
восприятие;
запоминание;
повторение;
формирование умений и навыков;
упражнение;
импровизация.

Методическое и дидактическое обеспечение:
нотная и музыкальная литература;
методические разработки по вокалу, сольфеджио;
учебные пособия и таблицы;
столбица, магнитная доска с нотоносцем;
раздаточный материал для тестирования по сольфеджио;
портреты композиторов;
фонограммы.

ТСО:
синтезатор;
аудио- и видеотехника, аудио- видеозаписи;
голосовая аппаратура.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее:
наличие педагогов эстрадного вокала, танца и теории музыки;
необходимое количество часов;
просторный класс;
зеркальная стенка;
аудио- видеоаппаратура;
доступ к интернет-ресурсам;
голосовая аппаратура;
музыкальный компьютер;
фонограммы в количестве, определенном годами обучения;
методические и музыкальные литература и пособия;
сценические костюмы.

















Литература


Адрианова Н. Особенности методики преподавания эстрадного пения.-М.,1999г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.,2000г.
Вопросы вокальной педагогики./ Сост. Чаплина В. - М.,1984г
Гульянц Е. Музыкальная грамота. – М.,1998г.
Куприянова Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом – М.,1994г.
Емельянов В. Развитие голоса. – СПб.,1997г.
Осеннева М, Самарин В., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.,1999г.
Русская советская эстрада.Очерки истории./Сост.Уварова Е. –М.,1981г.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,2002г.
Тельчарова Р. Уроки музыкальной культуры. – М.,1991г.
Халабузарь П.,Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб.,2000г.
Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О.Апраксина. – М.,1987г.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М., 1995г.


Литература для детей

Троицкий А. Рок в СССР. - М.,1991г.
Хромушин О. Джазовое сольфеджио. – СПб.,1998г.
Энциклопедия для юных музыкантов./Сост.Куберский И.,Минина Е. – СПб.,1997г.
Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. – М., 1999г.

Видео- и аудиоматериалы

Емельянов В. Развитие голоса (фонопедические упражнения).
Хачатуров В. Дыхание в детском эстрадном вокале (видеошкола).
Видеоматериалы концертов российских и зарубежных эстрадных исполнителей.
Аудиодиски детских песен, российских и зарубежных эстрадных исполнителей.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915