МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Морозова Юлия Николаевна
(Преподаватель высшей категории
социально-экономических дисциплин
ГБПОУ Строгановский колледж г.Очер
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Приоритетом государственной политики в сфере образования является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов.
Поэтому одним из источников информации о качестве образовательного процесса является, без сомнения, мнение преподавателей, студентов о деятельности колледжа. В 2006 году было принято решение на совете Директора о проведении социологического опроса об удовлетворенности студентов колледжа образовательными услугами в рамках аудита качества образования. В течении трех лет велось социологическое исследование по теме: Социологический портрет студента 3 курса отделения СПО Строгановский колледж г.Очер. Принятие решений на основе результатов социологических исследований является главным в выработке стратегии деятельности колледжа.
Целью данного исследования является выявление степени удовлетворенности студентов образовательными услугами.
Предметом исследования является степень удовлетворенности студентов образовательными услугами.
Объектом исследования являются студенты 3 курса отделения СПО колледжа. Гипотеза: Удовлетворенность потребителей колледжа образовательными услугами является доминирующим показателем, характеризующим качество образовательного процесса.
Была специально разработана анкета, состоящая из 78 вопросов которые разделены на блоки: 1. Удовлетворенность учебным процессом; 2. Удовлетворенность методическим обеспечением; 3.Удовлетворенность педагогическими кадрами; 4. Взаимоотношения в учебной группе; 5.Удовлетворенность включения в учебный процесс новых информационных технологий; 6.Удовлетворенность воспитательными мероприятиями проводимыми в колледже.
Студентам предлагается в специальной анкете название: «Социологический портрет студента 3 курса отделения СПО Строгановский колледж г.Очер» отметить сильные и слабые стороны образовательного процесса, а также возможности развития и препятствия, стоящие на пути. В анкетировании принимали участие в течение трех лет 320 студентов всех специальностей.
Необходимо было понять, что волнует студентов, а что для них не важно, в чем они видят возможности развития и совершенствования деятельности колледжа.
Анализ ответов показывает, что больше всего студенты удовлетворены организацией учебного процесса (91%), профессионализмом большинства преподавателей (86%), использованием традиционных форм организации учебного процесса.
Менее всего студентов удовлетворяет воспитательная деятельность, социальная сфера общения и развития (65%).
Мотивы поступления в учебное заведение и выбора конкретной специальности - один из основных показателей формирующегося отношения к профессии. Исходя из результатов опроса, становится ясно, что среди мотивов поступления абитуриентов в колледж преобладает возможность получить среднее образование и специальность (65%), а также осознанием того, что без диплома о среднем профессиональном образовании трудно чего-либо достичь в жизни (41%). В то же время нельзя игнорировать тот факт, что 56% молодых людей при поступлении в колледж не испытывали большого интереса к профессии, руководствовались иными мотивами.
Особая группа вопросов служит выявлению значимых стимулов учебной деятельности студентов колледжа. Данные опроса показывают, что педагогическое мастерство преподавателя, его объяснения эффективнее, чем прямолинейная требовательность и формальная строгость. Второе место значимых стимулов в учебной деятельности отдано студентами использованию преподавателями мультимедийных и других активных форм познавательной деятельности. Значительным стимулом в учебной деятельности студентов является наличие учебников, пособий нового поколения. Для каждого 7 студента приоритетным стимулом в учении является работа по выбранной специальности.
Следующая группа вопросов служила выявлению мнения студентов о своем колледже. Подавляющая часть студентов (76%) положительно оценивает деятельность колледжа. Особенно важно, что молодые люди отмечают приобретение в процессе учебы навыков использования современных технологий, самостоятельной работы. Значительная часть опрошенных (90%) убеждены, что колледж дает профессиональные знания и помогает реализовать свои возможности.
Важнейшим показателем работы колледжа является представление о будущей профессии и работе, которые складываются в создании студентов. Можно сделать вывод, что у большинства студентов складываются позитивные представления о своей будущей работе, формируется по-настоящему деловой настрой на перспективу. Сложившееся отношение к учебе влияет и на профессиональные ожидания студентов.
Выводы
Результаты специальной разработанной анкеты позволяют руководству пересмотреть систему поощрений, признания инициативы и участия персонала и обучающихся в деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов. В дальнейшем планируется проведение анкетирования следующих курсов колледжа.