Положение о военно-патриотической игре Зарница. Школьный этап
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Цель игры:
воспитание гражданина-патриота, защитника Отечества
реализация творческого, духовно-нравственного и физического потенциала подростка через участие в игре
формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения
физическое совершенствование подростков
привлечение подростков к активным занятиям прикладными видами спорта
воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, выявление лидеров в группе.
Задачи игры:
сплочение подростков на основе идеи патриотизма и потребности в здоровом образе жизни
формирование у учащихся социальной и коммуникативной компетентностей
внедрение новых технологий по патриотическому, правовому и духовно-нравственному воспитанию
пропаганда среди подростков военно-прикладных видов спорта
организация досуга путем вовлечения их в активное участие в игре.
Время проведения: февраль в несколько этапов.
Участники игры: сборные команды учеников 5-9 классов школы.
1 этап. Оформление документов, знакомство с программой игры и участниками команд.
2 этап. Выполнение заданий викторин по тематикам: музыка, искусство, ОБЖ, литература, история. Команда получает задание (викторину) и выполняет его. Выполнив задание, командир сдает ответственному учителю и получает подсказку, где взять следующее. Выполнив все задания, сдают лист маршрута учителю ОБЖ.
3 этап. Испытания. Проводится в спортивном зале и на улице. Предусматривает участие команд в командно-игровом, военизированном экстремально-спортивном испытании «Изо всех сил! Дойти до финиша!» Цель игры – найти флаг противника.
Первая часть этапа – строевая подготовка.
Команды получают маршрутный лист, по которому будут проводить спасательную операцию. Двигаясь по этапам игры, команда ищет искомый флаг победы – то, за что сражаются все.
Схема маршрута через район стихийных бедствий
5а
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2а 7а
На схеме цифрами обозначены этапы, на которых команды должны выполнить задания. Этапы 1,2,3,4,5,6,7,8 – основные, а этапы 2а, 5а, 7а – дополнительные.
Порядок движения команд в районе стихийного бедствия.
Обе команды начинают передвижение по району стихийных бедствий с первого этапа. Выполнив задание, обе команды переходят на второй этап. Начиная с него, маршруты команд могут разойтись. Команда, справившаяся с заданием основного этапа, переходит на следующий основной этап. При этом за выполнение условий задания она получает 3 балла. Команда, не справившаяся с заданием этапа, получает 0 баллов, и ей приходится преодолевать путь к следующему этапу в обход, через дополнительный этап в соответствии со схемой маршрутов. На дополнительном этапе:
А) в случае правильного выполнения задания команда получает только 2 балла и переходит на следующий этап.
Б) в случае невыполнения задания команда получает 0 баллов, и переправляются через один этап вперед согласно схеме. Побеждает команда, преодолевшая район стихийных бедствий и набравшая большее число баллов.
1 этап. «Собери рюкзак»
Собираясь преодолеть район стихийных бедствий, обе команды занимаются сбором необходимых предметов, представленных в виде ребусов.
Задание. Решите ребусы и ответьте, какие предметы нужно брать с собой в поход. Команда, быстрее и правильнее собравшая необходимые для похода предметы, получает 3 балла, другая – 2 балла. Собрав рюкзаки, команды отправляются в район стихийных бедствий.
Ответы: палатка, вода, котелок, компас, веревка, топор, спички, соль, рюкзак, рояль, аптечка.
2 этап. «Газы»
Ребята слышат сигнал «Внимание всем!» и команду «Газы!». Команда должна как можно скорее одеть противогазы. Команда, быстрее и правильнее одевшая противогазы, получает 3 балла, другая – 2 балла.
3 этап. «Мишень»
Команда, спустившись в спортивный зал, получает задание: поразить 4 мишени. Каждый участник команды получает теннисный мяч. Из укрытия игроки должны поразить цели так, чтобы их не видел противник. Команда получает столько баллов, сколько было попаданий по мишеням.
2а этап. «Определи направление»
В
С
В
Стороны горизонта располагаются однозначно относительно друг друга, то есть, зная одну сторону горизонта, можно определить все остальные. На каждом из трех рисунков изображена одна сторона света. Необходимо найти сторону света, указанную стрелкой. При выполнении задания команда получает 2 балла.
4 этап. «Прыжки с места»
Команда попадает в болотистую местность.
Задание: каждый игрок должен перепрыгнуть через топь на кочку (перепрыгнуть через каремат). Засчитывается столько баллов – сколько человек перепрыгнуло через топь.
5 этап. «Рыбалка с сюрпризом»
На надувной лодке с мотором утром команда отправляется на дальнюю рыбалку по Ладожскому озеру. При выходе в озеро солнце только показалось из-за горизонта и находилось прямо по курсу лодки. Через 1 час хода
5а этап. «Стихийное бедствие»
На этом этапе команды настигает стихийное бедствие.
Задание: нужно по тексту определить, о каком стихийном бедствии идет речь и как нужно действовать при угрозе и возникновении данного стихийного бедствия.
Карточку с заданием наугад выбирает представитель команды:
«Тяжелые черные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак Ветер крепчал с каждой минутой Через несколько минут небеса разверзлись и обрушились на землю небывалые потоки воды».
Ответ: ураган.
«Рассказ очевидца: «В то утро на моих глазах от горы внезапно гигантский кусок. Бесшумно. Потом все скрылось из вида: тучи поднятой пыли были, пожалуй, даже страшнее того грохота, который докатился немного времени спустя».
Ответ: обвал, сель.
«Каракумы: «Вокруг нас свистело, бушевало. Крепко зажмурив глаза и зажав уши, я уткнулся в спину верблюда. Инстинктивно открыл рот, но тут же сжал губы, так как гортань забило песком. Через несколько минут все стихло Ветер утих. Засияло солнце. Не верилось, что всего несколько минут назад прошел»
Ответ: смерч (пыльная буря длится дольше, на большой территории).
За правильный ответ по карточке команда получает 2 балла.
6 этап. «Паутина»
Команда запутывается в можжевеловом кустарнике, чаще леса, где расставлены капканы на зверя.
Задание: команда должна пролезть сквозь спутанные веревки, не задев туловищем колокольчики. За выполненное задание команда получает 3 балла. Каждое касание веревок – штраф 0,5 балла.
7 этап. «Сюрпризы природы»
В плетенке зашифрованы названия опасных природных явлений. Всего 11 названий: пять - по горизонтали, шесть – по вертикали. Часть букв скрыта.
Задание: назовите эти природные явления.
7а этап. «Природная аномалия»
Командам предлагается задание на карточке в виде текста из газеты о природной аномалии. Необходимо рассказать, к чему может привести данная аномалия.
«В районе г.Куйбышева 28 апреля еще лежал снег, а 5 мая температура воздуха вдруг подскочила»
Ответ: бурное таяние снега, наводнение и половодье.
«В июле в города Алматы и его окрестностях стояла исключительно сильная жара. В горах температура воздуха была выше нормы, а потому усиленно таяли ледники в горах»
Ответ: по ее руслу пошел мощный селевой поток.
За правильный ответ по карточке команда получает 2 балла.
8 этап. «Успеете спастись?»
На этом этапе команды попадают на берег океана, которому угрожает цунами – гигантская волна, родившаяся далеко в океане из-за подводного землетрясения, может быть, из-за извержения подводного вулкана. Скорость движения цунами в нашем случае – рекордная и достигла 800 км/час. Команды получили предупреждение всего за 6 минут до подхода цунами к берегу.
Задание: вычислите, на каком расстоянии от берега находилась гигантская волна
9 этап. «Долгожданное спасение»
Команда добралась до пострадавшего.
Задание. Оказать помощь раненому с переломом ноги ниже колена и отправить его в медпункт. Правильно оказанная медицинская помощь – 3 балла.
Ответ: До прибытия врача необходимо соблюдать следующие правила:
Зафиксировать пострадавшую конечность. Для этого можно применять доски, куски арматуры – примотать поврежденную ногу к ним при помощи бинта или длинной полоски ткани. Желательно найти предмет в форме буквы «Г», при помощи которого можно будет зафиксировать и колено, и стопу. При отсутствии подручных средств можно прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.
Снять обувь. При переломе нарастает отек, поэтому позже разуть пострадавшего будет намного сложнее.
Дать пострадавшему обезболивающее. Если кто-то из находящихся рядом умеет делать уколы – лучше ввести лекарство внутримышечно. Прибывшему врачу обязательно нужно сказать, какой препарат был введен, когда и в какой дозе.
Придать ноге правильное положение. Для этого стопу берут одной рукой за пятку, а другой – за пальцы, и аккуратно тянут, выпрямляя ногу.
Приложить в области места перелома холод. Это может быть полотенце, смоченное в холодной воде, пузырь со льдом.
Избегать грубых движений, не вставать на поврежденную ногу. Это может привести к еще большему смещению отломков, повреждению сосудов и нервов, и, в конечном итоге, к потере конечности.
Ни в коем случае нельзя ничего самостоятельно «вправлять». Этим должен заниматься врач-травматолог после того, как будут сделаны рентгеновские снимки.
Остановить кровотечение, если оно имеется (при открытом переломе). В зависимости от интенсивности кровотечения, можно наложить тугую повязку или кровоостанавливающий жгут.
Пострадавший должен быть как можно скорее доставлен в травматологический пункт на носилках.
15