Рабочая программа по дисциплине Статистика
ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»
Рассмотрено:
На заседании методобъединения профессионального цикла
Протокол №________
От_____________
Утверждаю:
Директор Тугулымского многопрофильного техникума
_____________В.Ф.Баюнов
_______________
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Статистика
2015 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»
Разработчики:
Артюшкина Ольга Валерьевна - преподаватель
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Статистика» относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть:
общими компетенциями, включающими в себя способность
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
5
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
20
Аттестация в форме
2.2. Тематический план
по дисциплине «Статистика»
специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
очная форма обучения
Наименование разделов и тем
Макс. учеб.
нагрузка студента
(час)
Самостоятельная работа студента (час)
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретическое обучение
Практические (семинарские) и лабораторные занятия
Курсовое проектирование
Раздел 1. Введение в статистику.
3
3
3
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.
Раздел 2. Статистическое наблюдение.
9
9
9
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.
5
5
4
1
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.
Тема 3.2. Ряды распределения в статистике.
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.
10
4
9
7
2
Тема 4.1. Статистические таблицы.
Тема 4.2. Статистические графики.
Раздел 5. Статистические показатели.
14
12
12
10
2
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.
Тема 5.2. Средние величины в статистике.
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.
Раздел 6. Ряды динамики в статистике.
6
4
2
2
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.
Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний.
Всего по дисциплине
2.3. Содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Введение в статистику.
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.
Содержание учебного материала
3
1
Предмет и задачи статистики. История статистики.
1
1
2
Особенности статистической методологии.
1
1
3
Статистическая совокупность. Закон больших чисел.
1
1
Раздел 2. Статистическое наблюдение.
9
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
Содержание учебного материала
1
Статистическое наблюдение и этапы его проведения.
1
1
2
Цели и задачи статистического наблюдения.
1
1
3
Объекты и единицы статистического наблюдения.
1
1
Практические занятия
Не предусмотрено
Самостоятельная работа студента
Не предусмотрено
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.
Содержание учебного материала
1
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное.
1
1
2
Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое.
1
1
3
Непосредственное наблюдение.
1
1
4
Документальный способ.
1
1
5
Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный
1
1
6
Статистическая отчетность и ее виды.
1
1
Практические занятия
Не предусмотрено
Самостоятельная работа студента
Не предусмотрено
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.
5
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.
Содержание учебного материала
1
Статистическая сводка.
1
1
2
Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.
1
1
3
Программа статистической сводки.
1
1
4
Результаты сводки.
1
1
Практические занятия
№ 1. Составить простую и комбинированную группировки.
1
2
Самостоятельная работа студента
Не предусмотрено
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.
9
Тема 4.1. Статистические таблицы.
Содержание учебного материала
1
Статистические таблицы.
1
1
3
Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.
1
1
5
Правила построения таблиц в статистике.
1
1
6
Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
1
1
Практические занятия
№ 3. Построение различных видов статистических таблиц.
1
2
Самостоятельная работа студента
Не предусмотрено
Тема 4.2. Статистические графики.
Содержание учебного материала
1
Статистические графики.
1
1
2
Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.
1
1
3
Виды графиков по форме графического образа и способу построения.
1
1
Практические занятия
№ 4. Составить и построить разные виды диаграмм и графиков.
1
2
Самостоятельная работа студента
4
3
Составление кроссвордов по данной теме.
Раздел 5. Статистические показатели.
12
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.
Содержание учебного материала
1
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели.
1
1
2
Натуральные, стоимостные трудовые единицы измерения абсолютных показателей.
1
1
3
Коэффициенты, проценты, промилле в статистике.
1
1
Практические занятия
№ 5. Расчет различных видов относительных величин.
1
2
Самостоятельная работа студента
Не предусмотрено
Тема 5.2. Средние величины в статистике.
Содержание учебного материала
1
Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.
1
1
2
Правило мажорантности степенных средних в статистике.
1
1
3
Расчет среднего показателя способом моментов.
1
1
4
Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.
1
1
№ 6. Практические занятия
Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.
1
2
Самостоятельная работа студента
6
3
Решение задач на расчет среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической.
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.
Содержание учебного материала
1
Вариация.
1
1
2
Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.
1
1
4
Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.
1
1
Самостоятельная работа студента
6
3
Решение задач на расчет показателей вариации.
Раздел 6. Ряды динамики в статистике.
2
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.
Содержание учебного материала
1
Понятие о рядах динамики, их табличное и графическое выражение. Моментные и интервальные ряды.
1
1
2
Виды рядов динамики.
1
1
Практические занятия
Не предусмотрено
Самостоятельная работа студента
4
3
Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики.
Всего
40
Самостоятельная работа
20
ИТОГО
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Учебный кабинет по дисциплине «Статистика».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютера;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовая документация:
Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ-4-12/65 Н.
Литература
Основная:
Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2005.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 416
Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное - М.: Финансы и статистика, 2007.
Дополнительная:
Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.
Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. №1.1998; вып.№ 2. 1998; вып. №3. 2000; вып. №4. 2003
В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие -М.:Кнорус, 2007
Салин В. Н., Чурилова Э. Ю., Теория статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля. М.: Финансы истатистика, 2006.
Практикум по теории статистики : учеб, пособие / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой.2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.
Периодические издания
Журнал «Вопросы статистики».
Статистические ежегодники
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля
(контрольная работа, зачет/экзамен)
Методы контроля
Уметь:
Собирать и регистрировать статистическую информацию
Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы
Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники
Зачет
Практические занятия
Знать:
Предмет, метод и задачи статистики;
Зачет
Тестирование
Общие основы статистической науки;
Принципы организации государственной статистики;
Современные тенденции развития статистического учета;
Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
Основные формы и виды действующей статистической отчетности;
Технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915