Рабочая программа по дисциплине Статистика
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
специальности
120714 Земельно-имущественные отношения
Квалификация - Специалист по земельно-имущественным отношениям
(базовая подготовка)
2014-2015
УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УР ГБОУ СПО ПТТТиС
Н.В. Козырицкая
«28» августа 2014г.
РАССМОТРЕНА
Предметной цикловой комиссией
учетно-экономических и юридических
дисциплин
Протокол № 1
от «28» августа 2014 г.
Председатель комиссии
__________________ Т.К. Жидкова
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения», базовый уровень среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ N 693 от 23 июня 2010 г., зарегистрированного Министерством юстиции РФ 27 июля 2010 г. (рег. № 17985), и разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных Департаментом государственной политики и образования Министерства образования и науки РФ 27 августа 2009 года.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
Разработчик:
Иванова Мария Дмитриевна, преподаватель профессиональных дисциплин ГБОУ СПО ПТТТиС
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 13
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Статистика»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения», входящей в укрупненной группы специальностей 120000 Геодезия и землеустройство.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной и относится к профессиональному циклу дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Учебная дисциплина «Статистика» способствует формированию общих компетенций (ОК 1-5) и профессиональных компетенций (ПК 1.5, 2.4, 4.1, 4.5) специалиста по квалификации «Специалист по земельно-имущественным отношениям».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки. Анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.
5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
16
курсовая работа
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре
6
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в статистику
4
Тема 1.1. Предмет. Метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ
Содержание учебного материала
4
1
Предмет и задачи статистики. История развития статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Статистические показатели. Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Иерархическая структура органов государственной статистики. Современные тенденции развития статистического учета.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Реферат «Функции органов государственной статистики».
Найти необходимую информацию по вопросу «Развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в Ставропольском крае» и составить конспект.
Раздел 2. Статистическое наблюдение
4
Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Содержание учебного материала
4
1
2
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Формы статистического наблюдения.
1
1
1
1
7
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Разработка программно-методологических вопросов статистического наблюдения.
Найти необходимую информацию по вопросу «Перепись населения» и составить доклад.
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
12
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Методы группировки в статистике
Содержание учебного материала
4
1
2
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации чисел. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки.
1
1
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Работа с тестовыми заданиями по теме 3.1.
Выполнение практического задания на построение рядов распределения и их графическое изображение.
3
Тема 3.2. Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала
8
1
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Статистические графики.
2
1
Практические занятия
4
2
№ 1. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Построение рядов распределения и их графическое изображение.
№ 2. Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Составить кроссворд по теме 3.3.
Выполнение практических заданий на составление таблиц и построение графиков.
Раздел 4. Статистические показатели
13
8
Тема 4.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.
Содержание учебного материала
5
1
Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, интенсивности и сравнения.
2
1
Практические занятия
2
2
№ 3. Расчет различных видов относительных величин.
Самостоятельная работа обучающихся
1
3
Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин.
Выполнение тестовых заданий по теме 4.1.
Тема 4.2. Средние величины и показатели вариации
Содержание учебного материала
8
1
2
Средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная величины. Средняя гармоническая величина. Средняя хронологическая. Структурные средние величины. Мода и медиана в статистике.
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Коэффициент вариации.
1
1
1
1
Практические занятия
4
2
№ 4. Расчет средних величин.
№ 5. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Решение задач на расчет среднего уровня изучаемого явления, на расчет показателей вариации с использованием программы MS Excel.
Выполнение тестовых заданий по теме 4.2.
Раздел 5. Ряды динамики в статистике
6
Тема 5.1. Виды и методы анализа рядов динамики сезонных колебаний
Содержание учебного материала
6
1
2
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; стационарные и нестационарные.
Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
1
1
1
1
9
Практические занятия
2
2
№ 6. Расчет показателей ряда динамики.
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
Решение задач на расчет показателей и средних величин ряда динамики. Выполнение практических заданий на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами.
Раздел 6. Индексы в статистике
5
Тема 6.1. Индексы, классификация индексов в статистике
Содержание учебного материала
5
1
Индексы. Классификация индексов в статистике: по степени охвату явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Факторный анализ.
2
1
Практические занятия
2
2
№ 7. Расчет общих, средних индексов и индексов структурных сдвигов.
Самостоятельная работа обучающихся
1
3
Решение задач на расчет индивидуальных и общих индексов.
Выполнение тестовых заданий по теме 6.1.
Раздел 7. Выборочное наблюдение в статистике
7
Тема 7.1. Способы формирования выборочной совокупности
Содержание учебного материала
7
1
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения.
2
1
Практические занятия
2
2
№ 8. Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности.
Самостоятельная работа обучающихся
3
3
Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения.
Всего
51
10
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины проводится в учебном кабинете «Статистика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный дидактический материал;
- презентации в программе MS Power Point по разделам программы учебной дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows XP, MS Office;
- проектор Acer Projector;
- калькуляторы.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Закон РФ от 13.05.1992г. № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
Федеральный закон РФ от 25.01.2002г. № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения».
Замедлина Е.А. Статистика: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РОИР, 2006.
Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительные источники:
Сизова Т.М. Статистика: Учеб.пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005.
Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Интернет-ресурсы:
Специализированная интернет-библиотека электронных книг elibrus: http://elibrus.lgb.ru/
Электронная библиотека Куб: http://www.koob.ru/
12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения
- собирать и регистрировать статистическую информацию
Устный опрос. Тестирование.
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 1-2
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 3-7
Аудиторные проверочные работы.
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники;
Письменный опрос. Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 7-8.
Знания
- предмет, метод и задачи статистики;
Устный опрос
- общие основы статистической науки;
Устный опрос
- принципы организации государственной статистики;
Устный опрос
- современные тенденции развития статистического учета;
Устный опрос
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
Тестирование.
Контроль знаний по карточкам-заданиям.
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
Устный опрос
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Устный опрос.
Контроль знаний по карточкам-заданиям.
Тестирование.
13
13PAGE 15
13PAGE 15
15