ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОТОВИКТОРИНЫ 2017 ГОД — ГОД МАТЕРИ И ОТЦА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И СОШ 
А.С. Абрамов,  преподаватель Чебоксарского профессионального 
колледжа им. Н.В. Никольского
Г.В. Абрамова, учитель СОШ №59 г.Чебоксары
С.В. Абрамова, учитель СОШ №29 г. Чебоксары
С.А. Разумова, учитель НОШ №1 г. Чебоксары
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОТОВИКТОРИНЫ 
 "2017 ГОД - ГОД МАТЕРИ И ОТЦА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
Аннотация: В данной статье авторы рассмотрели особенности организации дистанционной фотовикторины, посвященной году Матери и Отца в Чувашской Республике. Содержится методика ее проведения.
Ключевые слова: фотовикторина, дистанционная, медиаобразование.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Государственным автономным учреждением ЧР дополнительного образования «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС» и Чебоксарским  профессиональным колледжем им. Н.В.Никольского пятый год проводят дистанционную фотовикторину для разных возрастных групп образовательных организаций ЧР «Фотоканикулы». Основное направление – нравственное, гражданское, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, изучение славной истории и культуры России. Если 2015 год прошел под Знаменем Победы, когда Родина отметила славный праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне,  в 2016 году участники прикоснулись  к великим произведениям киноискусства, то в Год петуха   участники фотовикторины, не сомневаемся, проведут с родителями: ответят  на поставленные   нами вопросы, создадут  фотоколлажи,  веселые семейные портреты, снимут  интересные фотофильмы.
2017 год   в Чувашской Республике объявлен «Годом  Матери и Отца». Данный указ подписан Главой  Чувашии Михаилом Васильевичем Игнатьевым 23 ноября 2016 года. Мероприятия,  которые  будут  проведены  в  рамках Года Матери  и Отца,  будут  направлены  на  сохранение традиционных  семейных  ценностей, повышение  престижа  материнства и  отцовства,  формирование  у  молодых  граждан  ответственного отношения к созданию семьи.
Отрадно, что в  последнее время к вопросу материнства и отцовства начали уделять на самых  верхах. В 90-е годы прошлого века из-за либеральной политики к семейным ценностям разрушались до 60 процентов  молодых семей. Это,  во-первых сломанные судьбы, во-вторых, брошенные дети, в-третьих, нестабильная атмосфера в обществе. 	 
	Наши предки испокон веков старались хранить семейный очаг. Родители воспитывали детей трудом, учили любить Родину и защищать ее,  дружить с другими народами. Просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев в своем «Завещании чувашскому народу»  говорил: «Берегите семью. В семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки у чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье 
· защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны  внешние житейские внезгоды ...  Если  обережете семью, обережете детей и создадите  крепкую опору для мирного  и спокойного  труда». Про семью, семейные ценности  много писал наш  этнопедагог  Г.Н.Волков. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество 
· это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него 
· мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с чувством великой ответственности перед людьми. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению.
Тема «Новогодней викторины-2017» 
· тема семьи, матери и отца. Организаторы  Новогодней фотовикторины 
· 2017 надеются, что  участники интернет-состязания любят  не только отвечать на вопросы, но и заниматься творчеством. 
Потребность в проведении фотовикторины.  Нужно определить: есть ли необходимость  проведения такого соревнования, как фотовикторина.  В этой проблеме  важную роль играет  распространенность в образовательной среде  того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Так как  люди всех возрастов неравнодушны к истории родины, родного края, кинематографу, литературе, то есть искусству в его разных проявлениях, то, конечно же, интересуются судьбами космонавтов, писателей,  артистов, режиссеров, местной топонимикой, то  фотовикторина должна вызвать большой интерес у конкурсантов.
Российские школьники, бесспорно,  любят учится познавать, поэтому в нашей викторине постоянно принимают участие ученики всех возрастов с 1 по 11 классы, студенты среднепрофессиональных образовательных организаций. Во многих школах созданы  кружки или клубы краеведения,  истории. Силами кружковцев пишутся  материалы для районных и республиканских газет, снимаются  документальные фильмы. Они 
· помощники  местных краеведов, авторов книг. Благо, что современная техника и технология позволяют вести поиск нужной информации, снимать  кинокартины  на местах. Конечно же, мы не будем сравнивать и анализировать  пробы пера или кинокартины  учеников и студентов с работами  таких  журналистов как Геннадий Максимов, Николай Коновалов или Роза Власова. Картины тоже не будем сравнивать с работами Владимира Галошева, Марины Карягиной. 
В V дистанционной фотовикторине «Новогодние каникулы 
· 2017» все вопросы связаны  известными матерями, отцами, семьями, художественными произведениями, воспевающие  семейные ценности Чувашской Республики, Российской Федерации. Включены  монументалистика братских народов.Дистанционная фотовикторина традиционно проводится в 3 возрастных группах. По многочисленным просьбам  в 2017 году  создан блок вопросов и заданий для педагогов  ДОУ и СОШ.
Первая подгруппа 
· 1-4 классы;
Вторая подгрупп 
·  5-8 классы;
Третья подгруппа 
·  8-11 классы, студенты СПО;
Четвертая подгруппа 
· педагоги ДОУ и СОШ.
Вопросы и задания для первой подгруппы.
Ответы 1 номинации:
1.Переведите слово «мама» на чувашский, татарский, французский, английский, немецкий языки.
2.Завершите  2 куплет песни «Мой подарок маме». Кто является  автором музыки и слов этой песни? 
Я для мамы для своей
Нарисую небо.
Разукрашу солнышко
Золотистым цветом.
3.В каком месяце отмечается главный Праздник наших мам?
4.Сказка «Волк и семеро козлят» знакома каждому ребёнку в нашей стране с детсадовского возраста. Назовите авторов этой сказки. В каком веке и в какой стране они жили?  
5.Кто является автором Монумента Матери в Чебоксарах? Когда  он был открыт?       
                Рис 1 – 1-5                   Рис 2 – 1-6                 Рис 3 – 1-7
6.На фотографии  известный чувашский  ученый. Его родители – известная чувашская артистка и народный поэт Чувашии. Назовите всех троих.  
7.Совместный кинематографический проект СССР, Франции и Румынии  под названием  "Мама" состоялся 17 октября 1977 года.  Назовите актеров, сыгравших роль мамы и волка.
8.На фотографии знаменитые родители маленькой Алены? Назовите их.
9.Составьте рифмованный текст к фотоколлажу. (Автор: Каролина Алексеева, ученица МБОУ «СОШ №59» г.Чебоксары, 3 класс) .
10.Сделайте фотографию по теме  «Мама – Снегурочка, а папа Дед Мороз».  
                Рис 4 – 1-8                                                           Рис 5 – 1-9                 
Вопросы и задания для второй подгруппы
1.На фотографии скульптура, занесенная  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота – 52 метра, длина руки –  20 и меча – 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 метров. Вес скульптуры – 8 000 тонн, вес меча – 14 тонн.  Как называется  эта скульптура? Назовите авторов монумента?
2. Перед вами припев песни «Мама». Напишите   первый куплет песни и назовите авторов этой песни.  
Мама – первое слово, 
Главное слово в каждой судьбе.
Мама, жизнь подарила, 
Мир подарила мне и тебе.   
3.Когда отмечается  День семьи, любви и верности? Как называется этот праздник и с  какого года он отмечается?
4.На фотографии  монумент «Мать-покровительница». Где  установлен этот памятник,  назовите автора монумента?   
                Рис 6 – 2-1                                      Рис7 – 2-4                 Рис 8 – 2-6
5. «Мать» – один из романов великого русского  писателя М.Горького. Произведение 3 раза экранизировали в нашей стране. Назовите годы экранизации и режиссеров фильма «Мать».
6.В годы войны она была радисткой на фронте, потом стала актрисой, сыграла роль матери в фильме «Баллада о солдате». Как ее звали?  В каком году фильм «Баллада о солдате» вышел на большой экран?
7.На фотографии известный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] писатель, прозаик, драматург, фронтовик, народный писатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], лауреат премии ленинского комсомола Чувашии им. Михаила Сеспеля, автор более 50 книг. Его сын известный художник-график. Назовите отца и сына.
8.Сделайте фотоплакат  «Мама, папа и я – Великая семья!».
9.Составьте рифмованный текст к   фотографии.
10.Напишите сценарий и создайте фотофильм из  5 фотографий на тему: 
"Помните родителей, делитесьМолодою силою своей.Их любите, им продлить стремитесьЧереду счастливых, ясных дней!"                  
                Рис 9 – 2-7                                           Рис10 – 2-9                 
Участники третьей подгруппы должны справиться со следующими  заданиями
1.На фотографии скульптура «Родина-мать». Один из ее авторов в ВОВ командовал ротой разведчиков. Где и в каком году установлена скульптура «Родина-мать»? Назовите авторов проекта и скульптора.  
                           Рис 11 – 3-1                                                    Рис12 – 3-4                
2.Допишите 4 строку  строфы и слова припева песни «Поговори со мною, мама». Назовите авторов (поэта, композитора) и исполнителя этой песни. 
Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклоняясь.
Но время птицей пролетело
..
Припев:
3.В какой стране  и когда начали отмечать День Отца?
4.9 мая 1984 года в селе Изедеркино открыли памятник  Матери – простой труженице, вырастившей восьмерых сыновей, которые один за другим уходили на фронт сражаться с врагом. Григорий был посмертно удостоен Героя Советского Союза. Егор повторил подвиг Матросова. Четверо сыновей в первые же годы войны сложили головы,  защищая Родину. Родион и Флор умерли после войны от тяжелых ран. В честь кого поставили этот памятник? 
5.Кем были родители космонавта А.Г.Николаева?
6.На фотографии известная артистка, жена и мама режиссеров. Как ее зовут? Назовите мужа и сына этой женщины.
7.В 2012 году на экраны вышел 12-серийный фильм «Страсти по Чапаю». Кто сыграл роль отца легендарного полководца? Как звали отца легендарного комдива?   
8.Создайте  фотоплакат «С годом Петуха, друзья!».
9.Составьте рифмованный текст к   фотографии.  
10.Напишите сценарий и создайте фотофильм из 10  фотографий по теме «Ур-ра, зима! Встаем на лыжи!».  
Рис 13 – 3-6                                  Рис14 – 3-7                                     Рис 15 – 3-9
Вопросы и задания для педагогов
1.Назовите автора песни «Мама» и завершите строфу.
На моей Земле видно так повелось
Все не  слава Богу, все не так  как у всех
То ночами маемся, 
. 
2.В каком месяце отмечается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
3.На фотографии сноха чувашского народа. Назовите ее.
4.На фотографии женщина, которая во время Великой Отечественной войны потеряла 6 сыновей из 8.  В честь нее  в одном из районов Чувашской Республики установлен памятник. Назовите эту женщину и место установления монумента.
5.Это памятник называется «Матери-вдове». Пятиметровая гранитная скульптура женщины весом более 15 тонн с двумя детьми олицетворяет жен и матерей, у которых страшная война отняла мужчин – мужей, сыновей, братьев. Где установлена эта скульптура?     
Рис 16 – 4-3           Рис17 – 4-4            Рис 18 – 4-5         Рис 19 – 4-6         Рис 20 – 4-7
6.Кто является автором этой картины  и как она называется?
7.На фотографии  профессор, член-корреспондент АН СССР(1929). Его  отец православный миссионер, организатор школ,  литератор, переводчик  Кто  на этой фотографии и  кем был его отец?
8.Придумайте  четверостишие к фотографии Руссковой Татьяны (Ядринская гимназия №1, 10 класс).
9.Сделайте плакат  по теме «Я и мои ученики».
10.Создайте из 10 фотографий фотофильм «Мы живем в Год Петуха».
Рис 21 – 4-9
О методике. Методика 
·  как мы знаем, это готовый рецепт, алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий и она отличается от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] конкретизацией приёмов и задач.  Методика организации  дистанционной фотовикторины  "2017 год - Год  Матери и Отца в Чувашской Республике  "это  
·  описание конкретных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  собирание правил воспитательной деятельности, которая  включает в себя  развивающие, воспитывающие, практические цели. Все конкурсы ( в нашем случае  фотовикторина)  проводятся  по одной технологии, по одному алгоритму по определенной последовательности действий. С точки зрения организации  конкурс  вокалистов  и конкурс  молодых фотографов  ничем не отличается  друг от друга.  Для  того, чтобы  определить алгоритм проведения конкурса, нужно выяснить, что будет подразумеваться под этим термином. В основе любого конкурса лежит принцип соревновательности, состязательности.  Цель такого соревнования 
· сравнение уровней мастерства участников, а конкурсные программы являются мощным стимулом  к развитию человека, к совершенствованию его навыков. Развиваться можно, только сравнивая себя с окружающим. Конкурс  и есть момент сравнения, а соревнования  позволяют человеку:
-сформировать адекватную самооценку;
-развивать волевые качества;
-воспитать свой эстетический вкус;
-самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Организация   фотовикторины "2017 год 
· Год  Матери и Отца в Чувашской Республике" процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Конкурсная программа фотовикторины может имеет и другие названия - турнир, бой, поединок, защита, смотр. ЧПК им. Н.В. Никольского, например, стал ареной  проведения  творческого поединка  персональных фотовыставок. Данный способ мы назвали "фоторингом". 
Итак, составные  части фотовикторины:
1)  участники (определение номинаций, возрастных категорий);
2)  задания (разработка  для отдельных номинаций вопросов и заданий);
3)  критерии оценок (акцент на творческую часть, так как на вопросы легко ответить с помощью интернет-ресурсов);
4) экспертная комиссия (составляется из компетентных и нечетного количества членов жюри);
5)  призы (поиск финансовых ресурсов для награждения, подготовки дипломов, грамот);
6)  ведущий, координатор,  модератор (главные критерии: артистичный ведущий, компетентный модератор);
7) техника  (для демонстрации работ конкурсантов необходимо иметь ПК, проектор, экран);
8) помещение (оно должно быть светлым, уютным, просторным, оформленным работами конкурсантов);
9) зрители (зрители являются фактором обеспечения эмоционального настроя. Для детей  очень важно внимание со стороны ровесников, взрослых к их творчеству);
10)  демонстрация конечного результата фотовикторины  (лучшие работы выставляются на сайт ЮНИТЭКС, из лучших снимков, плакатов организовывается  выставка ).
Практически во всех конкурсах, соревнованиях соблюдается  приведенный выше последовательность действий.  Соблюдение  этого алгоритма 
· является основой  успешности проведения конкурса.
К статье прилагаются иллюстрации которые следует понимать: первая цифра  обозначает  номер номинации, вторая цифра -  номер вопроса. Например: 3 -7 следует  понимать: третья подгруппа(старшеклассники и студенты СПО), 7 вопрос: " В 2012 году на экраны вышел 12-серийный фильм «Страсти по Чапаю». Кто сыграл роль отца легендарного полководца? Как звали отца легендарного комдива?". Ответ: Иван Степанович Чапаев. Сыграл  Юрий Степанович Евсюков, украинский актер.
	   $  +-(1+80% #)#&:;[b:90=/1+ *.":Nhm9@1H285,#30,-FI(&(1315