Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка


Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе.
Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта осуществляется с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания, и направлено на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Когда ребенок, овладел навыками самообслуживания, он становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Ребёнок с нарушением интеллекта поступил к нам в группу в мае 2015г. Навыками самообслуживания не обладал. Перед нами встала острая проблема как же организовать образовательный процесс по обучению навыкам самообслуживания ребёнка с особыми образовательными потребностями. В первый год обучения коррекционно-воспитательную работу решили построить следующим образом:
1.Формирование навыка приема пищи (умение различать предметы, необходимые для приема пищи, умение действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать еду).
2. Формирование гигиенических навыков (умение различать части тела, знать предметы личной гигиены и их местоположение; проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться своим полотенцем).
3. Формирование навыка опрятности (во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик; в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, в игровой комнате убирать на место игры и игрушки)
4.Формирование навыка одевания и раздевания (умение различать предметы одежды и обуви; учить одеваться и обуваться при участии взрослого, складывать и вешать снятую одежду и обувь в свои шкафчик).
 В работе с ребёнком с нарушением интеллекта мы учитываем инертность психических процессов, ребёнок очень медленно воспринимает информацию взрослого. В связи с этим формирование навыков самообслуживания проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов и одних и тех же действий. Мы стали работать по принципу «рука в руку», стараемся использовать все анализаторы для того, чтобы ребёнок мог быстрее усвоить тот или иной навык, максимально привлекаем внимание к происходящему действию, а также физически осуществляем вместе с ребёнком данную операцию.
Обучение навыкам самообслуживания происходит в естественных условиях, данная процедура должна быть значима и интересна для ребёнка с особыми потребностями. Мы организуем такую обстановку, чтобы он скорее научился делать определённые вещи и вести себя определённым образом. Приведём пример, как мы учили ребёнка мыть руки. В ванной комнате во время мытья рук перед едой знакомим ребёнка с мылом. Обращаем внимание, что мыло приятно пахнет и делает руки чистыми, используя при этом стихи, потешки, поговорки. Далее просим взять мыло в руки. Если указаний недостаточно демонстрируем на себе. Во время проведения процедуры нужно всегда давать словесную подсказку, а также оказывать физическую помощь, т.е. сначала нужно вместе выполнить процедуру, затем держать ребёнка за запястье, потом за локоть. Важно помнить, что все используемые материалы были максимально удобными для ребёнка, чтобы в случае неудобства ребёнок не отказался выполнять упражнение (кусок мыла должен быть небольшим, вода не холодная и не горячая). После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт.
При работе с ребёнком у нас возникали проблемы, он часто не хотел выполнять новые поручения. Мы заранее программировали успех, на основе приобретённых ранее навыков демонстрировали новые, которые он впоследствии с удовольствием выполнял. Важно помнить, что овладение ребёнка с нарушение интеллекта навыков самообслуживания процесс долгий, требующий много терпения и времени. Без специальной помощи ребёнок с особыми потребностями этими умениями не овладеет.
Основной задачей обучения навыкам самообслуживания является подготовка такого ребёнка к жизни, формирование максимального уровня его самостоятельности. Особое внимание мы обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильной помощи в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности.
Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, укрепляет его уверенность в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков особо значимо для нас.
Мы будем также продолжать работу по формированию навыков самообслуживания, постепенно усложняя её, плавно переходя от простых к более сложным упражнениям. Нам предстоит долгий и сложный процесс развития навыков самообслуживания у ребёнка с нарушением интеллекта, но мы думаем, что результаты нашей работы помогут ребёнку успешно социализироваться в обществе.
Список литературы
БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М.: Логос, 2000. недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для – 96 с.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002. - 4. - С. 19-25.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: .
Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1. – С. 24-26.
Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. - 1991. - 6.- С.72-77.