Эссе Я — учитель (на конкурс Учитель года-2016)


C самого раннего детства я считала, что учитель – очень важная и нужная профессия, что он знает всё. Моя мама Хайруллина Ф.Ф. была учителем русского языка и литературы. Именно она стала для меня моим первым учителем, приобщив к хорошей литературе, привила любовь к книге.
Первым учителем родного языка стал для меня мой дедушка Гатауллин Ф.Ф.– учитель истории. От него я узнала «И туган тел», «Буран да буран, мин өйдә торам...” и многие другие стихотворения татарских поэтов. И по-татарски я заговорила тоже после летних каникул в деревне.  Как уважительно говорили о нём односельчане: «Он Учитель…». Именно тогда я поняла, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
Когда я пошла в первый класс, я с восхищением смотрела на свою первую учительницу Фариду Шамилевну. Молодая, красивая, с милой доброй улыбкой. Для неё тоже всё было впервые: первое сентября, первый класс, первые родители, первые успехи и неудачи.
Во второй школе города Нижнекамска нашим классным руководителембыла Шайдуллина З.И. Она сумела показать красоту русского языка, привить грамотность, любовь к творческим работам. Мы с одноклассницами часто оставались после уроков до позднего вечера, готовились к следующему уроку, классному часу, мероприятию.
Закончив десятый класс, я, не раздумывая, поступила в педагогический институт. Там мне нравились лекции по древнерусской литературе, литературе 19-20 веков. Я удивлялась, как преподаватели могли часами увлечённо рассказывать, не подглядывая в записи. И совсем не ожидала от себя, что я не буду любить посещать лекции по зарубежной литературе несмотря на то, что моими любимыми книгами с детства были именно зарубежных авторов: А.Дюма, Д.Р.Киплинг, Д.Дефо, М. Митчелл, Ж.Верн и другие. Именно тогда я поняла, что от учителя будет зависеть желание ребёнка ходить на урок, в школу.
И вот я Учительница… Бескрайние миры литературоведения и языкознания… Какой быть? Строгой? Веселой? Как научить, чтобы хотели учиться, чтобы не пропал интерес к моим урокам, чтобы стали настоящими людьми, чтобы нашли достойную профессию?
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий. А урок литературы — особый урок. На нем мало читать, знать материал и уметь отвечать на вопросы. Необходимо уметь задавать вопросы, и всегда быть готовым к открытию. Я уверена, что каждый ученик имеет право на собственное мнение, ведь любое произведение по-настоящему начинает жить лишь в соавторстве писателя и читателя. Мне необходимо научить детей не бояться собственного мнения и уметь отстаивать его. Только тогда ребенок сможет максимально реализовать свои способности, зачастую скрытые от него самого. Поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, становится создание условий, позволяющих детям проявить себя. Такую возможность мои ученики получают не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. И в течение всей своей педагогической деятельности я помимо уроков провожу занятия в объединениях дополнительного образования.
Много книг, лекций, семинаров посвящено тому, как воспитать детей умными, гармоничными, счастливыми. Изучая тему воспитания детей, мы неизбежно сталкиваемся с качествами личности родителей, педагогов, воспитателей. Чтобы воспитать гармоничных детей, родителям и педагогам самим нужно быть зрелыми, гармоничными и мудрыми. Одна из ярчайших педагогических личностей современности, к книгам которого я часто обращаюсь — Шалва Александрович Амонашвили. Он не только педагог. Он - настоящий мудрец современности, тонко чувствующий мир, гармоничный и счастливый человек, способный одаривать своей мудростью тех, кто вопрошает о смысле жизни, о счастье, о долге, о детях, о самих себе… Слова сказанные, Ш.А. Амонашвили, девиз моей педагогической деятельности: «Всё – в наших руках, дорогие педагоги! В наших силах всё поменять. Взращивая мудрым, смелым, добросердечным, гуманным молодое поколение – мы в силах останавливать войны, созидать мир и счастливое будущее». Я считаю, что фразу «Красота спасёт мир» нужно дополнить. Красота души педагога изменит мир к лучшему.
Мне нравится работать в школе, потому что я иду к познанию истины вместе с учениками, созидая и творя.