Сценарий фестиваля по русскому языку И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

Сценарий фестиваля по русскому языку
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»
Цель:
сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;
развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;
развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания молодежи;
развитие интереса к глубокому развитию русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;
Задачи:
формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора;
повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
продолжить знакомство детей с русским языком;
учить внимательно слушать и понимать;
развивать творческие способности, учить читать наизусть эмоционально и выразительно;
добиваться четкой дикции;
расширить словарь детей, обогатить речь цитатами, пословицами, поговорками, фразеологизмами;
воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;
повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией;
развитие речи, мыслительной деятельности, внимания;
формировать чувство причастности к культурному наследию России;
воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;
II. Предварительная работа (подготовка занятия)
Учащимся предлагается заранее перед фестивалем разработать символику и логотип русского языка. Также подготовить плакаты с высказываниями о русском языке, с фразеологизмами, стенгазеты. Всем эти оформляется зал. Презентация с портретами писателей и поэтов, управляемая учителем, музыка, привлечение других учителей (н-р, музыки).
III. Ход мероприятия.
Звучит музыка, учащиеся совместно с учителем исполняют песню о фестивале.
Звучит песня «Фестивальная» музыка Е.Птичкина, слова В.Татаринова в исполнении вокальной группы учеников
Текст (слова) песни «Фестивальная»
Что собирает молодых,
Под шумным небом Фестиваля?
Мы позовём друзей своих,
Чтоб звонко песню запевали.
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.
Промчатся праздничные дни,
Мы все разъедемся по свету,
Но ты надолго сохрани
Наш фестиваль и песню эту.
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.
Наш Фестиваль похож на нас,
Он Дружбы вестник, Мира вестник.
За наш Язык в тревожный час
Должны вступиться мы, ровесник!
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас всех на Фестивале русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».
Ведущий 2. В словаре Ушакова мы находим толкование слова «фестиваль» - периодическое празднество, показ, и мы готовы показать Вам, дорогие гости, всю красоту и богатство нашего языка.
Ведущий 1.Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти.
Звучит стихотворение Н.С.Гумилёва «Слово» в исполнении ученика(цы)
«Слово» В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.

Ведущий 2. В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.
Звучит стихотворение С.Г. Островой «Первородство» в исполнении ученика(цы)
«Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны...
И когда я слышу: Извини меня! Это значит: Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: Обереги меня! Это значит: Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: Защити меня! Это значит: Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть Слово тебе сотворит добро.
Ведущий 1.Русский язык неразрывно связан с русскими традициями. Предлагаем вашему вниманию русский народный танец. Танец в исполнении учащихся на песню «Золотого кольца»
Ведущий 1. Бывает, погасшая звезда для людей на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
Звучит стихотворение И.А.Бунина «Слово» в исполнении ученика(цы)
«Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный речь.
Ведущий 2. Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. На нём мы общаемся с самыми близкими нам людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, нашими друзьями.
Звучит стихотворение В.Я.Брюсова «Родной язык» в исполнении ученика(цы)
«Родной язык»
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству. Ты в вечности, я в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй, Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю,- ты ответствуй, Иду,- ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной!
Ученик(ца) исполняет музыкальное произведение «Тонкая рябина» (аккордеон)

Танец в исполнении учениц на песню Марины Девятовой « Над Россией моей» с презентацией.
Ведущий 1. Вся жизнь человека связана с языком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других. Мы читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем И во всех этих случаях мы используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.
Звучит «Ангел» Моцарта в исполнении ученика(цы) (фортепиано)
Звучит стихотворение Я.В.Смелякова «Русский язык» в исполнении ученика(цы) «Русский язык»
У бедной твоей колыбели, еще еле слышно сперва, рязанские женщины пели, роняя, как жемчуг, слова. Под лампой кабацкой неяркой на стол деревянный поник у полной нетронутой чарки, как раненый сокол, ямщик. Ты шел на разбитых копытах, в кострах староверов горел, стирался в бадьях и корытах, сверчком на печи свиристел. Ты, сидя на позднем крылечке, закату подставя лицо, забрал у Кольцова колечко, у Курбского занял кольцо. Вы, прадеды наши, в неволе, мукою запудривши лик, на мельнице русской смололи заезжий татарский язык. Вы взяли немецкого малость, хотя бы и больше могли, чтоб им не одним доставалась ученая важность земли. Ты, пахнущий прелой овчиной и дедовским острым кваском, писался и черной лучиной и белым лебяжьим пером. Ты - выше цены и расценки - в году сорок первом, потом писался в немецком застенке на слабой известке гвоздем. Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка, когда невзначай посягали на русскую суть языка.

Ведущий 2. Язык, на котором мы говорим - русский. Это один из самых богатых и красивых языков мира.

Звучит стихотворение Н.А.Заболоцкого «Читая стихи» в исполнении ученика(цы)
«Читая стихи»
Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг. И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла? Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна. Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык.
Ведущий 1.Распространение письменности на Руси, приведшее к созданию русского литературного языка, связывают с Кириллом и Мефодием.
Ведущий 2. Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (ныне город в Греции Салоники). В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) старший, а Константин (Кирилл) младший из них. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.
Ведущий 1. В 856 году Кирилл вместе со своими учениками пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки, которая была осуществлена в 863 году и получила название по имени её создателя – кириллица.
·


Звучит стихотворение Евгения Тищенко в исполнении ученика(цы)
Какая сладкая отрава:
кружочки, палочки, тире –
вести их слева и направо
под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,
значок в пустыне мировой,
чтоб сердце – этот пастырь строчек –
их различало меж собой.

Когда кириллицы цыплята
бумажным лугом побегут,
душа – не столь большая плата
за этот плен, за этот труд.

Свести разрозненные части,
все тридцать звуков словаря
в одну строку – какое счастье! –
и все тебе благодаря.

Ведущий 2. Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин.
Звучит стихотворение Сергея Скачко «Язык» в исполнении ученика(цы)
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Ведущий 1. Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит одно из самых известных определений русского языка как «великого и могучего».
Ведущий 2.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вступает УЧИТЕЛЬ: Я хочу рассказать вам быль. Называется она «Великий русский язык».
Быль  Урок литературы в 9-м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».  Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал: - У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.  Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?  Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что он рассказал ребятам.  - Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.  - Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.  Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...  Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.  Прозвенел звонок на перемену, но ученики не шевельнулись, в торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя-патриота.
(Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)

Ведущий 1. Великие классики нашей литературы посвящали родному языку свои произведения:
Читает стих ученик(ца) «Молитва» М.Ю.Лермонтова
Молитва  В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.  Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.  С души как бремя скатится, Сомненье далеко И верится, и плачется, И так легко, легко... 
Ведущий 2. Современные поэты обращались к русскому языку
Читают стихотворения «Словарь» С.Я.Маршака
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. 
«Родные слова» А.Я.Яшина
Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши - тетерева Летянина - дичь, Пересмешки - молва, Залавок - подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, Фыпики - снегири, Дежень, Воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна. Возилкой Неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей - полку под потолком, Клюкву - журавлихой Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства, И я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства.
«Русский язык» Александр Яшин Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Хочешь - песни, гимны пиши, Хочешь - выскажи боль души. Будто хлеб ржаной, он пахуч, Будто плоть земная - живуч. Для больших и для малых стран Он на дружбу, На братство дан. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете За круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. Он, как наши мечты, велик, Животворный русский язык!
«Устная речь» В.С.Шефнера
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче, 
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, 
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо - 
Не скудела в наши дни. 

Ведущий 2. Алексей Максимович Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - писал он, - есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней».
Ведущий 1. Богатство и многообразие русского языка подмечали многие поэты. И кто из нас не употребляет фразеологизмы? А как трудно перевести их значение иностранцам? (Далее в зале появляются плакаты с фразеологизмами, которые громко скандируются отдельными детьми вслух.)
Сломя голову.  Диву даться.  Попасть впросак.  Вверх тормашками.  Дать маху.  Съесть собаку.  Петь Лазаря.  Сесть в калошу.  Дать стрекоча.  Согнуть в бараний рог.  Ложка дегтя в бочке меда.  Делать из мухи слона.  Шевелить мозгами.  Кровь с молоком.
Ведущий 2. Наверное, об этом писал и поэт Илья Фоняков:  Люблю я русский разговор  Моих товарищей нерусских,  Сынов степей, лесов и гор,  Бескрайних тундр, ущелий узких.  Как речь России хороша  И как свежа невыразимо  В живой трактовке латыша,  В интерпретации грузина!  Как будто в правду рождены  На высшем взлете вдохновенья,  Как неожиданно точны  Бывают словостолкновенья!
Ведущий 1 . Проведем небольшую викторину. Употребляя фразеологические обороты, мы стремимся сделать нашу речь более меткой, образной, выразительной и интересной. А как вы понимаете их значение? Поднять на щит - ... вознести высоко.  Строить воздушные замки ... мечтать о недоступном.  Вырвать с корнем - ... уничтожить окончательно.  Медовые речи - ... льстивые слова.  Мертвая тишина ... ничем не нарушаемая.  Кот наплакал - ... очень мало.  Филькина грамота - ..: поддельный или ненужный документ.  Держать нос по ветру - ... умение приспосабливаться.  Маменькин сынок - ... изнеженный молодой человек.
Ведущий 2. Михаил Иванович Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык... Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».  Русский литературный язык - величайшее достижение речевой культуры народа.

Ведущий 1. Наш Фестиваль подошёл к концу, в заключение которого мы хотели бы ещё раз обратиться к нашей литературе.
Стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.
Финальная песня «Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве исполняет вокальная группа учеников и танец в исполнении творческого танцевального коллектива.
Текст (слова) песни «Моя Россия»
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.