Урок по русской грамоте Тема: Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?/(1 КЛАСС)


1 класс. Тема: Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Цель: Ознакомить первоклассников со значением слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи. Учить правильно ставить к словам вопросы кто? что?
Развивать внимание, память, мышление, воображение, уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать трудолюбие, любознательность, самостоятельность, усидчивость.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Тише, тише, чур молчок
Начинается урок.
-Сегодня на уроке у нас:
Глазки всё видят,
Ушки всё слышат,
А голова думает.
-А какое у вас настроение? Давайте определим по облачку…
И чтобы в конце урока у вас было вот такое настроение…(на доске разные облака).
2. Повторение изученного.
Пока мы с вами отдыхали дома у нас в классе вырос вот такой цветок-воспоминание. А о чём мы с вами будем вспоминать, узнаем после того. Как оторвём листочки:
-Из чего состоит наша речь? (из предложений)
-Из чего состоит предложение? (из слов)
-Из чего состоят слова? (из звуков)
-На что делится слово? (на слоги)
-Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)
-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10)
-Хитрые гласные? Почему? (е,ё,я,ю)
-Когда двузначные?
-Сколько согласных? (21)
-На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие)
-Какие две буквы не имеют звуков? (Ь и Ъ)
3.Работа над новым материалом.
-Хорошо, с заданиями, которые нам приготовил цветок-воспоминание, мы справились, а вот о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете прочитав первую строчку на стр.124 букваря. (Какой? Какая? Какое? Какие?)-Что это? (вопросы) – значит мы сегодня поговорим о словах, которые отвечают на эти вопросы.
ЗАГАДКА. –Угадайте, что это:
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь- посмотри
Красный, красный он внутри.
( Арбуз)
-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз?
-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (форма)
-А слово сладкий? (вкус)
-А слово полосатый, красный? (цвет)
-Что это? (Учитель показывает ленту)
-Какая лента по цвету, по ширине, по длине? Из чего, из какого материала она сделана? (шёлковая)
-Что это? (яблоко)
-Какое яблоко по размеру? (маленькое)
-Какое по цвету?
-Какое по вкусу?
-Какое по форме?
-Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.
-Лента (какая?) синяя, широкая, длинная, шёлковая.
-Яблоко (какое?) маленькое, жёлтое, сладкое,круглое.
-А что это за цветы? (ландыши)
-Какие они?
-Ландыши (какие?) душистые).-Как сказать одним словом, что такое лента, яблоко, арбуз, ландыш? (предметы).
-У каждого предмета есть признаки, по которым их различают между собой.
-Какие признаки мы назвали у арбуза?
-Почему необходимо уметь подмечать признаки предметов и правильно называть их? (Это поможет отличить один предмет от другого).
-На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов?
Физминутка.
4. Работа по учебнику стр.124 (букварь)
-Беседа о том, когда зацветает черёмуха?
-Чтение учителем стихотворения.
-Опишите весеннюю черёмуху. Какой её увидел автор?
Черёмуха (какая?) душистая
Ветки (какие?) золотистые
Кисточки (какие?) атласные
Серьги (какие?) ясные
Ручей (какой?) серебряный
-Вопрос всегда задаём от слова, которое обозначает предмет.
5.Работа с прописью стр.42 пропись №3
Петух белый, голосистый.
Кот рыжий, ласковый.
Ёжик колючий.
6. Закрепление.
-Прочитайте загадки. О каких животных идёт речь?
Какие слова вам помогли узнать каждого животного?
Летом у него шерсть серая, а зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый. ( Заяц)
7. Игра « Угадай кто это?»Дети по очереди описывают животное, остальные должны отгадать, что это за животное.
8. Обобщение.
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов?