Рабочая программа кружка (внеурочная деятельность) 5 класс Наглядная геометрия


Рабочая программа
по внеурочной деятельности учащихся 5 класса
«Наглядная геометрия»
Выполнила учитель математики
Арчакова Татьяна Александровна
Стрельноширокое 2016г.
Введение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.
Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 5 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на начальном этапе обучения, выходящими за рамки программы 5 класса, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут.Название программы: программа «Наглядная геометрия» ( 5 класс ) Цель:
1. развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;
2.научить конструировать, наблюдать.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;
-содействовать умелому использованию символики;
-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год.
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты:
первый уровень:
-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них.
второй уровень:
-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;
-уметь работать в группе;
-уметь оценивать свою работу.
третий уровень:
-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.
Календарно - тематическое планирование
№ Тема занятия УУД Дата по плану Дата по факту
1. Первые шаги в геометрии Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД:
логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
04.09. 2. Простейшие геометрические фигуры Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к общему решению
совместной деятельности.
11.09. 3. Пространство и размерность Коммуникативные УУД:
формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.
Регулятивные УУД: формировать целевые
установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные УУД:
уметь строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях. 18.09 4. Решение олимпиадныхгеометрических задач Коммуникативные УУД:
управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД: осознавать
учащимися уровень и качество усвоения
результата.
Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. 25.09. 5. Геометрия в стихах Коммуникативные УУД:
воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД: уметь
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
02.10. 6. Конкурс знатоков
« Математические горки» Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения,
к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным
критериям. 09.10. 7. Конструирование из бумаги геометрических фигур Коммуникативные УУД:
развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные УУД: формировать целевые
установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. 16.10. 8. Выставка поделок геометрических фигур Коммуникативные УУД: управлять своим
поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД:
проектировать траектории развития
через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД:
уметь выделять существенную информацию
из текстов.
23.10 9. Прямоугольный параллелепипед Коммуникативные УУД:
способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Регулятивные УУД:
формировать постановку учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные УУД:
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 30.10. 10. Куб и его свойства Коммуникативные УУД:
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование
информации по данной теме.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие
способов решения задач.
06.11. 11. Измерение площади и объема Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
Регулятивные УУД: формировать целевые
установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.
20.11. 12. Игра «Веришь не веришь» Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
проектировать маршрут преодоления
затруднений через включение в новые виды деятельности.
Познавательные УУД:
уметь осуществлять сравнение и классификацию
по заданным критериям. 27.11. 13. Треугольник Коммуникативные УУД:
формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимися уровень и
качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие
способов решения задач 04.12. 14. КВМ «Царица наук» Коммуникативные УУД:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные УУД:
осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, к преодолению
препятствий и самокоррекции.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие способов.
решения задач. 11.12. 15. Практическая работа «Сумма углов треугольника» Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
контролировать в форме сравнения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.
Познавательные УУД:
уметь устанавливать аналоги. 18.12. 16. Новогодние забавы
Коммуникативные УУД:
управлять своим
поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД:
оценивать уровень владения действием
( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )
Познавательные УУД:
уметь выделять закономерность. 25.12. 17. Геометрические головоломки Коммуникативные УУД:
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование
информации по данной теме.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие
способов решения задач.
15.01. 18. Игра « Поле чудес» Коммуникативные УУД:
управлять своим
поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД:
оценивать уровень владения действием
( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )
Познавательные УУД:
уметь выделять закономерность. 22.01. 19. Математическая конференция Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Регулятивные УУД:
формировать целевые установки учебной деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие способов. 29.01. 20. Периметр и площадь треугольника Коммуникативные УУД:
Уметь находить в тексте информацию,
необходимую для решения проблемы.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства. 05.02. 21. Оформление математических газет к декаде математики Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, к преодолению
препятствий и самокоррекции.
Познавательные УУД:
уметь осуществлять синтез как
составление целого из частей.
12.02. 22. Четырехугольники Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться
к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД : логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
19.02. 23. Экскурсия в компьютерный класс. Коммуникативные УУД:
способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Регулятивные УУД:
самостоятельно выделять и
формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные УУД :уметь выделять существенную информацию. 26.02. 24. Периметры и площади четырехугольников Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
контролировать в форме сравнения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.
Познавательные УУД:
уметь устанавливать аналоги. 05.03. 25. Фокусы с геометрическими фигурами Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
формировать целевые установки учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным
критериям. 12.03. 26. Окружность Коммуникативные УУД:
Уметь находить в тексте информацию,
необходимую для решения проблемы.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства. 19.03. 27. Геометрический тренинг Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Регулятивные УУД:
определять последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план
последовательности действий.
Познавательные УУД:
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 26.03. 28. Конкурс знатоков Коммуникативные УУД:
развивать умение точно и грамотно
выражать свои мысли, отстаивать свою
точку зрения в процессе дискуссии.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
сопоставлять характеристики объектов
по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различие объектов. 02.04. 29. Прямоугольный треугольник Коммуникативные УУД:
управлять своим
поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД:
оценивать уровень владения действием
( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )
Познавательные УУД:
уметь выделять закономерность. 09.04. 30. Игра «Цифры в буквах» Коммуникативные УУД:
развивать умение точно и грамотно выражать
свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи. 16.04. 31. Задачи со спичками Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Регулятивные УУД:
определять последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план
последовательности действий.
Познавательные УУД:
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 23.04. 32. Пифагор и его школа. Упражнения, задачи Коммуникативные УУД:
способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Регулятивные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным
критериям, слушать других, пытаться
принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения. 30.04. 33. Зашифрованная переписка Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Регулятивные УУД:
осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства.
07.05. 34. Решение задач повышеннойтрудности. Коммуникативные УУД:
управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные УУД: осознавать
учащимися уровень и качество усвоения
результата.
Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. 14.05. 35. Интеллектуальный марафон. Коммуникативные УУД:
слушать других, пытаться принимать
другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий
Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным
критериям. 21.05. Литература
1).Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
2).В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»
Глобус ,Москва ,2008 .
3).М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011
4).Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
5). Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
6).Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.
7). Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176с.
8).Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.
9). Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. – с. 21.