Доклад на тему Система духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением развития интеллекта во внеурочное время

Винокурова Елена Владимировна, воспитатель группы продлённого дня ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»;

CИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

«Всё человеческое в человеке должно быть воспитано»
А.С. Макаренко
Тема духовно-нравственного воспитания детей с нарушением развития интеллекта чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится образованию. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Дети с интеллектуальным недоразвитием в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Нравственное воспитание и обучение данной категории учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В 2013 году в восьми коррекционных школах Хакасии содержалось и воспитывалось 883 ребёнка с диагнозом «лёгкая умственная отсталость», 226 из этого количества – дети-инвалиды [2]. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) дети, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе-интернате, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии;
3)   семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных, с крайне низким педагогическим потенциалом.
Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учётом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности в социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль духовно-нравственного воспитания детей с отклонением в интеллектуальном развитии велика, поскольку способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора.
Главная проблема духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью сформулирована нами следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?
Мы пришли к выводу, что для решения данной проблемы необходимо:
1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) разработать методико-технологические основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции духовно-нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Основные направления системы духовно-нравственного воспитания детей:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни;
4. Экологическое воспитание;
5. Эстетическое воспитание;
6. Воспитание православной культуры.
Разработанная система воспитательных часов, бесед, тренингов, все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений посвящены целостному духовно-нравственному  развитию личности ребёнка с недоразвитием интеллекта, наполнению его нравственным содержанием.
 Под содержанием предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению  в ходе воспитательного процесса.
В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин. Поэтому одним из средств духовно-нравственного  воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, Воскресной школы, знакомство с храмами города Черногорска и Абакана, историческими зданиями через  электронные презентации, встречи с гостями.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. Взаимодействие образовательного учреждения с окружающей социокультурной средой имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьников. Поэтому, мы активно сотрудничаем с центральной детской городской библиотекой им.А.С. Пушкина, городским музеем, центром чтения для детей и юношества, общественной организацией «Воины-интернационалисты». Наши воспитанники посещают городские учреждения дополнительного образования, такие как «Станция юных туристов», детский клуб для детей с ОВЗ «Радость», Центр детского и юношеского творчества. Помимо этого на базе школы-интерната работают 11 кружков и студий: шахматно-шашечный, компьютерный, музыкальный, театральная и танцевальная студии, «Школа Здоровья», «Умелые руки» и др. Таким образом, воспитанники имеют возможность развиваться во всех направлениях, раскрывая и проявляя свои возможности и способности.
Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни. Результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей.
Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализа наблюдений сделать вывод том, насколько педагогу удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко).
В заключение, хотелось бы отметить, что одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Литература
1.  Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.
Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.
2.  Интернет-ресурс.
3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
4.  Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.

15