Доклад Духовно-нравственное воспитание детей с нарушением интеллекта

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа - интернат»
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Докладчик: Паняева М. А




2014 год

Воспитание духовно-нравственной культуры, в условиях школы-интерната, занимает особое место в личностном развитии воспитанников. Наши дети в большинстве своём из социально-неблагополучных, неполных семей, в которых родители не занимаются воспитанием ребёнка. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах. Негативные изменения в обществе и катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения детей, криминальная активность среди подрастающего поколения привели к потере чувства долга и ответственности за духовно-нравственное наследие своей Родины. «Изменить это можно, лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухотворенной через полезную, осмысленную деятельность, через познание народа и себя» – призывает писатель В. Распутин.
Как классный руководитель я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание школьников». Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
·         воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
·         воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро);
·         формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
·         формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
·         создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.


Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста, характера, индивидуальных особенностях ребёнка.
Как классный руководитель провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий. На своих занятиях использую различные формы и методы работы: проведение конкурсов, бесед, викторин, экскурсий, чтение литературы.
В прошлом году  формированию нравственной, эстетической культуры были посвящены такие классные часы, как "Семья и семейные ценности", «О культуре поведения», «В страну вежливых ребят», «Добро. Зло», «Давайте жить дружно».
У учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, доброта, любовь, патриотизм, семья и т.п.
Проводилась беседа о Родине, классный час, посвященный дню Победы. В этих мероприятиях ребята узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны.  
Дети познакомились с государственной символикой России, узнали о роли и значении государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. В общероссийском конкурсе рисунков, посвященных Дню защитника Отечества, в прошлом году мои ученики принимали участие, а в позапрошлом Бессонова Таня была награждена дипломом общероссийского конкурса «Поклонимся великим тем годам».
Система образования была  и остается важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Д.С.Лихачев писал: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». На классных часах провожу экскурсии в природу, где отслеживаем сезонные изменения, заочные экскурсии «Край мордовский мой», «Экскурсия в музей
С. Д. Эрьзи», конкурсы рисунков «Красота родного края». Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.
Сотрудничество с библиотекой также способствует воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. Мои дети охотно посещают библиотеку.
Как учитель русского языка осуществляю духовно-нравственное воспитание в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению моральных идей. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают произведения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Оцениваю на уроке не только знания учебного материала, но и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В 6-ых классах как раз в это время изучается тема «Героическое прошлое России». Произведения о подвигах интересны детям. Они с удовольствием читают, разбирают их. Такие рассказы, как «На берегу Невы», «Боевое крещение», «Медаль» и другие формируют у детей чувство любви к Родине, воспитывают уважение к нравственным нормам.
В течение урока создаю ситуации, в которых была бы возможность для групповой работы. Такая форма организации работы создаёт условия для проявления уступчивости, товарищества. Дети учатся работать вместе, творчески, помогая друг другу.
С целью формирования духовно-нравственных ориентаций проводятся предметные недели, олимпиады, народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, и др.). Как учителя-предметники, как классные руководители, мы все задействованы в этих мероприятиях. В рамках недели русского языка, на заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла, стараемся включать в программу внеклассные мероприятия, которые способствуют формированию духовно-нравственных ценностей. Например, мной проводилось в прошлом году мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, которое также воспитывает у детей любовь к своей Родине. Дети каждый год участвуют в литмонтажах, посвящённых темам Родины, в результате воспитывается гражданственность, патриотизм.
Мной запланирован классный час в конце ноября, посвящённый Дню матери, цель которого познакомить с историей создания и обычаями празднования Дня матери, способствовать сплочению детей, воспитывать духовную нравственность, любовь, благодарность, уважительное отношение к матери.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения, классные часы способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Хочется верить, что наши ученики в будущем станут  более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу. Надеюсь, что наша работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.



 Литература.
1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. « Педагогика» - Просвещение М; 1987
2.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с.
 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение,2009.29с.   4.  Янушкявичус Р., Янушкявичене О.Основы нравственности.- М., 2006
5. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
6. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Коррекционная педагогика., II издание, «Феникс», март 2010.

"Духовно-нравственное
воспитание
детей с нарушением интеллекта"