СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ.

Т.А. Колпакова, учитель русского языка,
Т.Н. Аржанова, учитель истории,
ГБОУ РХ «Черногорская школа - интернат».
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ.
Мы считаем, что процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает возможность детям с нарушением интеллекта связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь.
Сегодня особенно важным и актуальным являются вопросы воспитания современной молодёжи в духе гражданского патриотизма. Конечно, чувство патриотизма носит достаточно абстрактный характер для детей с нарушением интеллекта. Исторически сложилось так, что любовь к родине – патриотизм во все времена в российском государстве были чертой национального характера. Но с последними переменами с каждым годом стала заметна утрата нашим обществом национальных традиций.
В нашем учреждении работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся является одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы. В этом году она посвящена великой дате - 68-той годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне. И поэтому мы решили, что наиболее целесообразные формы для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность. 
Во-первых, она позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем. Ведь главное это научить школьника пользоваться источниками данной информации.  Во-вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов и воспитателей в совместной деятельности. Наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Мы с большим интересом стали осваивать эту форму работы и разработали три проекта: "Герои Великой Отечественной войны города Черногорска", "Памятники и памятные места города Черногорска", "История одной фотографии". Наша работа по данным темам была рассчитана на один учебный год, и завершающим этапом нашей деятельности было общешкольное отчетное мероприятие "За честь школы", где были отмечены самые активные участники данных проектов.
Традиционно каждый проект начинали с тестирования (до начала работы и по завершению каждого проекта). 
Проекты состояли из трёх этапов.  1. Подготовительный этап 
собрать материала по данному проекту;
организовать экскурсию;
сфотографировать улицу, памятник, ветеранов;
написать реферат
2. Деятельный этап 
посещение библиотеки
посещение музеев
беседы
консультации по написанию и оформлению рефератов
конкурс рисунков "Мой город глазами детей"
3. Завершающий этап 
защита рефератов
конкурс на лучший реферат (на данном этапе дети, при помощи педагогов, подготовили презентации с использованием информационно - коммуникативных технологий).
Вывод: силами учащихся был собран уникальный материал о героях Советского Союза Великой Отечественной Войны, памятных местах нашего города. Практически все классы принимали участие в сборе информации. Данные проекты имеют огромное воспитательное значение. Они объединили детей, укрепили чувство товарищества, чувство ответственности. Мероприятия воспитывают такие качества как: мужество, смелость, честность, честь и достоинство, чувство сострадания, милосердия, доброты и отзывчивости. Данный вид деятельности помогает детям с ограниченными возможностями здоровья определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой своих земляков. Краеведческая работа проекта служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. 
Планы на будущее: впереди нас ждет проект "История родного города", фотовыставка "Памятные места города", выставка лучших рефератов, конкурс на лучшую стенгазету, фотоконкурс "Любимый город", встреча с интересными людьми нашего города, заключительный праздничный концерт "Воспеваю мой Черногорск". 

Заголовок 115