Урок по литературному чтению Аля Кляксич и буква А.
План-конспект урока к предмету «Литературное чтение 1 класс»
Тема: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»» Цели:
– развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;– ввести понятие «действующие лица», «герои»;– учить делить текст на части и составлять картинный план произведения;– развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память;– воспитывать читательский интерес.Оборудование: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям; рисунки для картинного плана; карточки с играми. Ход урокаI. Организационный момент. Не наяву и не во сне, Без страха и без робости, Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть страна Литературия.II. Проверка домашнего задания.1. Конкурс чтецов.Учащиеся читают свои двустишия.2. Конкурс рисунков «Загадочные буквы».3. Игра «Узнай букву».Учитель открывает рисунок на доске.Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение о буквах. Буквы, буквы, буквочки, Эй, эй, эй! Ваши дверцы запирал Чародей. Кто умеет отпирать Тридцать три замка, В эту книжку заходи – Вот моя рука. Я. Балтвилкс– Узнайте на рисунке буквы и назовите их.III. Постановка цели урока.– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.Ответ: сказка.– Любите ли вы сказки?– Какие сказки вы читали сами?– Что происходит в сказках?– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.Персонаж (лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.– Назовите героев, действующие лица стихотворения В. Данько «Загадочные буквы». (Буквы.)– Сегодня мы познакомимся со сказкой, в которой действующими лицами тоже являются буквы.IV. Изучение нового материала.1. Речевая минутка.Учащиеся читают чистоговорку: Ло-ло-ло – на улице тепло. Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Ул-ул-ул – у нас сломался стул. Оль-оль-оль – мы купили соль.2. Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».– Прочтите фамилию автора.– Прочтите название произведения.– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 9.Иллюстрация (лат. illustratio < illustrate – прояснять) – передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.– Как вы думаете, о ком это произведение? Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:ста-ра-лась – стараласьне слу-ша-лись – не слушалисьпе-ре-ссо-ри-лись – перессорилисьраз-ма-хи-ва-ла – размахивалаи-зу-ми-лась – изумиласьвы-го-во-ри-ла – выговорилавос-клик-ну-ла – воскликнулапле-мян-ни-ца – племянница3. Словарная работа.– Объясните значение слов:
изумилась – удивилась;воскликнула – громко сказала, крикнула;клякса – чернильное пятно на листе бумаги;племянница – родственница.4. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения.
– Понравилось ли вам произведение?– Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?– Назовите главных героев сказки.– Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?– Какой вы представили себе Алю?V. Закрепление нового материала.1. Чтение фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».Учащиеся читают сказку цепочкой.2. Выборочное чтение.
– Легко ли давалось письмо Але? Почему?– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.– Почему буква «А» была взволнована?– Кто поссорил буквы?– Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.– Отгадайте слово: Мой первый слог В начале алфавита вы найдете. Второй мой слог Шестою нотой пропоете. (Аля.)– Составьте это слово из букв разрезной азбуки.– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.– Разгадайте ребус.Ответ: буква.– Какая буква была героем этой сказки? (Буква «А».)– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».– О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?– Каким вы представляете себе Кляксича?– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.3. Составление картинного плана сказки.– С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы ее не слушались.)а) Как Аля писала письмо.– Прочтите первую часть сказки.– Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?– Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)б) Диалог девочки с буквой.– Прочтите вторую часть сказки.– Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?в) Злой Кляксич.– Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)– Прочтите следующую часть сказки.– Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?– Будет ли побежден Кляксич?– Кто поможет его победить?– Чем закончится эта сказка?VI. Итог урока.– С каким произведением вы познакомились?– Кто автор этой сказки?– Понравилась ли вам сказка?– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?Домашнее задание:1) пересказ сказки по составленному картинному плану;2) придумайте, чем могла бы закончиться эта сказка.
Дополнительный материал к уроку 2Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков – литературу для дошкольников.Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого – выдающиеся способности, – пишет о своем детстве Токмакова. – Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».Писать она пыталась рано, еще в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчелы хоровод» по-явился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, березе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространенных на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребенка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, значит, закаленный»).Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дернули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» – маленькие елочки; береза, если бы ей дали расческу, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква «А» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации – появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками – кляксами. Развитие сюжета – встречи девочки Али и буквы «А» с разными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.В повести использован необычный прием: автор подключает читателей к разрешению конфликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадывают строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжетную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – таков жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.