Развитие коммуникативной сферы учащихся коррекционной школы VIII, как фактор их успешной социализации.


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии
Развитие коммуникативной сферы учащихся коррекционной школы VIII, как фактор их успешной социализации.
Подготовила
МагдантдиноваАльфия Наилевнаучитель-дефектолог
доклад
21.10. 14
2014 год
Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни недостаточно. В связи с этим особенно велика роль специально организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе-интернате. Оно даёт учащимся определённый круг знаний, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме. Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Процесс обучения в коррекционной школе реализует три функции:
- образовательную, т. е даёт ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и труду;
- воспитательную, т. е воспитывает положительные личностные качества, такие как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, ответственность и любовь к труду;
- развивающую, т.е. обеспечивает развитие учащихся.
Контингент учащихся СКОУ существенно изменился - туда пришли те, кто ранее считался "необучаемым". Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитании.
Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства7. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же послевыявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальныеразделы, не присутствующие в программах образования нормальноразвивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средстваобучения (в том числе специализированные компьютерныетехнологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей»обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чемтребуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временнуюорганизацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство запределы образовательного учреждения.
Дети, поступающие в школу 8 вида, имеют различную степень умственной отсталости, отсюда и разные стартовые возможности. Нарушение речи при умственной отсталости носит системный характер и входит в структуру дефекта. У детей с таким диагнозом наблюдается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая вариативность нарушений как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, дисграфии, дислексии, снижение речевой активности, т. е. нарушены все компоненты речи. Дети с умеренной умственной отсталостью имеют системное недоразвитие речи тяжёлой степени, многие поступают в образовательное учреждение неговорящими, с пониманием речи на бытовом уровне. Эти дети испытывают трудности в общении. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность осложняют процесс общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют успешной социальной адаптации учеников. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания. Практическая цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях, научить детей писать свое имя, фамилию; читать несложные инструкции; отвечать письменно на конкретные вопросы.

Любая коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, которые стимулируют компенсаторные процессы развития.
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Процесс активного приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся – одна из основных задач функционирования специальной коррекционной школы VIII вида. Цель работы школы – подготовить к самостоятельной жизни адекватного, социализированного выпускника. Такой подход в обучении и воспитании дает возможность сформировать у обучающихся необходимые ключевые компетентности, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные, учебно-познавательные, социально-трудовые, общекультурные, личностного совершенствования, информационные, правовые компетентности. Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетентностей как основы для успешной интеграции выпускника в социуме.
В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы следующие универсальные учебные умения и навыки:
-умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач.
-умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
-умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
-умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию.
-умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
-умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Коррекционно–развивающая работа осуществляется поэтапно в 3 направлениях: работа с педагогическим коллективом, с учащимися, с родителями. Работа с детьми проводится с учетом их индивидуальных возможностей по комплексно-целевому принципу с подключением специалистов, каждый из которых помогает решить отдельную, узконаправленную проблему. Кроме учителя и воспитателя, с учениками работают логопеды, дефектологи, психолог, социальный педагог. Т.е. в специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется согласованная работа всех специалистов, что позволяет оказывать комплексную коррекционную помощь ребёнку с ОВЗ.
Логопед решает проблему общего (системного) недоразвития речи; нарушения звукопроизношения; ограниченного словарного запаса. Психолог помогает преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы, обучает навыкам бесконфликтного общения. Социальный педагог нейтрализует нарушения коммуникативных навыков, учит продуктивно общаться со сверстниками и взрослыми. Учитель на уроках чтения и развития речи обогащает устную речь, а на уроках письма и развития речи – письменную речь учеников. Воспитатель на ежедневном “Часе чтения” прививает любовь к художественной литературе, расширяет читательский кругозор воспитанников.
Хорошим помощником в решении данного вопроса могли бы стать родители, но, к сожалению, низкий социальный и образовательный уровень большинства семей наших воспитанников, отсутствие положительного примера в семье не позволяет настолько опереться на родителей, насколько хотелось бы. На общешкольных и классных родительских собраниях педагогами постоянно ведется разъяснительная работа о необходимости улучшения качества чтения, даются рекомендации, советы родителям, как повысить читательскую активность детей, развить интерес к чтению.
Начиная с 1-го класса основными коррекционно-развивающими задачами на любом уроке, занятии, мероприятии становятся:
– формирование навыка правильной устной и письменной речи;
– обогащение активного и пассивного словаря;
– развитие умения формулировать собственные мысли и рассуждать на заданную тему;
– обучение умению работать по словесной инструкции педагога;
– формирование навыков бесконфликтного общения при групповой работе;
– развитие читательского интереса через активные формы работы
Внедрение в УВП инновационных технологий, таких как сказкотерапия, элементы технологии “дебаты”, арт-терапия, имаго-терапия, имитационное моделирование, а также модифицированных программ обучения детей со сложной структурой дефекта, с элементами аутизма даёт свои положительные результаты
Использование педагогами таких активных форм работы, как участие в праздниках, фестивалях, регулярного посещения обучающимися социально-значимых объектов дает дополнительные возможности для развития социально-значимых компетентностей.Важным аспектом в развитии навыков общения представляется создание на уроках атмосферы, благоприятствующей этому процессу. Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, их словам, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как ученики откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении, т.е. станут речевыми партнерами.Поэтому наилучшие показатели в развитии речевой коммуникации учащихся отмечаются у учителей, чей педагогический стиль общения можно охарактеризовать как «общение дружеского расположения» или «общение совместной увлеченности» (Т.А. Ладыженская), где характер общения педагога с учащимися отражен уже в наименованиях стиля общения.
Одним из основных качеств речи учителя должна быть уместность, коммуникативная целесообразность, которая предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Не менее важно, каким голосом произносятся учителем высказывания, какой мимикой и жестами они сопровождаются. Моделирование на уроках различных игровых и учебных ситуаций диктует необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса учителя.
Комфортность общения на уроке в большой степени зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию, кроме того, вообще не сочетается с существующими этикетными нормами не прерывать собеседника. Устные ответы умственно отсталых школьников должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими (т.е. на уроке - с учителем и одноклассниками) и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение. Необходимо поощрять стремление каждого ребенка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение.
При выполнении упражнений детям предлагаются различные виды помощи (стимулирующая, направляющая и обучающая).
Для организации работы по формированию коммуникативных умений и навыков
необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.
В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Таким образом: создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование («прививание»), навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и взрослыми служит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей. Использование на уроках различных приемов коррекционного воздействия позволит обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога. Активно и эмоционально участвовать в диалоге. Внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы. Грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Специфика коррекционно-логопедической работы в школе 8 вида обусловлена следующими составляющими:
- характером нарушения высшей нервной деятельности;
- психопатологическими особенностями уровня ребёнка с нарушением интеллекта, а прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности;
- особенностями речевого развития;
- структурой речевого дефекта
В нашем образовательном учреждении особое внимание уделяется изучению речевого общения и развитию коммуникативных навыков, в том числе и на логопедических занятиях.
Логопедические занятия строятся по определённой схеме:
- работа над словом,
- словосочетанием,
- предложением,
- связным высказыванием.
Каждое занятие состоит из частей:
- организационный момент;
- вводная беседа;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- практические ситуации общения.
Программные задачи по логопедии реализуются при помощи дидактических игр и упражнений, игр-инсценировок, элементов сюжетно-ролевых игр, творческих игр и в проведении различных мероприятий. Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходит с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением интеллекта только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.Например, в сюжетно-ролевой игре «Школа для лесных зверей» дети выступают в роли учеников-зверят, они учатся знакомиться (представляться), составлять описательный рассказ о себе (Где живёт?, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя животное в природе? и др.), далее дети обучаются ведению диалога. После этого им предлагается выполнить творческую работу, т. е нарисовать, слепить то животное, которое ему больше всего понравилось. Для закрепления материала ученикам даётся домашнее задание в индивидуальных тетрадях по логопедии, которое заключается в вырезании и приклеивании частей тела животного, и составление описательного рассказа.
Также на логопедических занятиях используется игра «Зоологический сад», где дети изучают животных разных стран. Логопед предлагает детям вспомнить, где они могли видеть этих животных или птиц (в парках, в скверах, в зоопарке, в лесу, по телевизору), описать их. При проведении этой игры следует особое внимание уделить наглядности. Пособия должны быть крупного размера, красочными. Важно добиваться полных ответов детей, но при этом следить, чтобы ребёнок не уклонялся от главной темы высказывания.
Обучение выражению своих эмоциональных реакций, проводится с опорой на образ животных. Эта задача решается на физкультминутках в игровых упражнениях речь с движением, которые также направлены на развитие общей и мелкой моторики. На логопедический утренник дети репетируют и представляют сценки о животных, например «Сорока и медведь», «Лиса и Ёж».
В театрализованных упражнениях по басням И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей» ученикам предлагается изобразить, животных, постараться передать их характерные особенности поведения, эмоциональные реакции. Важно воспитывать в детях бережное отношение к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям, желание в любой момент оказать им помощь. В зимнее время года ученики вешают кормушки, каждый день с воспитателями подкармливают птиц, смотрят какие птицы прилетают к кормушке. Позднее ученики 7 класса пишут мини-сочинение по наблюдениям. Перед этим логопед с детьми подробно разбирает план, на доске записываются опорные слова и вопросы. Перед написанием логопед внимательно выслушивает устное сочинение каждого ученика и корректирует его если это нужно, далее следует самостоятельная работа в индивидуальных тетрадях.
Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность. Работа в группе развивает взаимопомощь и создаёт ситуацию успеха.
В игровых заданиях: «Какие мы разные», «Лицом друг к другу», «Узнай по голосу», формируется толерантное отношение друг к другу, а также дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.
С использованием дидактического пособия, представленного фотографиями, на которых дети выражают различные эмоции, проводится ознакомление детей с возможными эмоциональными реакциями. Кроме того развивается умение различать определённые эмоциональные состояния окружающих людей по особенностям жестов, мимики. Дети группируют фотографии с положительными и отрицательными эмоциями, подбирают к ним пиктограммы, правильно подписывают и готовят небольшой рассказ о том, когда они испытывали данное чувство. Можно использовать такие виды упражнений, как беседы о различных эмоциональных состояниях, рисование пиктограммы с последующим отгадыванием изображённой эмоции, игры «Угадай, какое у меня сегодня настроение?», «Как ты поступишь в данной ситуации?».
На занятиях по логопедии решается задача по обучению детей выражению своих чувств с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации; по закреплению основ нравственного поведения учащихся, представление о добре и зле, о необходимости уважения к старшим людям и сверстникам, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи. Проводится чтение рассказов, подчёркивающих выше перечисленные качества, такие как В.А. Осеевой «Доброе слово», А. Платонова «Юшка», Л. Толстого «Два товарища» и другие. После прочтения задаются вопросы: О чувствах и переживаниях героев произведения. Вопросы, касающиеся анализа рассказа или сказки, которые связаны с реальными условиями жизни детей.
Особое внимание должно уделяться работе над выразительной стороной речи, т.к. речь у детей с нарушением интеллекта бедна и эмоционально не выразительна. Учащиеся нашей школы готовят стихи, посвящённые различным праздникам, участвуют в мероприятиях, конкурсах чтецов. Логопед подбирает стихи, учитывая возможности каждого ученика, помогает при заучивании, контролирует регулярное повторение, чтобы избежать забывания.
На логопедических занятиях развитие личностного и познавательного общения идёт параллельно с решениями коррекционных задач по формированию всех сторон речи. При подборе упражнений, заданий по устранению речевых недостатков приходится учитывать возможность формирования коммуникативных навыков.
Но следует не забывать, что дети с нарушением интеллекта плохо относятся к своим неудачам, поэтому на логопедических занятиях важно не делать замечаний, ведь всегда можно найти за что похвалить ребёнка.
Чтобы повысить интерес к логопедическим занятиям необходимо использовать наглядные средства (реальные предметы, игрушки или картинки, серии картинок, магнитную доску, мультимедийную установку). Вместе всё это создаёт благоприятный фон, который вызывает положительные эмоции, которые дети с нарушением интеллекта испытывают очень редко.
Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков даёт свои положительные результаты. Ученики с удовольствием включаются в диалог, ведут себя более уверенно в различных ситуациях, проявляют внимание друг к другу, выслушивают собеседника. Уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения в целом, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки, что является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.