Доклад Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы).


МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
Доклад
Духовно–нравственное развитие и
гражданско–патриотическое воспитание
обучающихся как основа воспитательной
работы гимназии (из опыта работы).
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Чекмарёва А.Ю.
январь 2017 года
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.
Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществом.
Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти своё предназначение, постараться убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них.
Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других?
Эти и другие духовно-нравственные вопросы я стараюсь решать на уроках литературного чтения, русского языка, природоведения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях, экскурсиях, при проведении родительских собраний и т.д.
Так уж получается, что с каждым классом мы работаем всего лишь четыре года. Но это самые важные и ценные годы школьной жизни, потому что за это время формируется детский коллектив, зарождаются отношения между ребятами, воспитываются важные человеческие качества, такие как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, взаимопонимание, уважение к старшим и т.д. Поэтому на каждом уроке в начальной школе ведётся воспитательная работа. Особенно в первом классе.
В первом классе очень важно также привить правила этикета, уважение к семье, к учителю, друг к другу. Мне хочется остановиться лишь на некоторых направлениях. Это воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Приоритетным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных ценностей, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. Здесь мы проводим цикл классных часов по теме «Я – гражданин России», «Мои истоки», «Моя малая Родина».
Очень много мероприятий проводится для воспитания благоприятных отношений в коллективе. Это классные часы о толерантности, дружбе, милосердии.( «Уроки толерантности», «Поговорим о дружбе», «Мой дом - моя крепость»).
Воспитание духовности неразрывно связано с отношениями в семье. А одним из показателей благополучия семьи является уважительное отношение к родителям. Моя задача - правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи.
И здесь не обходится без поддержки школы. В этой работе эффективными являются родительские собрания, которые мы проводим каждую четверть. Многие из них посвящены «семейным» темам, например «Всё начинается с семьи», «Я и мой ребёнок», «О запретных и желательных выражениях в семье», «Заповеди воспитания» и т.д. Очень часто проводятся собрания в поддержку родителям, которые носят консультативный, рекомендательный характер («Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания», «Как воспитать книгочея?», «Как помочь ребёнку адаптироваться в школе?»). Иногда проводится анкетирование, которое выявляет проблемы конкретного ребёнка. Много положительного дают индивидуальные беседы с родителями.
Положительным в работе с родителями являются и внеклассные мероприятия, посвящённые Дню Матери, Международному женскому дню, Дню пожилого человека, Дню Защитника Отечества. На утренниках, посвящённых мамам, мы с ребятами очень часто представляем сценки, в которых принимают участие мамы и дети, исполняем песни семейными дуэтами, устраиваем поэтические вечера, создаём презентации «Портрет мамы», «Я и моя мама», «Письмо маме».
Духовное воспитание в начальной школе начинается с первых дней первого учебного года, с первых страниц учебника Азбуки, на которых мы знакомимся с создателями первой славянской письменности Кириллом и Мефодием, а продолжается интересной внеклассной работой. На классных часах мы в доступной форме рассказываем о великих праздниках: о Рождестве, о Пасхе. К Пасхе мы устраиваем конкурс «Лучшее пасхальное яичко». Детям нравятся экскурсии в Свято –Варсонофьевский монастырь с.Покровские Селища.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, выставках и соревнованиях. Мы стараемся с ребятами принимать участие в районных и школьных конкурсах и конференциях. Особенно понравился детям проект «Защитим лес», а мне и Даше Беляевой интересным показалось участие в научной конференции, где мы представляли герб Зубово-Полянского района.
Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись ежедневно. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в стране. Учащиеся должны чувствовать и видеть, что их учитель безгранично любит свою страну и свой народ, тогда они будут верить учителю, и воспитание патриотизма будет направлено в нужное русло.
В начальных классах патриотическое воспитание начинается с уроков окружающего мира, где изучается история страны в доступной краткой форме, а продолжается на классных часах ( «Мы - за мирное детство», «Уроки мужества») .Серьёзная работа проводится ко Дню Победы. Ребята активно участвуют в школьных мероприятиях и акции «Бессмертный полк». В классе мы проводим конкурсы на лучшее прочтение стихотворений о Великой Отечественной войне. Чекмарева Соня и Афанасьева Вера стали лауреатами российского конкурса на лучший рисунок о войне. Ответственно ребята подошли к подготовке открытого классного часа «Нам не нужна война!». Глубокий след в сердцах детей оставил классный час о детях блокадного Ленинграда. Запомнился ребятам и поход в краеведческий музей, в котором они узнали о земляках – ветеранах Великой Отечественной войны, участниках боевых событий в Афганистане и Чечне. Традицией стало ежегодное возложение цветов к памятнику погибших воинов, который находится в центре посёлка.
Я считаю, что патриотическое воспитание на основе исторических событий благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность работы по патриотическому воспитанию детей.
Надо, чтобы дети любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.