Урок окружающего мира в 1 классе по теме Почему звенит звонок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Владимировская средняя общеобразовательная школа
Тема:
Урок подготовила и провела
Учитель начальных классов
С.А Федченко
Апрель 2014 год
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему звенит звонок?»
Тип урока: овладение новым знанием, способом действия
№ п/п Дата Тема Количество часов Решаемые проблемы(цели) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) понятия предметные результаты универсальные учебные действия(ууд) личностные результаты Метапредметные результаты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 45 Почему звенит звонок?
1 Цели: формирование первоначальных представлений о звуках, их возникновении, распространении; ознакомление с эхом, с разнообразием звуков окружающего мира Звук Исследуют возникновение и распространение звука с помощью исследовательской Де; высказывать предположения о причине возникновении эха на основе жизненного опыта.
Получат возможность научиться: передавать голосом звуки окружающего мира; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
(учебно-познавательная) -принимает, ставит учебную задачу (с помощью учителя или сверстников);
- использует знаково-символические средства;
- определяет границу применимости того или иного способа действия;
- отделяет знание от незнания;
- задает вопросы, оформляет запросы перед взрослым или сверстниками на поиск недостающих способов действия (информации).
№
п/п Ход урока Примечание
1. .Организация начала урока
Здравствуйте, ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Многое должны узнать.
- Ребята, сегодня наш урок окружающего мира пройдёт в научной лаборатории. Сегодня вы не просто ученики 1 класса, а учёные, которые к концу урока должны сделать открытия и ответить на все вопросы.
- Согласны?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна тишина в классе.
В нашем классе.В нашем классе тишинаПочему-то не слышна:То линейка упадет,То резинка пропадет,То Потапова под партойЧей-то тапочек найдет.Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.“Рты закрыли, сели ровно! –Говорит Мария Львовна. –Будем слушать тишину”.Я чего-то как чихну!Засмеялся Витька сзади.“Тише, тише!” – шепчет Надя.Ничего опять не вышло,Тишины у нас не слышно.
– Так почему же не слышна тишина в классе?
(Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит.)
– Скажите одним словом, что это мы слышим в классе? (Звуки.)
– Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Говорить мы будем сегодня о звуках).
- Скажите, а что вы хотите узнать о звуках?
(Как? Зачем? Почему?...)– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя за 1 минуту?
– Какие звуки вы услышали в классе, коридоре, на улице? (Ответы детей.)
- Итак, какое первое открытие мы с вами сделали?
(Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками. Звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака)Окружающий мир наполнен разнообразными звуками.
Загадка:
Кулик не велик, целой сотне велит.
То сядь да учись, то встань, разойдись.(звонок)
-Скажите, когда мы слышим звуки этого предмета.
( когда начинается урок и когда он закончился )- Ребята, а звонок издаёт звук?
- Какой?
- А что вам интересно узнать про звонок?
(Как? Зачем? Почему?...)- Ребята, а Муравьишка Вопросик тоже хочет знать ответ на вопрос «Почему звенит звонок?» (или Учебник с. )
Поможем ему ответить на этот вопрос?
Рефлексия.
- Что мы делали?
- Как мы это делали?
- Для чего мы это делали?
3. Построение проекта выхода из затруднения
Формулирование цели исследования.
- Наши открытия продолжаются. Мы выяснили, что в мире нас окружает много разных звуков, но мы не ответили на наши главные вопросы
«Почему звенит звонок?» «Почему возникает звук?».
- Итак, уважаемые учёные, сейчас я предлагаю вам провести исследование и узнать, как возникает звук. Для исследования я приготовила вам предметы. Могут ли эти предметы издавать звуки? (могут)
Ваша задача, понять, каким образом данный предмет издаёт звук. Работать будем в группе. Результаты своего исследования будем записывать в «Лист открытий».
- Как будем работать в группе?
1 группа:
Исследовать, как возникает звук канцелярской резинки.
2 группа:
Исследовать, как возникает звук бубна
3 группа:
Исследовать, как возникает звук листа бумаги
4 группа:
Исследовать, как возникает звук колокольчика
Выступление от групп.
Рефлексия.
- Что мы делали?
- Как мы это делали?
- Для чего мы это делали?
- Чему вы научились?
Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются воздуху.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы появился звук?
4. Реализация построенного проекта.
Проведение эксперимента с барабаном:
(я беру барабан)
- Ребята, что вы видите? (барабан)
(стучу)
- А что вы сейчас все слышите? (стук, как звучит барабан)
- А что ощущаете? (ничего, надо дотронуться)
- А теперь, …, приложи ладошку. (не стучу) Что ты ощущаешь?
- А сейчас, что ощущаешь? (стучу) (дрожит)
- Когда ты почувствовал дрожь? (когда стучали)
Проведение опыта с наушниками:
- А чтобы перейти к 3 открытию, нужно провести следующее исследование.
- Мне нужен помощник.
- …., выходи к доске. Сейчас тебе придется угадать, что я буду делать. Встань, пожалуйста, к нам спиной и надень наушники.
(стучу)
- Что ты видел? (ничего)
- Что ты слышал? (ничего)
- Вы видели, ребята, что я делала? (стучала)
- Вы слышали какой-то звук? (стук)
- А почему, …, не видел и не слышал?
- Что нужно сделать, чтобы …. услышал?
(стоит спиной, убираю наушники)
- Сейчас, что ты слышал?(стук)
- Нужно ли было видеть, чтобы понять, что я стучу? (нет)
- А как ты услышал? (ушами)
- Главное было услышать?
2.7. Работа со схемой «Уши»:
- Наши уши – это замечательные приборы. Попробуйте по схеме рассказать, как нужно обращаться с ушами.
СЛАЙД «СХЕМА УШИ»
Учитель читает текст на с.95
– Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)
– Как надо относиться к ушам? (Бережно.)
– Как мы должны беречь уши? (Ответы детей.)
– Уши – это орган слуха. При помощи ушей мы слышим все звуки.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
Защищать уши от сильного шума.
Защищать уши от ветра.
Не ковырять в ушах.
Не сморкаться сильно.
Не допускать попадания воды в уши.
Если уши заболели обратиться к врачу.
Мыть уши каждый день.
2.8. Моделирование звуковой волны:
- Ребята, но я ведь от вас стояла на определенном расстоянии, а вы услышали звук. Мы его видим?
- Значит звук, какой? (невидимый)
- А кто как думает, как звук доходит до нас?
- (иду) Посмотрите. Я иду к вам по какой-то дорожке. Вы видите эту дорожку?
- А сейчас я говорю звук «АААА». Какой звук я произнесла?
- Вы видите дорожку, по которой звук пришел к вам? (нет)
- Но ведь звук дошел до вас по дорожке.
- Попробуем смоделировать, что это звук.
(вызываю ученика – ухо)
- У звука есть своя дорожка. (канат) Я барабаню, и звук идет к уху.
- На что это похоже? (на волну)
3 «Открытие» детьми нового знания
Ребята, мы с вами сделали третье открытие. Попробуйте его сформулировать самостоятельно.
Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей.
Игра “Когда какой звук мы слышим?”
- Ребята, вы слышали когда-нибудь эхо?
-А что это такое? Как получается эхо?
Игра «Собирайся детвора»…
-Как схематично можно показать волну эха?
Работа в группе
5. Рефлексия.
-Что нового и интересного узнали на уроке?
-Чему научились?
Как вы поработали на уроке?
Кому было интересно исследовать и открывать что-то новое для себя на уроке поставьте звоночек на верхнюю ступеньку.
- Кому было трудно, непонятно, поставьте на нижнюю.
- Я вами очень горжусь. Вы смогли сделать 3 открытия. Вы настоящие исследователи.
Посмотрите на главный наш вопрос «Почему у вас звенит звонок?
- Ответьте на этот вопрос, используя выводы наших открытий. 6. Домашнее задание
1 группа:
Отгадать загадки (найти ответы в интернете или энциклопедии)
2 группа:
Нарисовать Ушастика и придумать историю
3 группа:
Принести картинки предметов и показать, какие звуки они могут издавать Лист открытий
Проблема
Рабочая версия (как? что можно сделать?) Проведение исследования 1
2
3
4
Результат
Выводы
Оцени свою работу