Программа по краеведению История Саратовского края 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский агропромышленный лицей»
Утверждаю
Директор ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»
_________/_____________________/
ФИО
 приказ № ___ от  «___»_____ 20__ г
________/_____________________/
ФИО
приказ № ___ от  «___»_____ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО КРАЯ»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессий естественно-научного профиля:
25.01.23 «Хозяйка (ин) усадьбы»
и технического профиля:
09.01.032 «Мастер по обработке цифровой информации»,
35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»,
23.01.03 «Автомеханик»
на базе основного общего образования с получением 
среднего общего образования
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
  протокол № ____от «__»_______20__ г.
2015
УТВЕРЖДАЮ 
зам. директора по учебной работе
_________________________________
 _______________/_________________/
«_______»_____________2015 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2016 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2017 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2018 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. ; на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы для СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015г.)ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии ____________________
______________________________________
Протокол №__, дата «___»________2015 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2016 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2017 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2018 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2019 г.
Председатель комиссии ________/________/ ОДОБРЕНО методическим советом лицея
Протокол №___ от «_____» __________2015 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2016 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2017 г.
Председатель _____________/______________/
о№___ от «_____» __________2018 г.
Председатель _____________/_____________ от «_____» __________2019 г.
Председатель _____________/______________/
Составители (авторы):  Павлова Т.И., преподаватель истории,
                                         
Рецензенты:
Внешний Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования
Содержание
 
1.Пояснительная записка …………………………………………
Область применения программы
1.2.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.3.    Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
1.4  Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины…………………
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
2.2.Тематический план учебной дисциплины…………………………… 7
Условия реализации учебной дисциплины………………………
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 
3.2 Оборудование учебного кабинета
3.4 Инструктивно-нормативная документация
3.5 Учебно-программная документация
3.6 Методические материалы
3.7. Технические средства обучения
3.8  Информационное обеспечение обучения 11
3.9 Основная и дополнительная литература…………………………… 12
4. Контроль и оценка…………………………………………………. 13
5.Приложение………………………….....................................................
5.1 Частичное формирование  профессиональных компетенций
5.2 Частичное формирование общих компетенций. Освоение Рабочей Программы (из стандартов ФГОС)
5.3  Тематический план занятий…………………………………………. 18
19
Программа предусматривает изучение  предмета «История Саратовского края» в  виде уроков. Целью изучения дисциплины «История Саратовского края» является приобретение студентами теоретических знаний. Ознакомление с родными корнями, традициями  и устоями народной жизни способствует формированию личности гражданина, патриота, осознанному  восприятию национальных и общечеловеческих ценностей.  
Предмет рассматривает  особенности  истории Саратовского края.  Саратовская земля на протяжении веков играла для страны важнейшую роль: от опорного военно-административного пункта Московского государства на Нижней Волге до значимого экономического центра России. Географическое положение определило уникальность культурной и этноконфессиональной истории, хозяйственного развития  и повседневной жизни людей. Изучение истории  Саратовского края позволяет глубже понять общую историю нашей страны.
Задачи преподавания «Истории Саратовского края» состоят в том, чтобы под руководством преподавателя:
- осмыслить в русле общероссийской истории основные события, тенденции и особенности развития края;
- способствовать  формированию у студентов научно-исторического мышления;
-  развивать стремления знать и приумножать культурные традиции своей малой родины как уникальной и органической части  национальных и общечеловеческих ценностей. 
В виде самостоятельной работы студенты выполняют творческие работы и кроссворды, делают сообщения  по изучаемым темам, составляют мультимедиа-презентации по темам. Программа имеет особенность в том, что в нее включены лекции по изучению истории развития медицины в Саратове и Энгельсе. Программа предусматривает  зачетное  занятие, на котором студенты защищают свои творческие работы и рефераты, решают кроссворды и тесты, делают сообщения и доклады, показывают созданные  мультимедиа-презентации. 
1. Пояснительная ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История Саратовского края»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:  для профессий естественно-научного профиля:
25.01.23 «Хозяйка (ин) усадьбы» и технического профиля:
09.01.032 «Мастер по обработке цифровой информации»,
35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»,   23.01.03 «Автомеханик»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дисциплина «История Саратовского края» относится к общепрофессиональным  дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен 
        уметь: 
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края;
-воспринимать историю Саратовского края во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского края;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития Саратовского    края.
В результате освоения учебной дисциплины студент  должен
знать:  
- основные этапы  истории Саратовского края;
-основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории Саратовского края;
- особенности  исторического развития Саратовского  края;
- культурные и национальные традиции  Саратовского края.
1.4. рекомендуемое количество часов на усвоение дисциплины:
максимальная учебная нагрузка  студентов  90    часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 60 часа; самостоятельная  работа обучающегося  30  часов.
2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе: индивидуальное проектное задание  работа с литературой   выполнение творческих работ выполнение рефератов составление тематических кроссвордов подготовка докладов подготовка тестов выполнение заданий по контрольным вопросам Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«История Саратовского края»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 Тема 1 Далекое прошлое Саратовского края 4 1, 2
Содержание учебного материала: Эпохи: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, период поздней бронзы, ранний железный век;  Период Средневековья; Саратовское Поволжье в составе Золотой Орды.Самостоятельная работа студентов: Анализ исторических источников. 1 Тема 2 Основание Саратова. 4 1, 2
 Содержание учебного материала: Присоединение  Среднего и Нижнего Поволжья, Основание Саратова, Период Смутного времени, Заселение края и его экономическое развитие в XVII в., Восстание С. Разина. Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщения по теме. 1 Тема 3 Саратовское Поволжье в XVIII в.                   3 1, 2
 Содержание учебного материала: Саратов Петровского времени, Народные движения первой четверти XVIII в., Развитие сельского хозяйства и промышленности  в середине XVIII в., Колонизация Саратовского края.  Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 4 Саратовский край в конце XVIII в. 3 1, 2
 Содержание учебного материала: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева и Саратовский край, .Пугачев в Саратове и «пугачевщина», Последствия «пугачевщины» в крае,
Саратовская губернии в конце XVIII в.  Самостоятельная работа студентов: Подготовка тестов, сообщения по теме. 2 Тема 5
Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в. 4 1, 2
Содержание учебного материала: Территория и население, города, промышленность, торговля и транспорт, культура Саратовского края, народное образование, здравоохранение, наука, театральная жизнь.Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 6 Общественно-политическая жизнь края во второй половине XIX в. 3 1, 2
Содержание учебного материала: Крымская война 1853-1856 гг. и Сатовское общество,  Крестьянское движение накануне реформы, Общественное движение накануне крепостного права, Деятельность Саратовского губернского комитета по крестьянскому делу, Крестьянская реформа в Саратовской губернии, итогах реформы, Революционное народничество, либерально-оппозиционное движение, социал-демократическое движение в Саратовском крае.  Самостоятельная работа студентов: Подготовка кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 7 Саратовская губерния в начале ХХ в. 4
1, 2
Содержание учебного материала: Территория и население; сельское хозяйство, фабрично-заводское производство, образование монополий, мелкотоварное производство; Общественно-политическая  ситуация в губернии в 1900-1904 гг.; Рабоче - крестьянское движение в крае,  расстановке общественно-политических сил; Русско-японская война и Саратовский край;  События революции  1905-1907 гг. в Саратовской губернии. Самостоятельная работа студентов: Подготовка планов-конспектов, сообщений. 2 Тема 8 Саратовский край в 1907-1916 гг. 4 1, 2
Содержание учебного материала: Аграрная реформа П.А. Столыпина, Рабочее движение в годы нового революционного подъема, Политическая жизнь Саратовской губернии в 1910-1914 гг., Край в годы первой мировой войны, Саратовцы на фронтах  Первой мировой войны, Война и саратовская экономика, 7.Тыловые будни Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 9 Саратовский край в период Февральской революции и двоевластия, во время Октябрьской революции и Гражданской войны. 4 1, 2
Содержание учебного материала: Крушение царского аппарата власти, создании революционной власти, Саратовский край на переломе, «полевении» власти, Установлении Советской власти, Саратовская губерния в годы Гражданской войны.  Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 10 Саратовский край в годы НЭПа и «социалистического штурма» 3 1, 2
Содержание учебного материала: Саратовская деревня в 1921 – 1928 гг., Промышленности и торговле в условиях НЭПа; Первые пятилетки, Коллективизация, Голод 1932-1933 гг. Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 11 Саратовский край в годы Великой Отечественной войны                   6 1, 2
Содержание учебного материала: Мобилизация, эвакуация, перестройка экономики на военный лад, создание народного ополчения, оборонные мероприятия 1941-1943гг.; «саратовский арсенал», транспорт в военные годы, положение в сельском хозяйстве, Именные самолеты саратовцев фронту, Помощь госпиталям.  Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 12 Экономика Саратовской области в послевоенное время.   4 1, 2
 Содержание учебного материала: Экономика области  после окончания войны; Развитие с/х и промышленности Саратовской области в 1953-1985 гг., Социально-экономическое положение края в годы перестройки. Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций 2 Тема 13 Край в годы перестройки.
Содержание учебного материала: Экономика области  в период Перестройки; Развитие с/х и промышленности Саратовской области в 1985-1994 гг., Социально-экономическое положение края в годы перестройки.
Самостоятельная работа студентов: Подготовка творческих работ по теме, тестов.
3
2                1,2
Тема 14 Область на современном этапе 4 1, 2
Содержание учебного материала: Общественно-политические процессы в 1985-1991 гг.,
Курс радикальных реформ, Аграрный сектор Саратовской области в постсоветский период, промышленность области в 1992-м – начале 2000-х гг. Самостоятельная работа студентов: Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 15 Культура Саратовского края 3 1, 2
Содержание учебного материала: Архитектура, литература, музыка, живопись. Открытие университета. Самостоятельная работа студентов: Подготовка докладов по теме: «Культурное наследие земли Саратовской» 2 Тема 16 Развитие образования в Саратовской области 3 1, 2
Содержание учебного материала: Образование города и окраин. Образование в Калининском районе. Калининский агропромышленный лицей. Самостоятельная работа студентов: составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. 2 Тема 17 Зачетное занятие. 1 1, 2
Содержание учебного материала: Сообщения студентов по пройденным темам, Решение кроссвордов, тестов; Слушание докладов и творческих работ, Показ мультимедиа-презентаций. Аудиторная учебная нагрузка: 60 Самостоятельная работа:  30 Всего: 90 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
           
3.2 Оборудование учебного кабинета
Посадочные места по количеству обучающихся,  рабочее место преподавателя.
3.3 Наглядные пособия: творческие работы, кроссворды, конспекты лекций, список литературы по темам, мультимедиа - презентации, иллюстрации.3.4 Инструктивно-нормативная документация:   государственные требования  к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования  и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины;  инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень  информационного и материально-технического оснащения кабинета.
3.5 Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
3.6 Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие  программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе,  контрольно-оценочные средства.
3.7 Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
 
3.8  Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
http://history64.ru/http://sadservie.ru/historyhttp://saratov416.narod.ru/business.htmlhttp://old-saratov.ru/foto.php?id=53http://do.gendocs.ru/docs/index-122151.ht
3.9 Основная литература:
1. Учебное пособие «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней»- авторский коллектив под руководством проф. В.Н. Данилова: М.В. Булычев, А.В. Воронежцев, А.А. Гуменюк, В.П. Тотфалушин, Л.А. Тотфалушина/ Под общ. ред. В. П. Тотфалушина, рассчитано на учащихся образовательных школ, гимназий, колледжей, а так же студентов вузов. Входит в региональный компонент программы обучения по истории - 2-е изд., испр., доп. – Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2009 г.
2.Развитие научной медицинской мысли в Саратове /1909-1989/. Под редакцией В.Ф. Киричука. - Саратов, 1992.
Иванов Н.Р.;. Киричук В.Ф., Горчаков Л.Г., Нуштаев И.А. //Здравоохр. Рос. Федерации. - 1990. - Р 4. - С.41-43.
Дополнительная литература:        
Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы ВОВ (1941-1945). Саратов, 1976.
Васькин В.В., Герасименко Г.А. Февральская революция в Нижнем Поволжье. Саратов. 1976.
Гераклитов А.А. История Саратовского края XVI-XVIII вв. Саратов. 1923.
История Саратовского края: (С древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие. Саратов. 2000.
История Саратовского края. 1917-1965: Хрестоматия. Саратов. 1967.
История Саратовского края. 1590-1917: Хрестоматия. Саратов, 1983.
Осипов В.А. Очерки по истории Саратовского края. Саратов. 1976.
Саратовская область за 70 лет. Саратов. 1987.
Саратовские ученые-медики. Страницы истории /1909-1979/. Под редакцией Н.Р.Иванова. - Саратов, 1982. 
 Иванов Н.Р., Киричук В.Ф., Горчаков Л.Г., Нуштаев И.А. К 80-летию высшего медицинского образования: Справочно-информа-ционные материалы. -3-е изд. доп. - Саратов,  1989. 
Степанов С.А. Становление и развитие научных медицинских школ фундаментальных наук медико-биологического профиля. - Саратов, 1994.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ
Номер темы Основные показатели оценки и результатов Формы и методы контроля
Тема № 1 1. уметь:  - выделять этапы и даты исторического развития  далекого прошлого Саратовского края;
-воспринимать историю далекого прошлого Саратовского края во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие далекого прошлого Саратовского края;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику далекого прошлого Саратовского края.
2. знать:  - основные этапы  истории далекого прошлого Саратовского края;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории далекого прошлого  Саратовского края;
- особенности  исторического развития далекого прошлого Саратовского  края;
- культурные и национальные традиции  далекого прошлого Саратовского края -результатов выполнения  домашних заданий;
-индивидуальных проектных заданий;
 -результатов тестирования;
-письменных опросов;
-устных опросов;
-итоговый зачет.
Тема № 2
1. уметь:  - выделять этапы и даты исторического развития  г. Саратова;
-воспринимать историю основания Саратова во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику основания Саратова.
2. знать:  - основные этапы  истории основания Саратова;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории основания Саратова;
- особенности  исторического развития основания Саратова.
-результатов выполнения  домашних заданий;
-индивидуальных проектных заданий;
 -результатов тестирования;
-письменных опросов;
-устных опросов;
-итоговый зачет.
Тема № 3
Тема № 4
Тема № 5
 
Тема № 6
Тема № 7
Тема № 8
Тема № 9
Тема №10
Тема №11
Тема №12
Тема №13
Тема №14
Тема №15 1.уметь: - выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского Поволжья в XVIII в.;
-воспринимать историю Саратовского Поволжья в XVIII в. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского Поволжья в XVIII в;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику Саратовского Поволжья в XVIII в.
  2.знать:  - основные этапы  истории Саратовского Поволжья в XVIII в;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания Саратовского Поволжья в XVIII в;
- особенности  исторического развития Саратовского Поволжья в XVIII в.;
- культурные и национальные традиции  Саратовского Поволжья в XVIII в.
1.уметь: - выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского Поволжья в конце XVIII в.;
-воспринимать историю Саратовского Поволжья в конце XVIII в. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского Поволжья в конце XVIII в;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику Саратовского Поволжья в конце XVIII в.
  2. знать:  - основные этапы  истории Саратовского Поволжья в конце XVIII в;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания Саратовского Поволжья в конце XVIII в;
- особенности  исторического развития Саратовского Поволжья в конце XVIII в.;
- культурные и национальные традиции  Саратовского Поволжья в конце XVIII в.
1. уметь:- осознавать многообразие исторических фактов социально-экономического развития края в первой половине XIX в.;
- выделять этапы и даты исторического развития  края в первой половине XIX в.;
-воспринимать историю развития  края в первой половине XIX в. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  края в первой половине XIX в;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  края в первой половине XIX в.
2. знать:  - основные этапы  истории развития  Саратовского края в первой половине XIX в;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  края в первой половине XIX в.;
- особенности  исторического развития  края в первой половине XIX в.;
- культурные и национальные традиции  развития  края в первой половине XIX в.
1.уметь:- осознавать многообразие исторических фактов общественно-политического развития края во второй половине XIX в.;
- выделять этапы и даты исторического развития  края в XIX в.;
-воспринимать историю развития  края во второй половине XIX в. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  края во второй половине XIX в;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  края во второй половине XIX в.
2.знать:  - основные этапы  истории развития  Саратовского края во второй половине XIX в;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  края во второй половине XIX в.;
- особенности  исторического развития  края во второй половине XIX в.;
- культурные и национальные традиции  развития  края во второй половине XIX в.
1.уметь:- осознавать многообразие исторических фактов Саратовской губернии в начале ХХ в.;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.;
-воспринимать историю развития  Саратовской губернии в начале ХХ в. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.
2.знать:  - основные этапы  истории развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.;
- особенности  исторического развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовской губернии в начале ХХ в.
1.уметь: - осознавать многообразие исторических фактов Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
-воспринимать историю развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг. во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.
2.знать: - основные этапы  истории развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
- особенности  исторического развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовской губернии в 1907-1916 гг.
1.уметь:- осознавать многообразие исторических фактов Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
-воспринимать историю развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны.
2.знать:- основные этапы  истории развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
- особенности  исторического развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовского края в период Февральской революции и двоевластия,  во время Октябрьской революции и Гражданской войны.
1.уметь: - осознавать многообразие исторических фактов Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края  в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
-воспринимать историю развития  Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовского края в  годы НЭПа,  «социалистического штурма».
2.знать:- основные этапы  истории развития  Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
- особенности  исторического развития  Саратовского края в годы НЭПа,  «социалистического штурма»;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовского края  в годы НЭПа,  «социалистического штурма».
1.уметь: - осознавать многообразие исторических фактов Саратовского края в годы ВОВ;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края  в годы ВОВ;
-воспринимать историю развития  Саратовского края в годы ВОВ во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовского края в годы ВОВ;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовского края в  годы ВОВ.
2.знать:- основные этапы  истории развития  Саратовского края в годы ВОВ;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовского края в годы ВОВ;
- особенности  исторического развития  Саратовского края в годы ВОВ;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовского края  в годы ВОВ.
уметь: - осознавать многообразие исторических фактов экономики Саратовской области в послевоенное время;
- выделять этапы и даты исторического развития  экономики Саратовской области в послевоенное время;
-воспринимать историю развития  экономики Саратовской области в послевоенное время во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное своеобразие развития  экономики Саратовской области в послевоенное время;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  экономики Саратовской области в послевоенное время.
знать:- основные этапы  истории развития  экономики Саратовской области в послевоенное время;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  экономики Саратовской области в послевоенное время;
- особенности  исторического развития  экономики Саратовской области в послевоенное время;
- культурные и национальные традиции  развития  экономики Саратовской области в послевоенное время.
1.уметь:- осознавать многообразие исторических фактов Саратовской области на современном этапе;
- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовской области на современном этапе;
-воспринимать историю развития  Саратовской области на современном этапе во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие развития  Саратовской области на современном этапе;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  Саратовской области на современном этапе.
2.знать: - основные этапы  истории развития  Саратовской области на современном этапе;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  Саратовской области на современном этапе;
- особенности  исторического развития  Саратовской области на современном этапе;
- культурные и национальные традиции  развития  Саратовской области на современном этапе.
1.уметь:- осознавать многообразие исторических фактов развития медицинской науки в Саратове;
- выделять этапы и даты исторического развития  медицинской науки в Саратове;
-воспринимать историю развития  медицинской науки в Саратове во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития  медицинской науки в Саратове.
2.знать:- основные этапы  истории развития  медицинской науки в Саратове;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  медицинской науки в Саратове;
- особенности  исторического развития  медицинской науки в Саратове;
1.уметь: - осознавать многообразие исторических фактов развития медицины в Энгельсе;
- выделять этапы и даты исторического развития  медицины в Энгельсе;
-воспринимать историю развития  медицины в Энгельсе во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику медицины в Энгельсе.
2.знать:  - основные этапы  истории развития  медицины в Энгельсе;
-основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания развития  медицины в Энгельсе;
- особенности  исторического развития  медицины в Энгельсе. -результатов выполнения  домашних заданий;
-индивидуальных проектных заданий;
 -результатов тестирования;
-письменных опросов;
-устных опросов;
-итоговый зачет.
Тема №16 1.уметь: - выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края;
-воспринимать историю Саратовского края во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского края;
- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития Саратовского    края.
    2.знать: - основные этапы  истории Саратовского края;
-основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории Саратовского края;
- особенности  исторического развития Саратовского  края;
- культурные и национальные традиции  Саратовского края. -результатов выполнения  домашних заданий;
-индивидуальных проектных заданий;
 -результатов тестирования;
-письменных опросов;
-устных опросов.
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1 Частичное формирование  профессиональных компетенций
Код компетенций Содержание
1 2
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.8 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Оказывать паллиативную помощь.
  5.2 Частичное формирование  общих  компетенций
Освоение рабочей программы (из стандартов ФГОС)
Код компетенций Содержание
1 2
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 10
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Бережно относиться к историческому наследию  и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
5.3 Тематический план занятий
№  п\пТемы Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 Далекое прошлое Саратовского края
Основание Саратова
Саратовское Поволжье в XVIII в.
Саратовский край в конце XVIII в.
Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в.
Общественно-политическая жизнь края во второй половине XIX в.
Саратовская губерния в начале ХХ в.
Саратовский край в 1907-1916 гг.
Саратовский край в период Февральской революции и двоевластия, во время Октябрьской революции и Гражданской войны.
Саратовский край в годы НЭПа и «социалистического штурма»
Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
Экономика Саратовской области в послевоенное время. 
Край в годы перестройки.
Область на современном этапе
Культура Саратовского края.
Развитие образования в Саратовской области.
Зачетное занятие
Аудиторная учебная нагрузка:
Самостоятельная работа:
Всего:
4
4
3
3
4
3
4
4
4
3
6
4
3
4
3
3
1
60
30
90