Конспект урока по математике на тему Умножение двузначного числа на однозначное (Школа России, 3 класс)
Цели урока: формирование у учащихся умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное.
1. Образовательные:
- ознакомить учащихся с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное, используя свойство умножения суммы на число;
- повторить свойство умножения суммы на число;
- закреплять устные и письменные приёмы сложения и вычитания; умножения в пределах 1000;
- закреплять знание таблицы умножения.
2. Развивающие:
- развивать умение решать составные задачи;- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, математическую речь; умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- активизировать познавательную деятельность, повышать учебную мотивацию.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, интерес к предмету «математика»;
- приучать к самостоятельности.
Оборудование:
Компьютер;
интерактивная доска;
медиапроектор;
магнитофон и аудиозапись;
«волшебный» пакетик;
образцы написания цифр;
карточки с заданиями.
План урока:
Организационный момент.
Каллиграфическая минутка.
Постановка темы и цели урока.
Устный счёт.
V. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
VI. Изучение нового материала.
Музыкальная физминутка.
VII. Первичное закрепление изученного материала.
VIII. Работа над пройденным материалом.
IX. Итоги урока. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Вы слышали: звенел звонок.
Начнём, ребята, наш урок.
Произнесём девиз такой:
«Всё что надо под рукой».
Дети:
Чтоб быть активными, друзья,
Нам без внимания нельзя,
Чтоб выполнить задания,
Возьмём с собой старание.
Ну что ж, я думаю, пора:
В гостях у нас ИНТЕРИГРА.
Интерактивная игра «Тихие и громкие голоса»
Учитель: Ребята, в руках у меня волшебный пакетик. Сейчас вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот красивый пакетик, чтобы они не мешали нам на уроке. До окончания урока они будут там храниться.
(Дети соединяют свои ладошки и громко в них кричат. Затем ребята закрывают свои ладошки и прячут голоса в пакетик учителя. Эта игра служит переходом от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности на уроке)
Каллиграфическая минутка «Волшебная ручка».
Учитель: Ребята, откройте тетради. Запишите число, «Классная работа».
Прочитайте числа, установите закономерность в последовательности чисел. Запишите данные числа, продолжая числовой ряд. Цифры пишите правильно и красиво.
78, 82, 86, 70, , ,
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, проведём небольшую разминку. Вычислите устно.
6
·9 6
·4 9
·2 8
·4 23
·4
Учитель: Почему последний пример вызвал у вас затруднения? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как решаются примеры такого вида, научимся выполнять умножение двузначного числа на однозначное.
Запишите в рабочих тетрадях тему урока «Умножение двузначных чисел на однозначное».
СЛАЙД № 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель: Сегодня к нам на урок из лесной школы прилетела мудрая Совушка.
СЛАЙД № 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса пошла с подружками в лес по ягоды. Собирают девушки ягодки, песни поют, веночки вьют. Вдруг налетел сильный ветер, пробежался по верхушкам деревьев, закружил листья и пропал. Оглянулись подружки, а Василисы нет. Иван-царевич потужил, погоревал, да и отправился на поиски.
Учитель: Но куда идти, где искать Василису? Кто её похитил? Мы узнаем это, выполнив первое задание мудрой Совушки.
Повторение изученного материала. Устный счёт.
Задание 1. «Кто украл Василису?»
СЛАЙД № 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что общего между этими числами? (Они все трёхзначные)
- В каких числах содержится три единицы первого разряда?
- В каких числах шесть единиц третьего разряда?
- Разложите число 263 на сумму разрядных слагаемых.
- Какое число при счёте стоит перед числом 326? 623?
- Какое число при счёте следует за числом 223? 362?
- Назови «соседей» числа 236.
- Какие числа стоят между числами 631 и 634?
- Дополните числа 632, 663, 623 до 700.
- Назовите числа в порядке возрастания и узнаете имя похитителя Василисы.
(В ходе ответов на слайде появляются буквы)
- Кто же украл Василису? Что теперь делать Иванушке? Ребята, подскажите! (Ответы детей)
Учитель: Иван - царский сын отправился в царство злого Кощея. Путь предстоял трудный и долгий. Шёл он, шёл и вышел на распутье трёх дорог. Присел он на камешек у дороги и думает: «Куда же идти?». А Совушка подсказывает, что правильный путь царевичу укажет выражение с ответом - 850. Иванушка найдёт дорогу, если мы поможем ему и найдём значение выражений.
Задание 2. «На распутье трёх дорог».
СЛАЙД № 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Долго шёл Иван-царевич по выбранной дороге и, наконец, вышел на лесную полянку. Видит, стоит избушка на курьих ножках. Там живет Баба-Яга. Какие слова должен сказать Иван, чтобы избушка повернулась к нему?
Задание 3. Логический диктант (геометрический материал).
СЛАЙД № 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Рассмотрите избушку Бабы-Яги и скажите, верны ли данные
высказывания. Обоснуйте свой ответ.
Все фигуры являются многоугольниками.
Все жёлтые фигуры - четырёхугольники.
Четырёхугольников на рисунке – 6.
Все четырёхугольники являются прямоугольниками.
У фигуры 5 все стороны равны.
У треугольников все углы прямые.
Учитель: Иванушка спросил у Бабы – Яги о том, где находится царство Кощея. Она обещала рассказать, если Иванушка решит задачу на смекалку. Ребята, давайте ему поможем!
Задание 4. Задача на смекалку.
СЛАЙД № 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1) 750 – 450 = 300 кг – вес Третьего
2) 550 – 300 = 250 кг – вес Второго
3) 450 – 250 = 200 кг – вес Первого
Учитель: Молодцы, вы славно потрудились! Баба-Яга поведала Иванушке, что справиться с Кощеем очень трудно. Но она знает одну страшную тайну: его сила спрятана в сундуке, который хранится в пещере. А пещеру охраняет страшный Змей Горыныч. Дала Баба-Яга Иванушке волшебный клубочек, который укажет путь-дорожку к пещере. Иван бросил клубок на землю. Покатился клубок по тропинке. Царевич побежал за ним.
Актуализация знаний учащихся.
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Волшебный клубок привёл Ивана к пещере Змея Горыныча.
СЛАЙД № 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Мудрая Совушка говорит, что победить огнедышащее чудовище, можно, если выполнить задание. Найдите значения выражений и запишите ответ. Каким правилом будете пользоваться при вычислениях? (Умножение суммы на число. Сначала умножаем первое слагаемое 30 на 2, затем второе слагаемое 2 на 2. Полученные результаты складываем 60 + 4. Получается ответ 64. Соединяем красными стрелками записи, записываем ответ).
(Задание на доске, на карточках у каждого учащегося. Четверо учеников по очереди выходят к доске, объясняют записи, стрелки проводят цветными мелками, остальные работают на местах - фломастерами)
(20 + 4)* 4 30 * 2 + 2 * 2
(60 + 3) * 5 40 * 2 + 3 * 2
(30 + 2) * 2 20 * 4 + 4 * 4
(40 + 3) * 2 60 * 5+3*5
Учитель: Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану победить Змея Горыныча. А Иван-Царевич вошёл в пещеру и нашёл там волшебный сундук. Только вот беда, открыть его он не может. Разгадайте шифр замка, вставив пропущенные числа.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ключ: 7584
Учитель: Иван царевич достал из сундука волшебный меч. Теперь его дорога лежит в царство Кощея Бессмертного. А замок стоит на высокой горе, крутой и неприступной.
Изучение нового материала.
Учитель: Вот и замок Кощея. Но туда не так легко попасть, перед нами высокая гора, Совушка говорит, что подняться наверх можно, выполнив умножение.
СЛАЙД № 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Как будем выполнить умножение?
1. Представим двузначное число 12 в виде суммы десятков и единиц (10 и 2).
2. Найдём значение выражения (10+2)*3, используя правило умножения на число: 10*3+2*3=30+6 =36.
Вывод: чтобы умножить двузначное число на однозначное, надо двузначное число представить в виде суммы десятков и единиц; умножить, используя свойство умножения суммы на число.
Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: Вот и замок Кощея. С трудом взобрался Иван на эту гору, очень устал и решил немного отдохнуть перед боем с Кощеем, набраться сил. Пусть Иван отдохнёт, а мы с вами поработаем в тетрадях и выполним № 1 из учебника, с. 8 (часть 2) (выполнить умножение с устным объяснением).
36
·2 24
·4 18
·3 13
·3 26
·3 28
·3 5
·16 2
·45 4
·25 5
·17
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
Учитель: Ребята, нам с вами тоже необходимо отдохнуть. Встали у своих парт.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Движение туловища вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся.
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Дети кружатся по музыку)
Учитель: В замке Кощея Бессмертного четыре башни. В одной из них он спрятался. В какой башне спрятался Кощей, если мы знаем, что первая пустая; он не в самой высокой башне; он не в самой узкой башне, он не в крайней башне? Где же он? (в 3)
СЛАЙД № 9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Чтобы попасть в 3 башню надо сначала составить и решить задачу.
СЛАЙД № 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что в задаче известно?
- Что нужно найти?
- Как составить задачу?
- Как будем решать задачу?
(Дети составляют и решают задачу)
23
·2+15
- Молодцы, ребята! Ворота башни отворились.
Работа над пройденным материалом.
Учитель: Вот и добрался Иван-царевич до Кощея Бессмертного. Он встретил Ивана такими словами: «Ты добрался до моего царства, хочешь забрать Василису. Если выполнишь три задания, получишь Василису Премудрую, не выполнишь – навсегда она останется у меня». Ребята, давайте поможем Ивану, надо спасать Василису.
СЛАЙД № 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание 1. Решить задачу.
Купили 5 рулонов плёнки, по 10 метров в каждом. Хватит ли этой плёнки на две теплицы, если на каждую идёт 14 метров плёнки?
- Прочитайте задачу про себя.
- Что в задаче известно?
- На какой вопрос надо ответить?
- Сможем сразу ответить на поставленный вопрос?
(Нет, мы не знаем, сколько всего метров плёнки купили.)
- Как можем вычислить? (по 10 взять 5 раз, получится 50)
1) 10 * 5 = 50 (м) – плёнки купили
- Как узнать, хватит ли этой плёнки на 2 теплицы? Сможем сразу ответить на данный вопрос? (Нет, мы не знаем, сколько всего метров плёнки надо на 2 теплицы).
- Как это рассчитать? (По 14 взять 2 раза)
2) 14 * 2 = 28 (м) – плёнки необходимо на 2 теплицы
- Теперь может ответить на вопрос? Как записать действие?
3) 50 – 28= 22 (м) – плёнки останется
Дети делают вывод и записывают ответ: купленной плёнки хватит на 2 теплицы, даже ещё осталось 22 метра.
Задание 2. Найти значения выражений, указать порядок действий.
I вариант: 571 + 9* 3 – 164 + 36 =
II вариант: 56 : 7 * 20 + 600 - 350 =
Задание 3. Вставить знаки действий.
- Ребята, злой Кощей в данных примерах стёр все знаки действий. Мы с вами должны вставить нужные знаки действий, чтобы выражения имели указанные значения (коллективная работа).
СЛАЙД № 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Молодцы, ребята! Все задания выполнили, помогли Ивану-царевичу спасти Василису. Они благодарят вас за помощь. Теперь им пора возвращаться в своё царство. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, Иван-царевич и Василиса Прекрасная! Доброго вам пути!
СЛАЙД № 13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Спасибо тебе, Совушка за сказку интересную! Прилетай к нам ещё. Мы с ребятами будем тебя ждать!
СЛАЙД № 14
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Итог урока.
Славно все мы потрудились:
На уроке не ленились,
Все задания выполняли,
Василису мы спасали.
А теперь подходит срок
Нужно подвести итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой материал повторили в ходе урока?
- Какие задания вам понравились? Почему?
- Какие задания вызвали затруднения? Почему?
- Что нужно повторить?
- С каким настроением заканчиваем урок?
Домашнее задание.
С. 8 № 3, 6
Дополнительное задание на полях (расшифровать записи).
Весело звенит звонок.
Вот и кончился урок.
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА
НА ОДНОЗНАЧНОЕ
УРОК - СКАЗКА
ПО ТЕМЕ
"Умножение
двузначного числа
на однозначное"
3 класс