Статья «Опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района г.Волгограда»
Инева Е.А., зав. естественнонаучным отделом,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района г. Волгограда.
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
в МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района г.Волгограда.
Развивающемуся российскому обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, творческие, нестандартно мыслящие, стремящиеся к познанию люди. Решению этой задачи современного образования будет способствовать создание такой системы отношений педагога и обучающегося, которая будут стимулировать их многогранную совместную деятельность и способствовать развитию личности каждого участника творческого процесса. Дополнительное образование по сравнению с общим обладает несколькими очевидными преимуществами, благодаря своей гибкости, разнообразию, доступности времени и пространства. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка, оно предоставляет педагогу и обучающемуся возможность создания условий, способствующих максимально полному удовлетворению индивидуальных потребностей и интересов, развитию способностей, творческой самореализации. В значительной мере дополнительное образование может способствовать реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с высоким познавательным потенциалом.
Анализ интеллектуальных способностей обучающихся с высокой мотивацией к обучению показывает их предрасположенность к исследовательской деятельности. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка [1]. При проведении исследовательской деятельности в образовательном учреждении, где исследования учащихся имеют единый контекст, а педагоги понимают единое звучание своих целей, происходит трансляция ценностей научного общества. Такое образование становится продуктивным, а продукт имеет не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность [2].
Работа по выявлению и поддержке способных обучающихся, вовлечению их в поисковую, научно-исследовательскую деятельность традиционно строится путем организации НОУ – научного общества учащихся.
В МОУ ДОД Центре развития творчества детей и юношества Ворошиловского района г. Волгограда в 2002 году был создан естественнонаучный отдел, одно из немногих структурных подразделений УДОД в городе, ориентированное на работу в одаренными, способными обучающимися - старшеклассниками. Основной целью отдела стало обеспечение современного качества дополнительного образования старшеклассников по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов в соответствии с актуальными и перспективными потребностями детей.
Основные направления деятельности отдела:
-образовательная деятельность в объединениях отдела;
- организация и проведение муниципального этапа олимпиады школьников по 18 предметам (под руководством Ворошиловского отдела МОУ ЦПК);
-организация и проведение районных конкурсов исследовательских работ «Я и Земля» им. В.И. Вернадского, «Молодёжь в защиту природы», интеллектуального конкурса «Что, где, когда?» эколого-биологической направленности;
-методическая, консультативная помощь обучающимся и руководителям учебно-исследовательских работ в течение учебного года.
С момента организации отдела, занятия в объединениях – секциях Научного общества учащихся вели педагоги дополнительного образования, имеющие ученую степень кандидата наук, доктора наук, преподаватели ведущих вузов города (ВГПУ, ВолГУ, ВолГТУ, ВолГАСУ, ВГАФК, ВолГМУ). В разные периоды в отделе была организована работа таких секций естественнонаучного направления как математика, физика, химия, географии, биология и экология, биохимия, информатика, научная и практическая психология. Секции гуманитарного направления: экономика, история и краеведение, основы потребительских знаний. Педагогами отдела было разработано 15 программ дополнительного образования, ориентированных на обучающихся 13-17 лет, со сроками реализации от 1 до 3-х лет. Все программы обеспечивали значительное дополнение и углубление школьных программ, освоение наук на новом, существенно более сложном уровне, а также возможность выполнения обучающимися в рамках программы самостоятельных исследовательских работ. Программы 3-х педагогов были утверждены как авторские. За время работы отдела обучающиеся наших объединений показали очень высокий уровень достижений. Из наиболее выдающихся: лауреат премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента РФ, победитель областного слёта юных экологов (2009г) – Ткаченко Мария; призёр Всероссийской олимпиады «Покори Воробьёвы горы», победитель региональной олимпиады школьников по химии – Ишназарова Надия, победитель региональной олимпиады школьников по географии –Шамирян Вагинак. Неоднократно обучающиеся объединений отдела становились дипломантами городского конкурса учебно-исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В.И. Вернадского, других конкурсов исследовательских работ, победителями олимпиад различного уровня.
С переходом на новый механизм финансирования учреждения изменился кадровый состав педагогов отдела, в настоящее время из 3-х педагогов, ведущих занятия в объединениях старшеклассников, только один - кандидат наук, остальные - учителя, имеющих высшую квалификационную категорию. Испытывая определенные трудности, отдел продолжает деятельность в данном направлении, решает поставленные задачи. Так, в данном учебном году обучающиеся объединений «Исследователи природы», «Удивительный мир химии», «Любознательный географ» стали победителями и призёрами муниципального этапа всероссийской олимпиады, а Белова Юлия («Удивительный мир химии») – призёром региональной олимпиады по химии. Обучающийся объединения «Исследователи природы» Пириев Денис занял 3 место на VI Международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия».
В настоящее время педагогические работники отдела активно ведет методическую работу с обучающимся и руководителям учебно-исследовательских работ, является основным организатором районного конкурса учебно-исследовательских работ «Я и Земля» им. В.И. Вернадского. Оргкомитет районного конкурса «Я и Земля» отмечает, что за последние 3 года ситуация остается стабильной, в конкурсе принимает участие обучающиеся подавляющего большинства образовательных учреждений, количество учреждений растёт, количество работ, представляемых на районный конкурс незначительно изменяется: 41 в 2009-2010 учебном году, 56 в 2010-2011 гг, 46 в 2011-2012 учебном году. Конкурс охватывает от 16 до 18 секций естественнонаучной и гуманитарной направленности. Традиционно более многочисленны секции гуманитарной направленности: правоведение, русский язык, литературоведение, английский язык. Из секций естественнонаучной направленности в последние 3 года выросло количество работ по математике, физике, социальной и прикладной экологии. В целом же можно отметить, что количество работ в секциях районного конкурса, небольшое. Количество победителей районного конкурса -участников городского конкурса также не претерпевает значительных изменений: так в 2009-2010 учебном году на городской конкурс было представлено 18 работ победителей районного конкурса, в 2010-2011 году – 19 работ, в 2011-2012 году – 17. Средний показатель количества работ, ставших дипломантами городского конкурса за три года, составляет 59%.