Описание опыта работы по теме:Организация исследовательской деятельности при изучении регионального компонента

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»














« Организация исследовательской деятельности при изучении регионального компонента»














Учитель начальных классов: Киоса Н.Н.


Теоритичекая интерпретация опыта.

«Любите Ставрополье, изучайте её прошлое, созидайте
будущее! В добрый путь к новым познаниям».
А.Н.Ткачёв.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей.
Изучение регионального компонента реализует в практической деятельности школ Ставропольского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ «Об образовании». Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Эта идея имеет прямое отношение и к региональному курсу, как к единой из составляющих в решении этой задачи, прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой Родины, знать её традиции и жить жизнью и заботами. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина природных условий и жизни людей на Ставрополье, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и т.д.), экскурсии в природу, ребята узнают о достопримечательностях родного города, станицы, о многонациональном населении Ставрополья, о своей семье, о фамилии, которую они носят, познакомятся с устным народным творчеством казачества, культурой своих предков. Загадки, пословицы, песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие диалектов на Ставрополье.
Ведущей педагогической идеей представляемого мною опыта смею заявить следующее:
«Исследовательская работа шаг в будущее».
Работа ведется под девизом: «От творчества учителя- к творчеству ученика».

Цели работы:
Формирование целостного представления о Ставрополье, как самобытной в плане истории, культуры, географии части Российской Федерации.
Воспитание любви к малой Родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями известных жителей Ставрополья, творцов её литературы, музыки и других видов искусства.
Все эти цели достигаются не только на уроке во время учебной деятельности, а так же при изучении регионального компонента содержания образования (10% от объёма федеральных программ), на внеклассных мероприятиях в массовых праздниках, конкурсах, театрализованных представлениях.
Изучение регионального компонента в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
1.На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.
2.Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.
3.Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.
4.На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Ставрополья.
Региональный компонент требует от учителей предметников проявления творческого потенциала, активного использования различных форм проведения учебных занятий в нетрадиционной форме: уроки праздники, интегрированные уроки, семинары, практикумы, экскурсии, викторины, уроки-исследования.
На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом:
1.Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.
2.Самостоятельное приобретение знаний (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», фактически заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
3.Углубленный исследовательский поиск, где ученики фактически выступают в роли «юных учёных» - исследователей.
При этом четко приходится различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Все приёмы и методы, используемые в моей работе, зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.



II. Обобщенное описание опыта работы.

Основная задача учителя в том, чтобы не только сохранить в ребёнке природное стремление к знаниям, но и развить его. В этом нам помогает в первую очередь исследовательская деятельность учащихся. К этому нас фактически призывает и Закон об Образовании, говоря о «гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободном, развитии личности». Не менее значимым является и то, что обучение должно забегать вперёд развития ребёнка, то есть оно должно осуществляться в зоне ближайшего развития, ведь то, что ребёнок умеет делать в сотрудничестве, завтра он способен выполнить самостоятельно.
Для этого мы стремимся, чтобы ребёнок многому научился
Функции ученика:
ставят цели и сами их реализуют;
планируют свою работу и контролируют её;
активно, самостоятельно, творчески мыслят;
отстаивать свои убеждения.
Функции учителя:
Помогать учащимся.
Координировать весь процесс.
Поощрять учеников.
Поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы.
Опыт работы состоит из следующих компонентов:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
- стимулировать у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира.










III.Цели педагогического процесса.

«Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н.Колмогоров.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Организуя работу учащихся, приходится исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться главным образом на уроках.

Цель:
Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.
Раскрыть эту индивидуальность.
Дать возможность проявить её в жизни.
С чего мы должны начать?
Развивать активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей, между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Удовлетворять любознательность учащихся в процессе активной познавательно-исследовательности.
Активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания, используя ситуацию познавательного дискомфорта.
Идеал, к которому мы должны стремиться, это воспитание:
свободных, самостоятельных, активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство, индивидуальность;
интеллектуально развитых детей, имеющих собственные познавательные интересы;
эмоционально отзывчивых на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства;
психологически подготовленных к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.
Заповедью педагога является: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться».






IV. Средства, применяемые в работе автором опыта.
Организуя работу учащихся, приходится исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться главным образом на уроках.
Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения(приложение №1). Сущность его обусловлена функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает метод научного познания в творческой деятельности, в самообразовании. Большинство исследовательских заданий в школе- небольшие поисковые задачи, требующие ,однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижение гипотез, решение задач, делать выводы.
Виды исследований:
1).Экскурсии.
2).Опыты (экспериментирование) с предметами и свойствами.
3). Путешествие по карте.
4). Путешествие по «ленте времени».
5).Классификация .
6).Информационный мини-проект.
Экскурсия в мир природы и наблюдения за ней способствуют экологически грамотному, безопасному для природы и собственного поведения. Часто дети изучают природу по книгам, но не узнают их в природе. Решением проблемы, я считаю, может помочь исследовательская работа в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Моё дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщения результатов в самой разнообразной форме. (Приложение №1).
Когда экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений , прибегаю к проведению опытов, т. е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приёмов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний. (Приложение №5).
В начальных классах учащиеся знакомятся с физической картой Ставропольского края.
Всю учебную работу с картой можно свести к решению трех основных задач: научить детей понимать карту, добиться, чтобы дети хорошо знали её, и научить их читать карту.
Очень важно научить детей по изображениям на плане и карте видеть реальную природную действительность.
Исследование легко проводить по темам, связанных с историческим временем, где в рамках прошлого-настоящего располагаются вещи с их назначением(история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.
Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие ёмкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов (Приложение №6).
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Тематика определяется мной, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Рекомендую детям следующие: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение (приложение №7) и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал.
Использую возможности ПК, провожу уроки - «виртуальные экскурсии», обращаясь за помощью к материалам, размещенным на CD и в Internet. Создаю педагогическую копилку для себя, которой охотно делюсь с коллегами на МО школы и района.
В результате умело организованной исследовательской деятельности выпускник начальной школы будет обладать следующими качествами личности:
уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем;
выражать результаты наблюдений и коротко описывать их;
делать выводы и излагать их в форме мини-докладов.
Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень учебной культуры.

















Описание опыта работы
по теме: