Статья Социальная реабилитация в рамках внедрения инклюзивной практики

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Дубовикова А.В., преподаватель

г. Красноярск, КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий»

На базе образовательного учреждения в рамках внедрения инклюзивной практики должна проводиться специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направленного на гармонизацию детских взаимоотношений, обеспечение положительных межличностных отношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и создание адаптивного образовательного пространства.
С развитием инклюзивного образования определяются основные принципы содержательных и организационных подходов и методов в образовательных учреждениях. Одним из первых выступает социальная реабилитация ребенка, как в образовательном учреждении, так и вне его. Это означает, что образовательное учреждение должно обеспечить реабилитацию ребенка, начиная с микросоциума в своих стенах, а затем и обществе в целом.
Сегодня под реабилитацией понимают комплекс разноплановых мероприятий, где каждая из составляющих решает определенные задачи. Но каждая из них не является обособленной, они взаимосвязаны и не имеют четких границ. Выделяют медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую реабилитации, направленные на восстановление здоровья, адаптацию, восстановление социального статуса личности, на овладение необходимыми умениями и навыками.
Социальная реабилитация обеспечивает социальную адаптацию личности в условиях общества, и достигается это, чаще всего, посредством культуры и искусства. Именно поэтому можно говорить о социокультурной адаптации.
«Социокультурная адаптация личности» – это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности. [3]
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд. [1]
В связи с этим выделяют метод игротерапии – терапии игрой. В игре воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Воссоздаваемые в игре объекты помогают ребенку познать окружающий мир, способствуют развитию воображения, мышления, памяти, речи, эмоций. Ролевая игра готовит детей к будущим жизненным ситуациям. Дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой.
Социальное исследование в рамках проекта «Инклюзивный кластер», который осуществлял ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», помогло выстроить возможности организации игротек со специально организованными настольными играми таким образом, чтобы дети с ОВЗ тренировали свои навыки невербальных коммуникаций в игровой форме, не задумываясь о том, что именно они делают. Параметры, оцениваемые при работе с детьми, были следующими:
Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцирования.
Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации.
Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения.
Результатом стал набор игр, последовательное включение которых увеличивал коммуникативный потенциал всех участников, позволяя им почувствовать важность собственных коммуникативных навыков, в особенности особенностям невербального межличностного взаимодействия. [4, с. 82]
В последние годы возможности лечебного воздействия различных видов искусства активно используются всевозможными арт-терапевтическими направлениями в медицине, психиатрии и специальном образовании. [4, с. 73]
Арт-терапия – это терапия искусством. Причем диапазон так велик, что каждый сможет выбрать занятие по душе. Именно поэтому на базе любого образовательного учреждения в рамках внедрения инклюзивной практики возможно и необходимо использование арт-технологий, тем более что с их помощью будет проходить реабилитация не по одному направлению.
Арт-технологии рассматриваются как средство «изменения в трех личностных аспектах:
- психологическом (коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций);
- социальном (гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность – восприимчивость к социуму; гармонизация внутрисемейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме);
педагогическом (раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора)». [5, с. 5]
Рассмотрим виды арт-терапии и их воздействие:
Изотерапия позволяет понять самого себя, непроизвольно выразить мысли и чувства, освободиться от сильных переживаний, развить эмпатию (сопереживание). Включает все виды изобразительного искусства.
Музыкотерапия используется для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.
Библиотерапия применяется в целях нормализации или оптимизации психического состояния, восполняет недостаток собственных образов и представлений, развивает фантазию с помощью чтения специально подобранной литературы.
Сочинение историй используется для оживления чувств, чтобы внутреннее беспокойство вылилось в конкретный образ. Сочинение позволяет найти адекватные способы разрешения конфликтов, которые вызывают нарушения поведения. Основано на самовыражении через творческое «писание», сочинение. Терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой всегда – автор.
Сказкотерапия развивает творческие способности и расширяет сознание, создает ситуацию общения и взаимодействия с окружающим миром. Сочинение сказки по кругу способствует групповой сплоченности, взаимопониманию и укреплению взаимоотношений. Этим методом можно выявить сильные противоречия, но следует предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Танцевальная терапия используется при эмоциональных расстройствах, нарушениях общения и межличностного взаимодействия. Танец развивает навыки общения и взаимодействия, создает позитивный образ собственного тела.
Драматерапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для детей с ОВЗ, чтобы они укрепляли свое здоровье и справлялись с расстройствами и проблемами. Она включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца.
Куклотерапия используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. Основана на процессах идентификации с любимым героем и с любимой игрушкой.
Цветотерапия позволяет добиться результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся агрессии. Лечение цветом основано на влиянии света различной длины волны на мозг.
Фотоколлаж применяется для снятия тревожности и страха, помогает выявить проблемы, нераскрытые в вербальном общении.
Создание композиции позволяет ощутить чувство защищенности, дает возможность отстраниться от сильных эмоциональных состояний. Выполнение задания помогает выразить и осознать свои чувства и раскрыть творческие способности.
Рукоделие (Hand-made) предоставляет множество способов выразить себя, свое отношение, мысли и чувства, позволяет бороться со стрессами. Если делается вещь в подарок, то в ней отразится не только индивидуальность, но и представление о человеке, которому она предназначается. Виды рукоделия: создание открыток, изготовление украшений, бисероплетение, лепка, вязание, вышивание, валяние и т.д.
Еще один метод реабилитации – экотерапия. Экотерапия – это природная терапия, позволяющая восстанавливать отношения с собой, другими людьми и окружающим миром в активном общении с природой. Здесь важную роль играют: получение позитивных эмоций и заряда энергии через зрительные образы, звуки, запахи, тактильные контакты.
Между составляющими экотерапии бывает сложно провести четкую границу, а правильно созданный сад терапии дает возможность использовать все виды экотерапии в разное время года.
Активно используемые сегодня виды экотерапии:
Гарденотерапия (садовая терапия) улучшает концентрацию внимания и развивает память, помогает уменьшить стресс и снять агрессию, воспитывает чувства ответственности, любви и веры. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая их взаимодействие как процесс постоянного сопереживания, дает возможности для социализации при групповой работе. Помимо всего перечисленного, обеспечивает физическую активность, получение начальных рабочих навыков, улучшает координацию движения рук. Гарденотерапия имеет успешный отечественный опыт на базе Ботанического сада Иркутского государственного института.
Песочная терапия используется как способ общения с миром и самим собой, для снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе за счет развития, восстановления своей психической целостности. Терапия песком позволяет собрать свой уникальный образ и картину мира. Стандартной терапией считается использование деревянного подноса размера (50 х 70 х 8 см), обычно выкрашенного в голубой цвет для моделирования воды и неба; песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя всевозможные объекты, которые встречаются в окружающем мире. Также используются интерактивные игры и упражнения.
Анималотерапия – терапия животными, где используются не только непосредственные контакты с животными, но и опосредованные – с изображениями, образами. Основные функции заключаются в снятии стресса, нормализации работы нервной системы и психики в целом, гармонизации межличностных отношений, повышении уровня социализации. В зависимости от животных, различают иппотерапию, дельфинотерапию, канистерапию (терапия собаками), фелинотерапию (терапия кошками) и другие. Здесь следует учесть негативные стороны: аллергические и паразитарные заболевания, агрессия со стороны животных. [6]
К экотерапии также относятся: фитотерапия, ароматерапия, климатотерапия и другие.
Посредством перечисленных технологий реабилитации достигаются положительные эффекты в четырех областях:
1. интеллектуальной – улучшение навыков общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса, пробуждение любопытства, улучшение способности проводить наблюдения, улучшение способности планировать и принимать решения.
2. социальной – взаимодействие внутри группы (участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества), взаимодействие за пределами группы, общение с другими, передача навыков и эмоций другим людям.
3. эмоциональной – усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки, возможность уменьшения проявления агрессии приводит к появлению социально адаптированного поведения, формирование позитивного взгляда в будущее, возможности для выражения положительной творческой энергии.
4. физической – развитие и улучшение основных моторных навыков, улучшение мышечной координации и тренировка неиспользуемых мышц, развитие хватательных навыков и гибкости пальцев, восстановление и развитие сенсорных каналов. [4, с. 117-118]
Следует отметить, что наибольший эффект любой терапии достигается при работе в группах. Групповая работа предоставляет возможность пережить и осознать любую жизненную ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка. Развиваются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству.
Работа помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. Сам процесс терапии выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка.
При многих видах терапии происходит развитие сложных движений кистей рук и тактильной чувствительности, производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
Именно групповая терапия способствует максимально эффективной социализации и адаптации детей.
Все перечисленные направления призваны сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с окружением, способствовать созданию условий включения всех детей в образовательную среду. Многие из них являются недорогими и доступными способами реабилитации.
В рамках внедрения инклюзивного образования на базе КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий» в одном из трех корпусов уже создана комната психоэмоциональной разгрузки, где используются некоторые из перечисленных методов. Причем работает она не только для студентов, но и для педагогического коллектива. В других корпусах частично используют методы арт-терапии (фотоколлаж, рукоделие), экотерапии (гарденотерапия, песочная терапия); в общежитии - игротерапии (настольные игры).
Для более успешной социальной адаптации обучающихся планируется создание более широких групп реабилитации по перечисленным методам и технологиям. Проводится ознакомление коллектива с технологиями; определение основных направлений работы.
Подключение педагогического коллектива, во-первых, поможет в развитии компетентности педагогов в области социальной адаптации, толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса; во-вторых, снимет вопрос о наличии организаторов групп, которые будут подготовлены психологами и приглашенными специалистами в области инклюзивного образования.
Вся работа групп должна и будет вестись под руководством психологов.

Библиографический список:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
Влияние комплексной реабилитации на оптимизацию развития детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.Н. Ищенко, Р.Р. Гатиатулин. – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – 124 с.
Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25-26 сентября 2014 г./ отв. ред. Т.Н. Ищенко – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – 268 с.
Психолого-педагогические технологии в инклюзивной практике: методическое пособие / под общ. ред. Т.Н. Ищенко. – Красноярск: Литера-Принт, 2014. – 100 с.
Интернет-портал Самопознание. ру. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Загл. с экрана.

15