Статья Социально – педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на протяжении всей жизни переживают серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлётов» и ещё более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребёнка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребёнка в обучении.
Сотрудничество педагогов (учителей, воспитателей, психолога, логопеда, социального педагога) с родителями - это очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников школы-интерната г.Котовска.
Опыт специалистов нашего специального коррекционного учреждения показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребёнка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов...
Рождение больного ребёнка всегда оказывается неожиданным и чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором для родителей и родственников, что первоначально они отказываются верить в случившееся, чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребёнком, испытывают страх перед будущим. Общее состояние родителей можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребёнку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребёнка, распределения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребёнка, неправильно его воспитывают.
Мой опыт показывает, что родители детей с проблемами в развитии, а это, как правило, люди молодого возраста, очень часто не могут самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией и нуждаются в адекватной психолого-педагогической поддержке.
Педагогу важно понять, на каком этапе кризиса находится конкретная семья, а также особенности преодоления кризисного состояния, для определения своей стратегии действий по оказанию необходимой помощи, возможных контактах в сотрудничестве.
Помощь родителям заключается в том, что нужно поддерживать их стремление к лечению и развитию ребенка в школе- интернате. Объяснить важность регулярного наблюдения у врача с дополнительными консультациями других специалистов в этой области и в области педагогики.
·
Опыт моего сотрудничества с родителями показал эффективность использования таких форм работы, как консультации по запросу родителей, обсуждение проблемных психолого-педагогических ситуаций, приемам общения, поведения детей и родителей; информирование о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно - развивающей работы; знакомство семьи с индивидуальной программой реабилитации ребенка; работа родительского круга. Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед и последующих индивидуальных занятий, которые позволяют мне ознакомиться с историей жизни женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей болезни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Часто индивидуальная работа с мамой вызывает у неё интерес и желание посещать групповые занятия, преодолев внутренний психологический барьер при обсуждении своих проблем с другими людьми.
Групповые занятия с родителями позволяют обсуждать определённые жизненные ситуации, особо значимые для родителей больных детей.
Эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специальных рассказов с описанием типичных ситуаций, в которых приходится часто бывать матерям детей-инвалидов. Цель обсуждения, которая ставиться перед участниками группы - изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения. Обсуждению подвергаются также и внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации
На своём опыте я убедилась, что наиболее эффективной формой являются частично «открытые» группы из 6-7 человек, которые могут работать, не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены отсутствовать на отдельных занятиях.
В итоге занятий у родителей формируются представления об определённых моделях поведения в семье, имеющей больного ребёнка в обществе, позитивное мышление, помогающее им преодолевать стрессовые ситуации.
Использование такой формы работы с родителями убедило меня в её целесообразности, эффективности и необходимости дальнейшего использования в своей практике.
+
План воспитательских мероприятий на февраль месяц с учетом карантина.
1.13 02. Воспитательское занятие «Дети блокадного Ленинграда».
2.14.02. Воспитательское занятие «Сталинградская битва».
3.15.02. Урок мужества «Их именами гордиться родной край».
15