Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках математики в системе СПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО
Барабанова Людмила Николаевна
ГБПОУ Самарской области «Губернский колледж г. Сызрани»
Как любая технология – педагогическая - также представляет собой качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Они способствуют повышению эффективности учебного процесса. Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании математики позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия программного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения, дает возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям студентов. Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
На своих уроках математики я создаю учебную ситуацию для студентов, вовлекая их в процесс восприятия учебной информации. Так, например, при изучении темы «Логарифм и его свойства» предлагаю обучающимся 1 курса решить простейшие показательные уравнения: 3х=9; 3х= 27; 2х=16; 2х=6;.
Они свободно записывают решения первых трех уравнений:
3х=9; 3х= 27; 2х=16;
3х=32 3х=33 2х=24;
х = 2 х = 3 х = 4.
Обсуждая возникшие вопросы и предлагаемые варианты решения уравнения 2х=6; (зачастую и нелепые) приходим к выводу, что решение есть и вводим определение логарифма.
Активное включение обучающихся в учебную деятельность подготовило их к усвоению сложного материала.
При изучении темы на 2 курсе «Вычисление пределов» диалог необходим, когда вводится метод раскрытия неопределенности вида 00;∞∞.
Диалог считается состоявшимся, и побудительные предложения для:
осознания противоречия;
если есть вопросы
какие вы видите факты?
сравните их;
как вы думали? а на самом деле?
можете ли выполнить задание? почему не получается? в чем затруднение?
что хотели сделать? что сделали? какие знания применили?
можем ли мы сразу ответить на вопрос? почему не можем?
какой вопрос возникает? сформулируйте проблему!
При создании проблемной ситуации заранее планируются затруднения. У обучающегося появляются вопросы: почему не получается? что я не знаю, что мне неизвестно?
Он вступает в диалог с преподавателем, с однокурсником для получения информации.
Диалог можно считать эффективным, если информация усвоена на понятийном уровне.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски как средств обучения также используются при диалоговом обучении. Внедряя этот способ, преподаватель приучает студентов правильно вести себя в диалоге:
уметь выслушать;
правильно задать вопрос на понимание (краткость, четкость);
кратко и четко излагать свое мнение.
Диалог – это путь к успеху.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Урок математики на 1 курсе по теме «Показательная функция, ее свойства и график» строю, используя информационные технологии:
использование интерактивной доски для построения графиков показательных функций с использованием табличного редактора Microsoft Excel;
программированное тестирование на ПК. Для этого используются средства:
Набор слайдов для повторения и изучения нового материала.
14 персональных компьютеров.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Для выявления степени усвоения нового материала проводится самостоятельная работа. Группа обучающихся делится на две подгруппы, т.к. в кабинете 14 компьютеров: – первая подгруппа проходит тестирование на компьютере по теме «Показательная функция, ее свойства». Используется электронный учебник «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия». – вторая подгруппа в это же время выполняет самостоятельную работу на бумажных носителях. Используются индивидуальные карточки-задания, которые также сдаются преподавателю.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения предъявляет высокие требования к современному Российскому профессиональному образованию. Сегодня недостаточно только владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Образование сегодня должно развивать у обучающихся способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Использование на уроках интерактивных методов обучения позволяет успешно формировать ОК и ПК обучающихся.