Проблемно – тематический день как одна из форм организации учебно – воспитательного процесса в сельской малочисленной школе.











Проблемно-тематический день в начальной школе.







МКОУ Казинская СОШ
Зам.дир УВР Черепкова И.В





















Проблемно – тематический день как одна из форм организации учебно – воспитательного процесса в сельской малочисленной школе.

С 1 сентября 2011 года во всех школах введен Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который привнесет целый ряд новаций: внедрение различных форм организации учебной деятельности обучающихся, использование различных видов оценивания достижений обучающихся и др.
Важнейшими идеями ФГОС являются:
- индивидуализация образовательного процесса;
- формирование субъектной позиции ученика, умение учиться самому;
- формирование умений общаться школьников.
- усиление практической направленности обучения;
- реализация деятельностного подхода в образовательном процессе;
- взаимодействие педагогов с семьей, родителями, как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги.
Для реализации идей ФГОС в сельской школе есть свои преимущества и проблемы. Например, в сельской школе больше возможностей и способов практико-ориентированного обучения, реализации деятельностного подхода в образовательном процессе (экскурсии, составление проектов краеведческого характера проведение занятий на базе различных предприятий и др.)
В то же время затруднена идея формирования умения общаться из-за ограниченного круга общения сельских школьников. Однако эта проблема решаема, если правильно организовать обучение и взаимодействие детей в разновозрастной группе.
В целом в сельской школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС, если педагоги будут готовы к грамотному использованию этих возможностей.
Одной из новых форм организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС являются проблемно-тематические дни, которые в последние годы получили широкое распространение в ряде сельских малочисленных школ Ярославской области.


Главная цель проблемно-тематического дня:
сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.
Основной идеей такого дня является выявление жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний, объединяет в творческом процессе усилия педагогов, обучающихся, родителей, а возможно и представителей социума
Проблемно-тематический день – это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиск ответов осуществляет сам ребенок под руководством педагога, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.
Что дает такой день ребенку?
- взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни;
- взаимосвязь всех явлений окружающей жизни и взаимосвязь всех учебных предметов;
- необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы;
- любую жизненную проблему может и способен решать сам человек;
- личную ответственность за принятие решений;
- важность и полезность обучения в школе.
Что дает проблемно-тематический день педагогу?
- реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в сельской школе, в частности в начальной школе;
- интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных доз, которые могут ярко завершать учебную неделю;
- на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет ярким мотивом его учебной деятельности;
- целенаправленно организовывать внеучебную работу, органично соединив ее с учебным процессом, избавиться от случайности в организации воспитательной работы.

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:
- наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;
- целостность дня, подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничения учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;
- гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок, в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;
- значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей;
- в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, обучающиеся старших классов.
Проблемно-тематический день- это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеучебное время.
Принципы организации проблемно-тематического дня:
опора на личный опыт детей, что означает:
– выявление проблемы, которая связана с интересами и потребностями детей;
- доступность формулировки проблемы и возможность ее решения самими детьми при педагогическом сопровождении;
- организацию целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;
- решение конкретных практических задач, показывающих личный вклад ребенка, значимость действий для его жизни, семьи, близких людей;
- организацию рефлексии с учетом обсуждаемых проблем.
2. социально-практическая деятельность детей, предполагающая:
- выявление проблем, связанных с жизнью села, его перспективами, интересами жителей;
- участие детей в обсуждении социально -значимых проблем;
- реальный вклад детей в изменение окружающей среды через решение практико-ориентированных задач, выполнение практических работ;
- взаимодействие с жителями села, специалистами различных производств;
- проведение экскурсий, исследовательских работ, «вхождение в реальную жизнь села».
3. разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей, что предусматривает:
- включение детей в различные виды деятельности;
- использование игровых, соревновательных приемов;
- создание ситуации выбора и принятия решения;
- предоставление каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу;
- изменение места проведения занятий;
- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;
-оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.
4. комфортность и естественность образовательной среды, что означает:
- отсутствие давления, навязывания мнений со стороны взрослых;
- принятие каждого мнения, решения, одобрение полученного результата;
- добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности;
- создание атмосферы успеха и эксперементирования;
- поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявление инициативы;
- возможность выбирать и не соглашаться с мнением большинства, двигаться своим путем и темпом.
Как определяется тематика таких дней?
У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей. При определении тематики и содержания тематических дней учитывается:
- содержание учебного материала по различным дисциплинам и на разных ступенях обучения;
- интересы и потребности детей;
- актуальность проблем села, региона;
- предложения родителей, проблемы, которые их волнуют.
Учителями начальных классов сельских школ области разработана тематика и структура таких дней на весь год.
По каждому из 4 направлений «Я и моя семья», «Я и мое здоровье», «Я и мое село», «Я-читатель», определены более 30 тем-проблем, что позволит педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и конкретного дня.
Наша школа совместно с Никольской основной общеобразовательной школой работает по направлению «Я и мое здоровье».
Нами разработаны 33 темы-проблемы:
Как связаны космос и здоровье?
Почему мы так часто слышим слово «экология»?
Как вырастить экологически чистые овощи и фрукты?
Почему и как надо использовать растения для укрепления здоровья?
Как природа влияет на здоровье?
Что делать, чтобы сберечь здоровье осенью?
Вода – враг или друг?
Что может быть опасным в доме?
Что помогает семье быть здоровой?
10.Почему нужно соблюдать режим дня?
11. Почему всем нужен чистый воздух?
12. Что такое здоровый образ жизни?
13. Что делать, если ты заболел?
14. В каких случаях опасны животные?
15. Что в школе помогает здоровью?
16. Зачем нужно знать свой организм?
17. Что делать, чтобы укреплять здоровье зимой?
18. Как пассажиру избежать опасности?
19. Как пешеходу избежать опасности?
20. Чем опасен велосипед?
21. Где и как можно поправить свое здоровье?
22. Как сделать безопасным свой путь домой?
23. Как погода влияет на здоровье?
24. Что делать для укрепления здоровья зимой?
25. Почему опасен транспорт?
26. Как государство заботится об охране здоровья?
27. Кого не берут в космонавты?
28. Почему ископаемые называют «полезными»?
29. Почему опасен огонь?
30. Что такое «лесная аптека»?
31. Почему грибы бывают опасными?
32. Как укреплять свое здоровье летом?
33. Какое питание является здоровым?
Как часто проводятся проблемно-тематические дни?
Решение этого вопроса зависит от опыта педагогов, их подготовленности и понимания сути проблемно-тематического дня. Одни педагоги планируют проведение таких дней 1 раз в четверть, другие 1 раз в месяц, объясняя это сложностью подготовки. На первый взгляд проведение таких дней требует больших затрат усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель пытается все сделать сам и склонен к исполнению заранее подготовленного сценария, разработанного детально, где дети выполняют его замыслы.
Если же педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, может привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. В этом случае логично каждую неделю посвящать конкретной проблеме и завершать единым проблемно-тематическим днем. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения.
Регулярность проведения дней зависит также от возможностей детей и семей, сложности рассматриваемой проблемы.
Структура проблемно – тематического дня.
Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, открыть выставки и т.д.
Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в тоже время расширяет и дополняет его.
Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей, и проходят в виде праздников, игр, конкурсов. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.
Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Эти занятия могут проходить в форме экскурсий, встреч, исследований, презентаций, решения практических задач и проблемных вопросов, выполнение практических работ.
Подведение итогов, анализ дня. Рефлексия. В зависимости от ситуаций данный этап может проводиться в тот же день, либо в следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, товарищах
По мере накопления опыта проведения проблемно-тематических дней будет возрастать самостоятельность детей, формироваться субъективная позиция детей. Проблемно-тематический день, как комплексное мероприятие, организованное учителем, должно приобрести черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором обучающиеся будут организаторами своей собственной деятельности, а педагог займет позицию рядового участника, «первого, среди равных».



15