Инновационный проект на тему «Применение инновационных методов и форм работы в гражданско – патриотическом воспитании учащихся»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРИВЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________________________________________________
303140, Орловская область, Болховский р-н, с. Кривчее, ул. Школьная
Инновационный проект
«Применение инновационных методов и форм работы в гражданско – патриотическом воспитании учащихся»
Малковой Инны Николаевны
Болхов, 2013
Инновации - это феномен, на котором всегда базировался прогресс общества.
Существующая система традиционного обучения, меняясь вместе с обществом переходит к новому качественному изменению -инновационному обучению, которое «основывается на новых социокультурных принципах, ориентированных на иные модели обучения, способствующих формированию новой культуры мышления и действия»
Перемены последних лет в образовании предоставили учительству дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, законодательно закрепив право на свободу педагогического творчества.
Инновационная деятельность всегда продуктивна, связана с выработкой новых целей и средств, поэтому необходимым ее компонентом является творчество.
6 лет – вот такой срок отделяет меня от того времени, когда я впервые переступила порог школы Кривчевской ООШ, как учитель, имея в багаже институтские знания, предыдущий опыт работы в Однолуцкой ООШ и огромное желание стать хорошим педагогом, воспитателем. Поднимаясь по лестнице профессионального роста, я постоянно убеждаюсь, что наибольших результатов педагогической и воспитательной деятельности можно добиться, постоянно совершенствуясь, внедряя в учебный и воспитательный процесс новые технологии.
Практика нашей школы показывает, что инновации не могут быть навязанными коллективу, спущенными сверху. Наиболее плодотворна инновационная деятельность та, идея которой родилась в стенах школы, прошла этап эксперимента, подтвердилась результатами и стала направлением работы школы.
Все новаторства по инновационному типу можно разделить на три группы:
1. радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);
2. комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
3. модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
Я расскажу об инновациях воспитательной работы в школе, в появлении и разработке которых принимали непосредственное участие мои воспитанники и я.
Разработанные инновации относятся ко второму и третьему типу -комбинаторные и модифицирующие, т.е. нововведения связано с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Как утверждают специалисты именно таких нововведений должно быть больше и появляться они должны чаще, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам воспитательного процесса.
Три года назад родилась традиция ежегодных осенних встреч учеников нашей школы, их родителей с семьями ветеранов ВОВ.
Об эффективности военно-патриотической работы служит факт, что непременными участниками её являются, помимо учеников, большое количество родителей.
Следующий инновационный проект – фотоконкурс «Моя малая Родина». В нем принимают участие учащиеся, педагоги, родители.
Конкурс проводился с целью активизации образовательной деятельности общеобразовательного учреждения по формированию гражданского самосознания учащихся. В этом году он пройдёт второй раз и мы планируем выйти на муниципальный уровень.
К 65-летию Победы советского народа в ВОВ школа выступила инициатором социально-политической акции «Победа -2010». Учащиеся школы всех возрастов и их родители в течение учебного года посетили 15 ветеранов ВОВ, проживающих на территории Болховского района. Оказали им посильную помощь в уборке квартир, вскопке приусадебных участков, побелке деревьев, покраске лавочек и т.д. Это было живое общение с участниками войны, что бесценно для подрастающего поколения. Были распространены листовки Акции, на дверях домов в которых живут ветераны ВОВ, прикреплены таблички «Здесь живёт ветеран войны». Участниками акции стали 35 человек. Акция будет иметь продолжение и проводиться ежегодно.
Следующая инновация – создание «Банка Памяти ВОВ» по рассказам о ней детей войны, жителях нашего города. Эта новая инициатива школы 2013 года. С каждым годом ветеранов войны становится меньше.
А дети войны живы и именно они станут для будущих поколений героями, свидетелями ВОВ. Результаты работы будут представлены учениками школы на майских краеведческих чтениях, которые планируем организовать и провести в стенах школы.
В соответствии с одной из воспитательных задач школы по формированию позиции социального оптимизма, т.е успешности три года назад стартовал конкурс «Я лучший!».
Его цель – дать уверенность в собственной значимости, повысить самооценку, как можно большему количеству учащихся школы. Каждый этап самостоятелен, проводится 1 раз в месяц. Например – «Лучший чтец». Ученику, в соответствии с возрастом даётся текст и он должен его эмоционально с выражением прочитать. Или, например, «Самая красивая снежинка» - вырезать снежинку; составить букет из предложенных цветов, приготовить салат из предложенных продуктов, сочинить стихотворение, частушку и т.д. Интерес к мини-конкурсам огромный. Специальная подготовка не нужна. Заранее объявляется день, место. Зачастую он проходит не после уроков, а на переменах. Как результат – открываются новые таланты, повышается уверенность детей в собственных силах.
Следующая инновация – реализация в 2012-2013гг. нового проекта под названием «Рейбис-стоп» (что означает «Бешенство - стой!»). На одном из уроков обществознания мы разговаривали о том, как много добрых дел сделано нашими ровесниками в Орловской области. И сразу же возникло огромное желание сделать свое доброе дело. Очень хотелось попробовать свои силы в решении актуальных проблем школы, села, района. Из группы энтузиастов-учащихся 7-9 классов сформировалась наша команда. Опрос, проведенный среди школьников, показал, что ребят волнует многие вопросы жизни социума. Мы организовали «ярмарку проблем», на которой ученики презентовали выбранные ими проблемы. Среди них такие как, создание школьного радио, музея, посвященного истории школы, организация досуга, издание сборника литературных произведений учащихся и другие. Была названа также проблема, о которой мы узнали летом прошедшего года, когда наши односельчане подверглись нападению бешеных животных. Мы выяснили, что эта проблема является актуальной для нашего района. Ведь практически ежедневно по дороге в школу нам приходится проходить мимо бродячих собак и кошек. Довольно часто сталкиваемся с дикими животными. Можем ли мы быть уверены в своей безопасности? На уроках биологии изучая вирусы, неклеточные формы жизни, нам стало известно о том, что это заболевание – БЕШЕНСТВО – неизлечимо! Человек летает в космос, спорит о клонировании, пытается бороться со СПИДом. Но существует древняя и, очевидно, нерешенная до сих пор проблема – БЕШЕНСТВО. В результате голосования мы с ребятами решили – выбираем проблему профилактики страшной болезни. Это очень важно для нас.
- В первую очередь мы должны были выяснить:
1) Кто отвечает за решение этой проблемы?
2) Как она решается?
3) Какова эффективность работы в этой области?
4) Каким образом ее можно совершенствовать?
5) Что можем сделать мы?
Обсудив свои возможности и ресурсы, мы пришли к выводу, что решение этой проблемы в масштабах нашего микросоциума нам по силам:
у нас есть знания по биологии и экологии.
у нас есть желание все досконально выяснить.
мы хотим сохранить здоровье себе и своим согражданам.
Мы дали название своему проекту, направленному на решение этой проблемы «RABIES – STOP», что означает: «БЕШЕНСТВО – СТОЙ!»
Наконец, важным фактором эффективности воспитательной программы является наличие в школе положительного психологического микроклимата – индикатора эмоционального благополучия ученика, участника воспитательного процесса.
Данный вопрос в школе стоит на особом контроле. По изучению комфортности среды школы проводятся ежегодные опросы всех субъектов образования.
Можно сделать выводы о том, что
«Реализация инноваций или распространение положительного опыта требуют некоторого времени, необходимого для того, чтобы система усвоила это новшество».
Ещё раз обращусь к теоретической основе инновации. По особенностям механизма своего осуществления нововведения составляют ряд групп: единичные и диффузные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Так вот пока практически все нововведения школы являются единичными, так как осуществляются только на одном объекте МБОУ «Кривчевская ООШ». Они станут диффузными, если вы, уважаемые коллеги заинтересуетесь ими и апробируете в своих учреждениях.
Все наши нововведения завершенные, так как достигают поставленных воспитательным процессом целей и остаются востребованными.
Мы считаем их успешными, что означает своевременность и полноту завершения нововведения.
Любой педагогический коллектив, наш не исключение, сталкивается с помогающими и мешающими факторами внедрения инновации.
Одной из главных проблем внедрения инноваций является экономическая, недостаточное финансирование школ. Любая инновация – это материальные расходы. На данном этапе работы, мы решаем эту проблему привлечением спонсорских средств, со временем планируем привлечь общественные организаций, политических деятелей нашего города, бизнесменов.
Хочу отметить, что инновация это не всегда что-то совершенно новое, часто это усовершенствованное старое. Занимаясь воспитательной работой, я начала работу по обобщению своего педагогического опыта. К 2016 году планирую создать и напечатать брошюру «Воспитателю, учителю, родителям». Для меня это будет личным завершенным инновационным проектом. Надеюсь, что материал, который будет изложен в брошюре, станет «малой» педагогической мудростью и поможет наладить работу педагога в системе «Учитель-ученик-родитель».
Заканчивая свое выступление, скажу, что лично у меня впереди – поиск новых путей развития, потому что, однажды научившись, мы не должны переставать совершенствоваться!
Малкова Инна Николаевна
15