Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента
Практико-значимая работа
Тема: Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента
Слушатель курсов «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в образовательных организациях СПО»
Ефимочкина Ирина Владимировна
Научный руководитель Зубова Е.И.
Москва
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc385592512" 14Введение 13 PAGEREF _Toc385592512 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc385592513" 14Понятие «Духовность» и «Нравственность» 13 PAGEREF _Toc385592513 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc385592514" 14Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 13 PAGEREF _Toc385592514 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc385592515" 14.1513 LINK \l "_Toc385592516" 14Духовно-нравственное развитие – часть воспитательного процесса 13 PAGEREF _Toc385592516 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc385592517" 14Формирование духовно-нравственной личности на уроках по подготовки водителей автомобилей. 13 PAGEREF _Toc385592517 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc385592518" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc385592518 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc385592519" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc385592519 \h 14161515
15
Введение
Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными: - христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; - педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; - целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; - любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; - интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.
Основная часть
Понятие «Духовность» и «Нравственность»
Духовность, нравственность базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в образовательном учреждении предметов и т.д.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
В Нагорной проповеди Господь даёт заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств патриота и защитника Родины.
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Задача духовно-нравственного воспитания - научить обучающегося избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения учащимся ценностных ориентации: должны быть созданы специальные условия. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально - обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности.
В Проекте государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ « Об образовании».
В дополнение к фундаментальному ядру содержания образования, к базисному учебному плану предусматривается Концепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. В Концепции формулируются цели и задачи воспитания и социализации учащихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса. Определяются основные формы и методы духовно-нравственного гражданина России в процессе урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в партнёрских отношениях с семьёй, институтами гражданского общества, с конфессиями.
Сегодня при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является: приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности; повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности; гражданской
солидарности и государственности; развитие национальной культуры.
.
Духовно-нравственное развитие – часть воспитательного процесса
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание - являются важной составной частью воспитательного и учебного процесса. Сейчас в образовании предлагается иное содержание, иная позиция в деятельности преподавателя и учащегося, иной педагогический менталитет. Обучение приобретает более гуманно-личностный характер, становясь воспитывающим. Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, усваемому учебному материалу. Базой развития и воспитания учащихся остаются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса, это указано в Концепции модернизации российского образования. В процессе обучения воспитывает всё: содержание учебного материала, мировоззренческие идеи, факты из истории и теории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества учёных, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей. Реализация учебных программ зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего учащимся образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала повышает воспитывающий потенциал учебных дисциплин и обеспечивает успешное решение воспитательных задач:
Связь изучаемого материала с жизнью, с профессиональными планами студента.
Аксиологический подход к отбору содержания учебного
материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих.
Привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города при решении учебных задач.
Использование краеведческого материала, учёт местных традиций, культурных ценностей при изучении предмета.
Привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучаемых тем.
Вклад учащихся в разработку проблем района, города, посёлка в преобразовании окружающей жизни через выполнение социально-значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность.
Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании учащихся, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.
Осваивая общественные науки, учащиеся получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, её географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно- эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократичного общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции.
Одной из идей модернизации естественно-математического
цикла является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. Предметный центризм, широко распространённый в традиционном обучении математическим дисциплинам, негативно влияет на развитие индивидуальности учащихся, поскольку «скрывает» огромный спектр ценностно-смысловых и нравственно-этических аспектов этих наук. Проблема усиления воспитательного потенциала содержания естественно- математических дисциплин состоит в том, чтобы процесс изучения программного материала по каждому предмету рассматривать сквозь призму эмоционального строя личности учёного со всеми его жизненно важными идеалами, интересами и ценностями: каким образом он познавал законы природы, что чувствовал, что переживал, как отстаивал свои взгляды.
Дисциплины цикла искусство и культура направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно- эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Знания по религии, искусствоведению помогают учащемуся формировать собственное мировоззрение. Знакомство с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учёбе, его поведение в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Занятие спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, курения и правонарушений. Особое внимание в настоящее время уделяется пропаганде здорового образа жизни.
Формирование духовно-нравственной личности на уроках по подготовки водителей автомобилей.
Я преподаю спецпредметы по профессии «Автомеханик» и исследую проблему формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе обучения и изучения этики водителя на уроках «Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С». Я поставила перед собой следующие задачи: воспитание гуманистической личности; воспитание стремления к творчеству; овладение учащимися культурами национальной русской и общечеловеческой; внедрение в практику поведения учащихся культуры толерантного поведения; формирование ответственного отношения к себе, к жизни.
Основополагающими принципами моей деятельности являются:
гуманизм во взаимоотношениях «учащийся - преподаватель», «учащийся - учащийся»;
демократизм, уважение учащегося;
личностно-ориентированный подход.
В своей работе стараюсь использовать современные методики. Когда идёт борьба за народное сознание, роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой. Русская литература - это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их.
Я работаю над методикой проведения дискуссии, потому что в процессе спора учащиеся овладевают навыками общения.
Правда, не все учащиеся обладают культурой проведения дискуссии, но если систематически проводить такую работу, то у них выработаются эти навыки.
Надежность водителя в значительной мере зависит от таких его моральных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность эти качества, как правило, присущи хорошим, надежном водителям.
Этика водителя это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.
Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.
Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой.
Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелательного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.
Этика складывается из следующих нравственных отношений:
уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;
предупредительный, вежливый стиль езды;
«рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;
оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;
помощь другим водителям;
ответственность за рядом сидящих пассажиров;
бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек и т. д.
использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;
никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;
постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:
Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.
Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.
Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.
Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.
Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?
Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.
Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.
Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.
При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.
При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.
При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.
При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.
Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.
Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.
Кроме того:
Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.
Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.
Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.
Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.
Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.
Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, - пригласи их идти понятным жестом.
Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.
Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.
Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.
Я всегда напоминаю ребятам золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами.
Заключение
Ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое может в действительности оказаться фиктивным (искаженным добром), и попытки его достижения ведут к дурным последствиям Даже отказ (как сознательная жертва) от некоторого очевидного блага, приносящего непосредственную выгоду, означает лишь предпочтение более высокого духовного блага корыстному интересу как менее значимому благу. Задача этики вовсе не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Это превосходство очевидно всем, кроме убежденных нигилистов. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку попять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность к оценкам, т. е. умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Тем самым мораль благотворно влияет на Поведение конкретного человека и нравы общества в целом. Этика не помогает человеку желать блага, но позволяет разобраться в том, чего же он действительно хочет, ориентироваться в собственных не вполне осознаваемых желаниях. Этика учит видеть контекст человеческого поведения, выходящий за пределы непосредственных практических интересов. В некотором смысле можно сказать, что пика помогает сопоставить сиюминутное с абсолютным, с тем, что ис зависит от особенностей конкретного момента и конкретной практической ситуации.
Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы и результаты в категориях добра
10 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ:
Вежливость не порок. Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к Вам.
Думай о других как о себе. Действуйте понятно для других водителей и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], это поможет избежать многих критических ситуаций.
Внимательность и благородство. Оказывайте помощь в дороге другим водителям, при необходимости помогут и Вам.
Внимание к пешеходам и пассажирам. Всегда уступайте дорогу пешеходам в местах, где они имеют преимущественное право на движение, жестом приглашайте их идти, если они не решаются.
Благодарность. Не забывайте благодарить жестом руки водителей, уступивших дорогу по вашей просьбе или предупредивших Вас об опасности.
Забота о ближнем. Уступайте дорогу по просьбе других участников дорожного движения, предупреждайте их об опасности.
Взаимопомощь и взаимовыручка. Не забывайте, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования.
Железная выдержка. Не возмущайтесь каждой мелочью – медлительным пешеходом, запрещающим сигналом светофора, медленно движущимся транспортным средством, относитесь к этим явлениям спокойно, как к неизбежным.
Чистота- залог здоровья. Соблюдайте экологические нормы и требования, не засоряйте землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть специально отведённые места.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для всех. Не осложняйте жизнь соседям своим автомобилем.
Список литературы
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание, - М., 1999.
Данилюк А .Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. « Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Вестник образования. - №17- сентябрь 2003.
Донченко JI.M. На уроке и вне урока. Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». - М., 2001.
Зубова Е.И. Лекции курса «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в образовательных учреждениях НПО и СПО». - М., 2011.
Лященко О.П. «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка», sts 15.ucoz.ru ubl.. .russkogo...vospitanie...
Ю.А.Шрейдер Лекции по этике
Учебник водителя, 2011г
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
JђЗаголовок 115