ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА








ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Автор: учитель начальных классов Гнутова Е. Л.
(Челно – Вершинский район, ГБОУ СОШ с. Озёрки)







2014 год
ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современные дети более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
Таким образом, актуальность формирования культурологической компетентности заключается в необходимости формирования и развития у младших школьников общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения на уроках литературного чтения. С учетом сказанного выше можно сформулировать проблему: каковы педагогические условия эффективного использования литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие
направления: формирование потребности в здоровом образе жизни;
ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна
воспитание патриотизма и гражданственности; формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, эстетическое развитие детей; сотрудничество семьи и школы; обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Методологической основой духовно-нравственного воспитания населения области становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах: нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром); культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры); этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Например, на уроке предлагаю заполнить вот такую таблицу: (см. приложение №1)
Ребята ещё раз убеждаются, что надо следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и с миром. Также, в этих произведениях даны примеры христианской любви, а образы сказочных героинь, вобравших лучшие человеческие качества, вызывают самые светлые чувства даже через много лет после прочтения пушкинских шедевров. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа:
бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства,
ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна
трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии
Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания.
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
Используемые формы и виды деятельности:
педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий, рассказ учителя, этическая беседа-соревнование, викторины, брейн-ринг, квн.


ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна
Методы:
работа над произведением (анализ, выразительное чтение, иллюстрирование); обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме; создание этических ситуаций; метод сопереживания; инсценировки; обращение к музыкальным и живописным произведениям искусства; заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи; творчество (сочинительство. иллюстрирование, музицирование) анализ сказочных ситуаций и характеров героев.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения с опорой на традиции Православной культуры я разделила на несколько блоков: - Славянская письменность, назначения грамоты («Повесть временных лет») - Фрагменты древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный» - Пословицы такие, как «Бог правду любит», «Кто добро творит, того Бог
благословит») - Произведения русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым» мироотношением. - Сказки, которые несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. -Былины («Илья Муромец» и др.) , басни. -Изучение житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.- Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. - Общение с бабушками (бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку). - Изучение иконографии на примере иконы Рублева «Т роица» 4кл.


ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует: приобщению детей к нравственным устоям православной культуры; помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия; способствует их укоренению в детском уме и сердце; вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости; даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; способствует восприятию интереса к отечественной истории; воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.

( Приложение №2: сценарий интегрированного урока по внеклассному чтению и основам православной культуры.)
(Урок проводился в преддверии праздника «День Матери»)










ГБОУ СОШ с. Озерки Гнутова Елена Леонидовна

Приложение №1
Сказки А.С. Пушкина

Произведения
Христианские заповеди
Возмездие за нарушение

«Сказка о
рыбаке и рыбке»
Героиня «старуха» нарушила
заповедь: «Не пожелай ничего
чужого», «Не завидуй».
«На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто».

«Сказка о царе
Салтане»
Нарушены заповеди:
«Не желай зла ближнему»,
«Не завидуй», «Не убий»,
«Не лжесвидетельствуй».
Ткачиха и Повариха - окривели, у
Бабарихи на носу вскочил
волдырь.

«Сказка о
мертвой царевне
и семи
богатырях»
Грех гордыни, нарушение
заповедей: «Не желай зла
ближнему», «Не завидуй»,
«Не убий».
Царица за своё зло наказана,
умирает с тоски:
«Тут её тоска взяла,
И царица умерла».



















13PAGE 15


13PAGE 14815