Статья на тему: Многоцветье традиций, духовных и религиозных культур России в воспитательно-образовательном пространстве


Савченко Анна Гариевна
3-1н группа 3 курс
Гуманитарный факультет
Филиал ГБОУВО СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель-старший ассистент кафедры историко-филологических дисциплин Фабрика Юлия Игоревна.

Тема: « Многоцветье традиций ,духовных и религиозных культур России в воспитательно-образовательном пространстве»
В современном кризисном состоянии общества и личности в мире единственным условием, которое стабилизирует и гарантирует позитивное развитие человечества, является обретение и постоянное осмысление состояния духовности. Амбивалентность ситуации состоит в следующем: новая геополитическая ситуация в мире, процессы унифицирующей глобализации с её информационными технологиями, прагматической рациональностью одновременно вызывают у народов стремление сохранить свою самобытность, интенсифицирование межкультурного общения, возрождение этических норм и системы ценностей в культурной, нравственной, духовной сфере, активизацию понимания необходимости достижения согласия, консенсуса, диалога, взаимопонимания, упорядоченности отношений (необходимое условие выживания человека и человечества).В обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном.Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны – две составляющие одного процесса.В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, которые постепенно распространяется в регионах России.
Каждый регион РФ уникален, имеет неповторимое этнокультурное своеобразие. Наш край не исключение - является одним из самых многонациональных в стране. Ставрополье граничит со многими республиками Кавказа. И самая главная проблема, которая стоит перед учителями в воспитательно-образовательном пространстве – это донести до детей о важности сохранения и уважения всех культурных традиций народов живущих рядом друг с другом. Известно, что человек входит в человечество через национальную индивидуальность, в нем есть черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные, национально-этнические, национальные духовные типы и культуры. Все это естественным образом дополнительно актуализирует проблему воспитания и гармонизации межличностных и межнациональных отношений. Современная школа не может оставаться в стороне от этих проблем, ее задача – помочь построить обучение и воспитание на основе духовно-нравственных ценностей, учитывая все национальности, религии, культуры.
Российская Федерация выступила с поддержкой предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим  целям  воспитания  детей.  Законом  Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).
Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин в системе образования Российской Федерации призвано формировать у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене, важной составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному и свободному выбору мировоззрения.На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива. Роль религии, всех институтов гражданского общества, правоохранительных органов, системы социального обеспечения в защите семейных ценностей, воспитании молодого поколения, преодолении пьянства, наркомании, игромании и других пороков особенно велика, ведь все эти греховные падения одинаково негативно воспринимаются традиционными религиями, противоречат общемировым культурным традициям и ценностям.
Государство и традиционные религии в сфере укрепления семьи и семейных ценностей действуют обособленно. Усилия федеральных властей направлены на повышение рождаемости с помощью масштабных социально-экономических мер. Религиозные организации делают главный акцент на возвращение к традиционным духовным ценностям, одной из которых, безусловно, являются семья и дети. Думаю, что настало время объединить оба этих подхода, следует вернуться к традиционным духовным целям и ценностям, восстановить живую ткань социума, в котором вырастает ответственная, нравственная духовная личность.