Методическая разработка педагогического проекта «Методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности (на примере подготовки «Поваров, кондитеров»)».
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности (на примере подготовки «Поваров, кондитеров»)».
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Заказчик
ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»
Руководитель
Кудакова Ольга Степановна, мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Куратор
Илючина Лолита Николаевна, преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, первой квалификационной категории
Команда
Группа студентов по профессии повар-кондитер, администрация, методисты, педагогический коллектив, педагог - психолог, библиотекарь.
База реализации
ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»
Срок реализации
1 год (2015-2016 учебный год)
2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
Стратегия развития российских образовательных учреждений, Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования одной из ведущих задач выделяют подготовку конкурентоспособного специалиста, руководствующегося ценностями профессиональной деятельности, характеризующими его как носителя общекультурных и профессиональных ценностей.
Одним из способов формирования профессиональной, творческой личности студентов является проектная деятельность, которая позволяет ему раскрыть свой потенциал, знания, исследовательские способности, активность, креативность, умения планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умения работать в команде. Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения, направленную на достижение общего результата.
Теоретические азы проектной деятельности закладываются на первом курсе на уроках «Введение в профессию: общие компетенции» (см. приложение 3), параллельно я на уроках учебной практики и внеклассной работе применяю учебное проектирование. В течении двух последних лет мои студенты показали хорошие результаты, участвуя в конференциях проектов и исследовательских работ, НОУ. Но в ходе работы я выяснила, что у студентов вызывает затруднение проекты, связанные с профессией (практико-ориентированные), поэтому я определила проблему: какой необходим инструментарий для сопровождения студентов при формировании навыков проектно-исследовательской деятельности, а также развития профессиональных компетенций будущего специалиста.
Недостаточная изученность проблемы, ее актуальность, высокая теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности (на примере подготовки «Поваров, кондитеров»)».
3. Цель проекта: разработка методического сопровождения проектно-исследовательской деятельности, направленной на развитие профессиональных компетенций студентов по профессии повар.
Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетенций будущего специалиста (повара) будет эффективно, если:
– ориентировать студентов на проектную деятельность с целью осознания значимости ценностей профессии для дальнейшего профессионального становления;
– включить студентов в проектную деятельность, обеспечивающую формирование направленности поведения и деятельности в процессе решения проектных задач, направленных на разработку проекта как интеллектуального продукта группы.
В соответствии с проблемой, целью, гипотезой определены следующие задачи.
1. Изучить теоретическую и материальную базу по созданию и оформлению ученических проектов;
2. Разработать критерии оценивания студенческих проектов, исследовательских работ, карты наблюдений, листы самоконтроля;
3. Создать методические указания для студентов по структурированию проектов;
4. Разработать пакет ситуационных и производственных задач;
5. Организовать самостоятельную работу студентов на исследовательском этапе (проведение опытов и экспериментов с продуктами и блюдами);
6. Формировать активную жизненную позицию через проектную деятельность.
Работа ведётся целенаправленно, планировано с учётом индивидуальных особенностей студентов. Уверена, что проектная деятельность помогает развитию профессиональной, социальной, творческой личности, будущего специалиста, а я выступаю в роли проводника моих студентов в процессе обучения.
4. МОДЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
I этап -Поисково - теоретический
Индивидуальный график проектной работы
Определение участников проекта
Составление плана работы
Ознакомление с технологией проектной деятельности
Изучение литературы
II- этап Опытно-экспериментальный
Групповой проект (тему определяют студенты)
Индивидуальные проекты
Апробирование учебного проектирования на уроках УП
Конференция проектов и исследовательских работ студентов в техникуме
Краевая конференция проектов и исследовательских работ студентов
III этап- Аналитический - обобщающий
Анализ связи между проблемой, целью и проектным продуктом
Методическая продукция: указания, рекомендации, сборник проектов
Анализ достижений педагога и студентов
Анализ ошибок
Сплочённость коллектива: позитивные изменения
5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
№
Направление
Сроки реализации/месяц.год
1
Анализ проектной деятельности студентов за 2013-2015 учебный год
09. 2015
2
Разработка ситуационных и производственных задач
09 -12.2015
3
Разработка методических указаний (см.приложение 5)
09-10.2015
4
Разработка критериев оценивания проекта, исследовательской работы
09-10.2015
5
Выдача тем индивидуальных практико - ориентированных проектов для защиты ВКР
10. 2015
6
Конференция проектов и исследовательских работ студентов г. Горнозаводск
11.2015
7
Консультирование студентов, корректировка действий
12. 2015 - 01.2016
8
Конкурс профессионального мастерства студентов по профессии повар, г.Пермь
12.2015
9
Анализ проведённой работы
01.2016
10
Защита ВКР
01.2016
11
Анализ выпуска группы
02.2016
12
Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2016», г.Горнозаводск, г.Кизел
01-02.2016
13
Педагогический мастер-класс
03.2016
14
Конкурс педагогических проектов г.Горнозаводск
03.2016
15
Оформление методического сопровождения в сборник
03-05.2016
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ
- формирование ОК и ПК через проектную деятельность;
- разработка критерий оценивания, методических рекомендаций, методических указаний;
- создание проектов, исследовательских работ;
- участие в конференциях, конкурсах, НОУ;
- разработка ситуационных и производственных задач;
- студенческий проект - дидактический материал для уроков; для защиты ВКР.
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническая база: учебные кабинеты, учебный кулинарный цех по профессии повар-кондитер, компьютерный класс, библиотека (литература, Интернет-ресурсы), методический кабинет.
Финансовое обеспечение: денежные средства техникума, внебюджетные средства, помощь спонсоров, личные средства.
Кадровое обеспечение: администрация, методисты, педагогический и студенческий коллектив, педагог- психолог, библиотекарь.
8. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ (ОПЕРАТИВНОЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ)
- временной характер;
- привлечение родителей, студентов других групп, школьников 9 классов в процесс исследования;
- корректировка работы по ходу реализации проектов;
- стоимость;
- развитие коммуникативных умений;
- выход на практический продукт и результат;
9. РИСКИ ПРОЕКТА
Возможные риски
Способы устранения
Недостаточность использования новых педагогических технологий
Изучить и внедрить элементы критического мышления, развивающей технологии и т.д.
Нежелание студентов сотрудничать с педагогом
Создать условия для совместной интересной работы
Средства выделены не в полном объёме
Обращение к спонсорам, родителям
Несоответствие сроков реализации проекта
Корректировка действий
15