Внутрипредметные и межпредметные связи в условиях компетентностного обучения

Внутрипредметные и межпредметные связи в условиях компетентностного обучения
Р.В.Лобанова, учитель географии и ИЗО МОУ СОШ№6
ст. Старотитаровская Темрюкский район Краснодарский край
«Компетенция [< лат. comhetentia принадлежность по праву] – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Так в словаре иностранных слов дано краткое определение этому слову.
Одной из актуальной задач современной школы является формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений жизненных навыков. Проблему эту можно отнести к разряду сакраментальных мотивов педагогики. Еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха
ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования
1. Научить учиться (компетентность в познавательной деятельности)
2. Научить жить (компетентность в практикоориентированном обучении)
3. Научить жить вместе (в среде коммуникации)
4. Научить работать и зарабатывать (компетентность в трудовой сфере)
Современный уровень развития науки знаний предполагает новые требования к подготовке выпускников школы. У них должны быть сформированы методы познания сложных объектов природы и общества. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Материал некоторых тем уроков, бывает, так тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность межпредметных связей. Для решения практических задач повседневной жизни я целенаправленно использую уроки с внешними межпредметными связями. За время работы я систематизировала свои уроки со следующими предметами: литература, химия, биология, английский язык.
Бинарные уроки помогают детям не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном. Конечно, не каждый предмет у ученика любимый, но необходимо найти ту грань соприкосновения: учитель – предмет – ученик, чтобы горели и искрились глаза учителя, оттого, что его понимает ученик, а ученик желал бы продолжить изучить тему и говорить, говорить, говорить, глядя в глаза учителю, потому что он всё понял.
Но чтобы добиться такого взаимопонимания, учителю нужно постоянно совершенствоваться, отдать себя всего любимому делу. Ведь как сказал Катон Старший: Велик тот учитель,
кто исполняет на деле, чему учит..
Библиографический список:
Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006.
Хуторской А. Kлючевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2.
Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование. 2003. – № 8








13PAGE 15


13PAGE 14215




15