Творческий отчет по истории Развитие познавательной деятельности у обучающихся-осужденных на уроках истории (8-12 класс)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»











ТВОЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ-ОСУЖДЕННЫХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ















Выполнила Баженова Н.Н.
учитель истории.










г. Ленинск-Кузнецкий

Содержание:



1. Введение 3-5

2. Развитие познавательной деятельности у обучающихся - осужденных на
уроках истории 6-10

3. Заключение 11

4. Список литературы12

5. Приложение № 1. Социально-психологическая характеристика
осужденных молодежного возраста.13-14

6. Приложение № 2. Требования к педагогу, работающему в пенитенциарном
учреждении 15

7. Приложение № 3. Высшие учебные заведения, предоставляющие возмож-
ность получения высшего образования, находясь в исправительном учреж-
дении... 16























1. Введение.
Отработав в детских общеобразовательных школах 23 года, в конце 2006 года я перешла работать в вечернюю сменную школу при лечебно-исправительном учреждении. Особенности контингента обучающихся поставили передо мной задачу изучить пенитенциарную систему (исправительная от лат. покаянный, исправляемый) и ресоциализацию (социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентации, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности)1, а так же роль образования в этих процессах.
Мною изучены «Исправительная (пенитенциарная) педагогика» под редакцией А.И Зубкова и М.П. Стуровой; «Курс лекций по коррекционной педагогики» автор И.П. Подласый; «Пенитенциарная психология» авторы Ю.А. Дмитриев и Б.Б. Казак; ведомственный журнал «Преступление и наказание»; а также «Педагогическая психология» Л.Д. Столяренко; «Психология и педагогика» А.А. Реан; «Социальная педагогика» автор А.Н. Сухов; «Возрастная психология».
Образование заключенных на протяжении всего исторического развития государства всегда выполняло конкретные социально значимые задачи.
Первые общеобразовательные школы начали создаваться в 50-х годах в рамках системы исправительных учреждений, а в 1957 году были переданы в ведение Министерства просвещения.
В настоящее время задача получения образования осужденными вытекает из общей государственной задачи подготовить кадры, которые могли бы вписаться в технический прогресс страны.
В исправительных учреждениях предусматривается получение обязательного общего образования всеми осужденными до 30 лет. В этих целях администрация учреждений совместно с государственными органами образования обязана создавать общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты и обеспечивать их необходимым оборудованием, учебной литературой, а осужденных письменными принадлежностями.
Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний. 2 Термин «пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е годы XX века - ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика».
Пенитенциарная педагогика рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: гуманное отношение к осужден-
1 См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика/ под ред. Зубкова, Рязань, 1993, с.38.
2 Уголовно-исполнителъный кодекс Российской Федерации. 2008 г. Ст. 112. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогики. - М, 2002. с. 6


ным в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений.
Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности.
В Уголовно-исполнительном кодексе получение общего образования обозначено как одно из средств исправления осужденных.5
Педагогические кадры школ и работники психологической службы в исправительных учреждениях на сегодняшний день являются наиболее образованными и подготовленным для решения стоящих перед пенитенциарными учреждениями задач. В педагогических коллективах все педагоги с высшим образованием, а «процент лиц с высшим образованием среди среднего и старшего начсостава по уголовно-исполнительной системе в целом составил на 1 января 2003 г. всего 53,2 процента».6
Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими.7 И именно такие гуманитарные предметы, как история, литература, которые связаны с личностью человека, помогают решить воспитательные задачи.
Однако на первых же уроках истории я столкнулась с отсутствием активности, желанием переждать время, с постоянным стремление увести беседу в сторону от темы урока на вопросы, которые в тот момент их интересовали. Вопросы, которые осужденные задавали мне во время урока, касались только возможной амнистии, а при ответах на заданный учебный вопрос обучающиеся обязательно переходили на приведение примеров из своей личной жизни до осуждения, хотя данная учебная тема никак не была с этим связана. И я поняла, что интерес у них лежит далеко за рамками изучения истории. Главное приспособиться к условиям содержания в исправительном учреждении.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений.8
Однако длительная изоляция от общества, скученность в одном месте криминальных элементов, жесткая система наказания способствуют развитию у осужденных к лишению свободы познавательной деятельности, основанной на субкультуре и традициях уголовного мира.
4 См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика/ под ред. Зубкова, Рязань, 1993, с.38
5 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 2008 г. Ст.9.
6 Кабакин В., Шматков В. Колосовская воспитательная колония // Преступление и наказание. - 2004. - №12. с. 3
7 См. Г.В. Зайцева и др. Коррекционная педагогика. М.: ИКЦ «МарТ». 2004, с 143.
8 Педагогика. В.А. Сластенин и др. с. 186.


Поэтому проблема развития познавательной деятельности у обучающихся-осужденных на уроках истории стала для меня актуальной. Так как предмет история может действительно расширить и углубить знания осужденных о мире, о других, о себе, что способствует интеллектуальному развитию; отвлечению осужденных от пустого времяпрепровождения и направлению их активности на полезную для общества деятельность.
А это как раз совпадает с задачей исправления осужденных.






































Развитие познавательной деятельности у осужденных-обучающихся на уроках истории.
Все средства воздействия на осужденных, в том числе общеобразовательная подготовка, направлены на достижение основной цели развитие нравственно-волевых установок на исправление и ресоциализацию.
Поскольку у многих из осужденных отсутствует психологическая готовность к учению, то с первых же уроков необходимо формировать мотивы-стимулы, побуждающие к овладению знаниями и изменению их познавательной деятельности.
Если классифицировать осужденных молодежного возраста в зависимости от направленности личности, то можно выделить:
- неустойчивых с активной положительной и отрицательной мотивацией поведения;
- устойчивых с отрицательной мотивацией поведения;
- устойчивых с пассивной мотивацией поведения;
- устойчивых с положительной мотивацией поведения.
Для осужденных с положительной мотивацией делаю упор на то, что пора уже осознать себя в этой жизни, переосмыслить прошлое, наладить отношения с семьей, подумать каким образом может сложиться жизнь после освобождения, преодолеть свои недостатки, осознать ошибки. А в это может помочь история, так как в ней отражена жизнь многих поколений и можно увидеть, к каким последствиям приводят действия людей и обстоятельства, можно сделать вывод, каких действий нужно избегать, то есть можно учиться на чужих ошибках.
Кроме того, полученные знания могут пригодиться, если осужденные захотят поступить в среднее или высшее учебное заведение.
Осужденных с отрицательной мотивацией убеждаю в том, что раз они должны учиться, (а это обязательное условие в исправительном учреждении), находятся в школе на уроке истории, то не стоит тратить время зря, нужно использовать его, получить исторические знания, которые обязательно пригодятся им, хотя бы для того, чтобы выделиться из группы своих сверстников, которые этими знаниями не обладают. Поскольку эти осужденные склонна к груп-повым эксцессам, к хулиганству, конфликтам, мои убеждения проходят в мягкой, но настойчивой форме, выслушиваю все их возражения. Затем привожу исторические примеры, когда люди, осознав реальности, меняли свои взгляды и убеждения.
Неустойчивых с активной положительной и отрицательной мотивацией и обучающихся с пассивной мотивацией убеждаю в том, что на уроках истории, через знакомство с различными историческими лицами, историческими событиями будет происходить работа по осознанию своего Я, будет даваться оценка многих людей конкретных событий, которые можно будет сравнить со взглядами осужденных на жизнь, вскрыть причины поведения людей. Кроме того, хорошей учебой и поведением они могут получить условно-досрочное освобождение, получить поощрительное свидание или посылку. Стараюсь сломать сложившиеся у них мнение, что учеба на заработок не влияет, помочь преодолеть лень, боязни трудностей учебы.
Все основные изменения поведения и деятельности человека в процессе его развития являются фактом научения. Научение предполагает такие изменения внешней и внутренней деятельности или поведения, которые позволяют достичь определенной цели. Итак, для того чтобы достичь цели какой-либо деятельности, необходимы знания. На основе знаний формируются навыки, умения и убеждения.
На уроках истории отрабатываем приобретенные осужденными навыки и умения:
- учебные ( чтение, рассуждения, конкретизации, рассказ с эмоционально-личностных позиций и др);
- общественной деятельности (готовить краткие выступления, привлечение внимания к конкретной теме т. д.);
- художественной деятельности (в музыке, поэзии, рисовании и т. д.);
- личного поведения (правила ведения беседы, споры).
Навыки формирую путем упражнений, то есть многократного, сознательного повторения действий с целью их усовершенствования. Формирование навыка идет поэтапно.
На первом этапе идет начало осмысливания навыка; на втором - сознательное, но еще неумелое выполнение действия; на третьем - автоматизация навыка; четвертый - высокая автоматизация навыка. При этом не требую быстроты выполнения задач на первых этапах.
Знания, умения и навыки, так же как восприятие, процессы мышления, памяти - это формы и результаты отражательных и регулятивных процессов в психике человека, возникающие только в результате его собственной активной деятельности, и если ее нет, то никаких знаний, умений и навыков у него не появится.
При подготовке к урокам я учитываю, что специфика усвоения знаний учащимися-осужденными имеет свои особенности:
-осужденные - люди взрослые, они имеют жизненный опыт и соответствующие знания, умения и навыки;
- у многих осужденных сложились стереотип мышления и навыки умственной деятельности;
- часть осужденных имеет ошибочные, неверные представления, понятия и убеждения, особенно в области нравственности и права.
Исправить осужденного невозможно, если не убедить его в ошибочности преступного образа жизни. Изменение сложившихся асоциальных убеждений связано с обращением, прежде всего, к сознанию осужденного, его разуму. Важнейшим условием формирования убеждений является приобретение осужденным знаний о человеке как личности, преобразующей мир.
Целью интеллектуально-этического развития является изменение духовно-нравственных установок личности на основе осознанного добровольного принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Осуществляется это развитие главным образом через целенаправленное обучение.
При изучении исторических личностей использую прием персонификации и драматизации. Оцениваем вклад этих людей в развитие страны, укрепление государства, какими средствами добивались они всех преобразований. Составляем памятки для характеристики исторических деятелей. Обязательно отмечаем отношение учащихся к деятельности и характеру исторического деятеля и каково было бы поведение обучающегося на месте исторической личности, учитывая задачи стоящие перед этим деятелем. Дается самостоятельное задание собрать высказывания об этом историческом деятеле и донести эту информацию до класса.
Обращаю внимание на такую особенность исторического знания, как множественность отражения исторических событий и явлений в источниках различного рода, неоднозначность сложившихся представлений о людях в истории. Что нравится? Всем ли это нравится? Кому бы это не понравилось и почему? Как бы вы поступали, учитывая дальнейшее развитие истории. Затем проверяем, изменилось ли мнение учеников.
Приемы персонификации и драматизации побуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащают нравственный опыт, происходит переоценка своих действий.
Организую игровые и ролевые ситуации. Например, один из учеников, по желанию, становится прокурором и готовит обвинительную речь, а другой -адвокатом и готовит речь, оправдывающую деятельность исторической личности. При этом сразу предупреждаются, что учитывается правильная речь, уважительное отношение друг к другу. Осужденные могут побыть в ситуации суда, только уже не в роли обвиняемого, а в роли обвинителя или защитника, что помогает им убрать обиду на «несправедливость» своего наказания или в какой -то мере сгладить эту обиду. Взглянуть на свое преступление уже с другой позиции.
Речь осужденных отличают, с одной стороны невыразительность, нелогичность, непоследовательность, а с другой - большая эмоциональная насыщенность (особенно употребление жаргона), экспрессивность.
При проведении бесед никогда резко не прерываю собеседников, даю возможность высказать свое мнение по изучаемому вопросу. Спрашиваю, на чем основано мнение осужденного, из какого источника получена информация, подтверждена ли она другими источниками. Своим поведением показываю, как надо вести беседу, проявляя уважение к мнению собеседника. Это способствует: выработке умения вести диалог, уважительного отношения к людям, чье мнение не совпадает с твоим, готовность учитывать мнение других при определении собственной позиции.
При изучении способностей осужденных развиваю волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности и переключаю способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.
Осужденные получают задания, которые помогают раскрыть способности каждого, при этом учитываю чтобы:
- учебное задание имело важность для личности и приносило пользу обществу:
- выполняемая работа нравилась ученику;
- была уверенность у ученика, что задание он выполнит;
- задание ученик получает в виде просьбы;
- при выполнении задания была возможность для творчества;
- выполняемое задание или поручение одобряли другие.
Для тех, кто пишет и рисует изготовить схему сражения, таблицу, перевести контурные карты через стекло для всего класса. Те, кто увлекается кроссвордами, составляют исторические на определенные темы. Тех, кто хорошо читает вслух, использую для ознакомления с материалом учебника или дополнительной литературой. Тем, кто пишет стихи - выразить свое отношение к историческому событию или личности. Тем, у кого хорошая память, даю дополнительный материал для выступления на уроке.
Использую три вида словесного воздействия на осужденных-учащихся:
а) организующее (инструктирование, наставление, совет, предупреждение и др.);
б) оценочное (похвала, критическое поучение, товарищеская насмешка, осуждение и др.);
в) дисциплинирующее (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и т. п.).
Никогда не использую нравоучения, нотации, приказы, команды, тем самым создаю хороший социально-психологический климат в учебном классе и постоянно осуществляю психолого-педагогическое воздействие через формирование нужных мотивов и отношений в практическом решении учебных задач.
При этом помню, что учитель в пенитенциарном учреждении должен придерживаться следующих правил:
- верить в свое дело;
- обладать способностью встать на точку зрения заключенного и, таким образом, глубоко проникать в причины его душевных переживаний, поведения и поступков;
- всегда учитывать, что имеешь дело с человеком, находящимся в месте заключения, психика которого испытывает влияние ущемленного рефлекса свободы и значительно отличается от психики свободного человека;
- проявлять огромную выдержку и такт в обращении с заключенными, быть достаточно чутким и внимательным к их переживаниям;
- помнить о том, что являешься источником прямого или косвенного внушения, и поэтому необходимо отличаться устойчивостью во взглядах, регулярностью, правомерностью и системностью в работе; требуя от заключенных дисциплинированности и уважения к окружающим, самому быть образцом такого поведения;
- быть доброжелательным, оптимистически настроенным, чтобы способствовать поддержанию в среде осужденных соответствующего настроения.
При изучении истории особое внимание уделяю гуманистическим началам:
- возрождение русских и общечеловеческих идеалов (порядочности, честности, верности);
- почитание понятий «Родина», «мать», «семья»;
- уважение и формирование чувства собственного достоинства;
- признание святости семьи;
- духовность;
- законность.
Проследить итоги обучения и перевоспитания в нашей школе очень сложно. Обучающиеся уходят после освобождения, и мы их не можем отследить, как в общеобразовательной детской школе. Но несколько примеров привести могу.
Осужденные на уроках начали более эмоционально откликаться на исторические события, большое место начинают занимать позитивные переживания, связанные с доброжелательным отношением к окружающим и пониманием действий исторических лиц, оценка деятельности все больше совпадает с требованием морали и нравственности.
Общая успеваемость 100%.
Качественная успеваемость в среднем составила 35%, что выше на 9% по сравнению с предыдущим учителем.
На государственную (итоговую) аттестацию и в 9 и в 12 классе ученики выбрали историю.
Три ученика изъявили желание продолжить обучения и получить высшее образование.
12 человек после окончания 9 класса в 2008-2009 году поступили в профессиональное училище в исправительном учреждении, где обучаются в первую смену. А во вторую смену ходят на занятия в 10-й класс. И хотя это заслуга всех учителей, но я считаю, что в ней есть и моя доля участия.
Увеличился спрос на историческую литературу в библиотеке на 11%. Возросший интерес к отдельным историческим событиям привел к созданию клуба «Моя Россия».
Моя работа по краеведению, проводимая в форме устного журнала «Знаменательные события нашего края» увеличила количество его участников с 4 до 12 человек.







3. Заключение.

Хочется отметить несколько проблем при обучении в пенитенциарных учреждениях.
Общеизвестно, что в процессе развития человеческого общества исторически выявилось всего два способа социальной регуляции, которые действуют и в местах лишения свободы. Первый - это сила, понимаемая как основная функция государственных структур, разрабатывающих законодательство, реализующих государственную политику, а в случае необходимости, использующих силу принуждения.
Второй - социокультурные регуляторы, сводимые в основном к существующим морально-нравственным ценностям и нормам, содержащим в себе стереотипы социально одобряемого поведения, систему запретов, образцы деятельности и форм взаимодействия, и даже способы разрешения конфликтов, а также создание эстетически организованной среды.
Баланс этих регуляторов общественных отношений в местах лишения свободы важен потому, что целью исправления преступников является возвращение их в открытое общество, а значит не только в правовое, но и социокуль-турное пространство.
Удержать этот баланс - это и есть задача учителя. Только в этих условиях можно добиться положительного результата: пробудить в осужденных, оступившихся молодых людях нравственные понятия и принципы.
И еще, я согласна с многочисленными авторами, которые озабочены тем, что до настоящего времени не разработаны теоретически обоснованные программы по основным учебным дисциплинам, с учетом особенностей контингента и особых условий обучения в пенитенциарных школах.
Особенности контингента обучающихся исправительных учреждений, воспитательная деятельность школы как приоритетное направление в исправлении обучающихся ставят перед учителем особую задачу: не столько научить истории, сколько с помощью исторического материала воспитать в осужденных людей, для полноценного их включение в жизнь общества после отбытия наказания.














ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексашина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории.//Преподавание истории и обществознания. № 4 2008.
2. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.
3. Зайцева И.А., и др. Коррекционная педагогика. Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ». 2004.
4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика/ под ред. Зубкова, Рязань, 1993.
5. Кабакин В., Шматков В. Колосовская воспитательная колония // Преступление и наказание. №12 - 2004.
6. Коротаева. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала «Директор школы».М.: «Сентябрь», №2-2003.
7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогики. - М, 2002.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.А. Педагогика. -М: «Школа - Пресс». 2000.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 2008.
Ю.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.. М.: Просвещение, 1979.
























Приложение № 1.
Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста.
В возрасте с 19 до 35 лет ( молодежный) происходит бурное социально-психологическое развитие человека, сопровождающееся внутренней противоречивостью и дисгармонией (стремление к острым ощущениям, жизненный подъем, максимализм). Однако нередко у молодежи формируются криминальные идеалы и тяга к алкоголизму, наркомании, проституции, а значит, не происходит направления энергии на общественно полезную деятельность.
В местах лишения свободы осужденные молодежного возраста составляют самую многочисленную группу. У большей части проявляется неадекватно высокий уровень запросов, недостаточно контролируемое восприятие реальности, половая неразборчивость, неумение владеть собой, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.
Среди молодежи в несколько раз больше, чем в других возрастных группах, осужденных за бандитизм, разбой, убийство, изнасилование, грабеж, хулиганство, но меньше за хищение личного имущества.
В этом возрасте особо остро встает проблема осознания себя. В 1925 лет человек начинает заботиться о перспективе, которая в данном случае связана с криминальным образом жизни.
Многие из них не имеют профессии и трудового стажа, а подавляющее большинство даже общего среднего образования, что является результатом деформации познавательных интересов вследствие отрицательного отношения к обучению в школе.
Для этого возраста характерна тенденция к группированию, особый интерес к противоположному полу выражается в активной переписке. Стремление создать семью нередко оказывает решающее влияние на психологию личности осужденных. Хотя мотивы вступления в брак различны, включая корыстные, следует отметить, что в 2630 лет происходит стабилизация криминального или правопослушного поведения.
Многие лица молодежного возраста скрытны, недоверчивы, агрессивны, циничны. Вместе с тем они различаются по установке на отбывание наказания. Одни из них имеют большой криминальный опыт, демонстративно нарушают режим, придерживаются тюремных традиций и обычаев и активно внедряют их в местах лишения свободы; другие намерены не совершать больше преступлений; третьи имеют неустойчивую ориентацию. Именно криминогенным опытом, а также отношением к преступлению и наказанию определяется установка осужденных молодежного возраста на отбывание наказания.
Некоторые лица молодежного возраста, особенно осужденные за убийства, бандитизм, грабеж и разбой, поддерживают свою спортивную форму с помощью систематических тренировок. Другие, напротив, употребляют алкоголь, наркотики. Среди последних часты случаи аутоагрессии (членовредительства, симуляции, аггравации, самоубийства).
Жизненные планы и ценностные ориентации осужденных молодежного возраста в местах лишения свободы связаны со стремлением занять достойное место в иерархии осужденных, найти физическую защиту и опору в малой неофициальной группе, приспособиться к жизни в колонии. Градация их ценностных ориентации следующая: высокий материальный уровень жизни, создание семьи, свобода; а учеба, интересная работа, религия занимают последнее место.
Стремление к группированию связано с поиском защиты в группе и завоеванием высокого статуса. Значительно выражена у осужденных молодежного возраста и колонистская «романтика» (наколки, татуировки, жаргон, соблюдение тюремных традиций и обычаев).
Лица из неофициальных группировок отрицательной направленности пытаются жить с помощью своеобразного рэкета за счет других осужденных (отбирают или вымогают деньги, посылки, вещи). Длительное паразитирование в условиях свободы напрочь отбивает у них охоту работать, учиться, поэтому криминальные установки еще более активизируются. Осужденные именно этого возраста склонны в местах лишения свободы к игре в карты «под интерес» и гомосексуализму.
Разговоры и помыслы лиц молодежного возраста, содержащихся в изоляции, касаются в основном прошлой жизни на свободе, добывания алкоголя и наркотиков, женщин и секса. Мотивами мужеложства являются: желание удовлетворить сексуальную потребность, подчинить, месть за донос, хулиганские побуждения.
Если классифицировать осужденных молодежного возраста в зависимости от направленности личности, то можно выделить:
- неустойчивых с активной положительной и отрицательной мотивацией поведения;
- устойчивых с отрицательной мотивацией поведения;
- устойчивых с пассивной мотивацией поведения;
- устойчивых с положительной мотивацией поведения.
Самой многочисленной является группа осужденных-приспособленцев, которые не изменяют внутренних убеждений, ценностей и при различного рода эксцессах оказываются на стороне отрицательной части.
В отличие от других групп осужденных молодежного возраста лица с положительной мотивацией переживают вину за совершенное преступление, намерены создать семью, работать и вести правопослушный образ жизни. На границе 2630 лет наблюдается усталость от воровской и тюремной жизни, обостряется проблема смысла жизни, происходит переоценка ранее сформированных установок и убеждений, возникает желание покончить с прошлым.
Среди осужденных молодежного возраста выделяются следующие категории нарушителей режима: склонные к хулиганству, карточным играм, употреблению алкоголя и наркотиков, конфликтные, склонные к групповым эксцессам, в том числе захвату заложников, массовым беспорядкам, гомосексуализму, имеющие психические отклонения. Каждая группа требует индивидуального подхода.



Приложение № 2.

Требования к педагогу, работающему в пенитенциарном учреждении:


- верить в свое дело;
- обладать способностью встать на точку зрения заключенного и, таким образом, глубоко проникать в причины его душевных переживаний, поведения и поступков;
- всегда учитывать, что имеешь дело с человеком, находящимся в месте заключения, психика которого испытывает влияние ущемленного рефлекса свободы и значительно отличается от психики свободного человека;
- проявлять огромную выдержку и такт в обращении с заключенными, быть достаточно чутким и внимательным к их переживаниям;
- помнить о том, что являешься источником прямого или косвенного внушения, и поэтому необходимо отличаться устойчивостью во взглядах, регулярностью, правомерностью и системностью в работе; требуя от заключенных дисциплинированности и уважения к окружающим, самому быть образцом такого поведения;
- быть доброжелательным, оптимистически настроенным, чтобы способствовать поддержанию в среде осужденных соответствующего настроения.























Приложение № 3.
Высшие учебные заведения, предоставляющие возможность получения высшего образования, находясь в исправительном учреждении:
1. «Современная гуманитарная академия» СГА.
Федеральной службой исполнения наказания заключен договор с СГА. Обучение производится по специальностям:
- юриспруденция с присвоением квалификации юрист;
- экономика - экономист;
- менеджмент - менеджер;
- психология - психолог;
- налоги и налогообложения - экономист, специалист по
налогообложению.
При подаче определенного количества заявлений о поступлении в СГА ( не менее 10) Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области планирует открытие в одном из исправительных учреждений области учебной площадки СГА, которая будет оснащена спутниковыми антеннами, компьютерными учебными местами, программным обеспечением.
Вступительные экзамены проводятся в форме тестирования. Стоимость
обучения 12512 рублей за семестр.
2. Негосударственное образовательное учреждение «Кемеровский институт экономики и права».
Обучение 6 лет на базе среднего (полного) общего образования, 3,5 года - имеющим среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование.
Присваиваются квалификации - юрист, финансовый менеджмент, экономист-менеджер.
3. Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники.
Присваивается квалификации - специалист по социальной работе, экономист, экономист-менеджер, информатик-экономист, юрист. Срок обучения 6 лет и 3.5 года. Стоимость 16 тыс. за семестр.
Вступительные испытания в виде компьютерного тестирования проводит представитель ТУ СУ Р.
Обучение и сдача контрольных заданий и сессий осуществляется через Интернет на сайте ВУЗа.
Сессия проходит 2 раза в год по 25 дней (весна, осень). На сдачу экзаменов и зачетов отводится 2 часа в день.
15