Рассказ-путешествие Шоссе натурального хозяйства и шоссе товарного хозяйства по программе Прикладная экономика для воспитанников детского дома
путешествие «Шоссе натурального хозяйства и шоссе товарного хозяйства»
Цель: познакомить детей с понятиями «натуральное хозяйство» и «товарное хозяйство»
Задачи:
- освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования;
- развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи;
- организация досуга детей.
Оборудование:
- плакаты «шоссе Натурального Хозяйства» и «шоссе Товарного Хозяйства»;
- рисунок – изображение дороги;
- плакат с задачей.
Ход мероприятия.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами снова встречаемся на занятии, посвященному изучению экономики. Давайте с вами вспомним, что было на прошлом нашем занятии, куда мы путешествовали, и что нового узнали?
(ответы детей)
В.: - Сегодня мы снова отправимся в удивительное путешествие по стране «Экономика». Хотите?
- Тогда закрывайте глаза и повторяйте такие слова:
Мы закроем глаза
Повторим такие слова:
Открывайся мир чудесный
Мир волшебный, непростой.
Открывайся чудная страна
Под названием «Экономика»
Тебя мы не устанем познавать
И трудности в пути преодолевать.
В.: - Ребята, открывайте глаза. Посмотрите вокруг, мы опять очутились на знакомой дороге. Давайте-ка продолжим по ней путь.
Копейка: - А вот и не продолжим.
В.: - Копеечка! Это опять ты. Ты как раз вовремя, будешь нам помогать в путешествии.
К.: - Помогать-то я буду, только дальше – то куда поедем? Тут же развилка.
В.: - Дети посмотрите внимательно, у развилки есть указатель. Вправо идёт шоссе Натурального Хозяйства, а влево – шоссе Товарного Хозяйства.
- Куда будем поворачивать, выбирайте.
К.: - Почему мы должны выбирать? Вы – взрослая – вы должны лучше знать, куда нам ехать.
В.: - Э-э нет, мы отправились в путешествие и теперь вам придётся самим выбирать путь. Моё дело – помочь вам понять, что к чему в этой необычной стране. Но решения будете принимать только вы.
К.: - А как же они могут выбирать дорогу, если они не знают, что такое натуральное хозяйство и чем оно отличается от товарного? Как же мы можем сказать, куда сворачивать?
В.: - Это дело поправимое. Натуральное хозяйство появилось у людей издревле, когда каждый сам добывал всё, что ему и его семье было нужно для жизни. И уцелело оно до сих пор. Например, если вы разводите на участке пчел, собираете из ульев мед и потом едите его зимой – это натуральное хозяйство: ты ведь сам для себя добыл этот НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ. А теперь приведите примеры натурального хозяйства вы?
(ответы детей)
В.: - А вот когда каждый человек стал заниматься изготовлением только тех предметов, которые у него получались лучше, чем у других, а потом стал меняться ими с другими, как товарами, т.е. как вещами, которые специально изготовлены для продажи, - тогда появилось ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Ясно?
- Тогда выбирайте шоссе, по которому поедем дальше.
К.: - Лично мне всё домашнее нравится куда больше, чем-то, что можно купить в магазине.
В.: - Если мы отправимся в путешествие по этому шоссе, то там нас могут ожидать серьёзные трудности, потому что в наше время уже никто практически не пользуется этим шоссе. Поэтому дорога обветшала, покрылась пылью, стала не удобной для проезда. Сейчас мир давным-давно пользуется шоссе Товарного Хозяйства.
К.: - А почему?
В.: - Да, потому что люди издревле поняли, что натуральное хозяйство позволяет человеку выжить и прокормить свою семью, но жить легче и несравненно лучше только одним делом, но зато мастерски! Это называется разделением труда, и его смело можно считать одним из самых величайших изобретений человеческого разума. Представьте себе, что вам надо в своем хозяйстве производить абсолютно всё, что нужно для жизни: сажать и пшеницу, и картошку, откармливать скот, выращивать лен, чтобы потом сшить себе одежду из ткани, сотканной тобой же или твоими домочадцами, заготавливать дрова и строить дом. Согласитесь, что жизнь у вас будет очень нелегкой, и хорошо, если ты сумеешь всё сделать вовремя и обеспечить свою семью пропитанием и одеждой. Во всяком случае, излишков у вас будет очень мало, и малейшая непогода будет грозить тебе несчастьем и голодом – ведь рассчитывать ещё на кого-то ты не можешь.
К.: - Подождите, подождите, а помните фильм или книгу о Робинзоне Крузо, который оказался на необитаемом острове один – он-то вел самое настоящее натуральное хозяйство и жил совсем неплохо.
В.: - Робинзону приходилось очень много и тяжко работать. Кто помнит этот фильм, где находился остров Робинзона? В наших краях?
Дети: - В тёплых.
В.: - Правильно. Поэтому это здорово облегчало его жизнь. А во-вторых, многое из того, чем он пользовался, всё же было сделано не его руками, а найдено им после кораблекрушения. И всё равно, жил он весьма примитивно и убого.
К.: - И всё жить же так можно? Правда, ребят?
В.: - Можно, то можно, но зачем? Вся история доказывает, что людям куда выгоднее разделить между собой работы, а потом обмениваться товарами или, проще говоря, торговать друг с другом. И чем уже специальность, которую выбирает для себя человек, предприятие или даже страна, тем выше уровень мастерства, которого нам удаётся добиться, тем выше ценят их товары другие люди и тем богаче живут эти искусные мастера!
- Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определённых товаров или оказании различных услуг, в единое целое – хозяйство страны или планеты в целом.
- Даже посмотрите в своих комнатах, вы обнаружите блага, созданные различными видами специализированного труда. Какие это блага?
Дети: - Мебель, шторы, ковры, люстра.
В.: - Как вы понимаете слово «торговля»?
Д.: - Обмен.
В.: Правильно, но это не всё. Торговля не просто обмен товарами, а обмен благами (это и товары, и услуги, например услуги парикмахера, стоматолога) в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
- А давайте подумаем, что такое специализация?
Специализация – это значит, что какой-то вид деятельности выполняет тот человек или организация, предприятие, которые лучше других с нею справляются. Например, если человек умеет готовить, то он не пойдёт мастерить мебель или лечить зубы. Это его специализация.
К.: - Ну что же мы стоим на месте. Поехали дальше.
В.: - Поехали, только, чтобы получить разрешение на проезд по товарному пути, надо решить задачу.
ПЛАКАТ.
Хозяин нанял работника на год и обещал дать ему 12 рублей и кафтан, но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчёте он получил от хозяина кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?
В.: - Молодцы! Вы правильно решили задачу, и мы смело можем отправляться в путь по ТОВАРНОМУ ШОССЕ.
К.: - А кто мне скажет, что такое натуральное хозяйство?
В.: - А чем товарное хозяйство отличается от натурального?
(ответы детей)
К.: - Вы, большие молодцы! Мне было приятно сегодня с вами путешествовать, встретимся на следующей остановке «Долина Пропорциональности», на следующем занятии. До свидания.
В.: - Спасибо тебе, Копеечка, за помощь. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Чем?
- Хотели бы вы снова оказаться в удивительной стране «Экономика»?
(ответы детей)
В.: - Мне тоже было приятно с вами общаться. Спасибо вам за это. Увидимся на следующем занятии. До свидания.
15