Урок технологии в 5 классе Выпиливание лобзиком
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Большие Озерки
«Выпиливание лобзиком» -
урок технологии в 5 классе
учитель: Акимчев Александр Васильевич
с. Большие Озерки – 2013 г
Урок технологии в 5-м классе по теме "Технология обработки древесины. Выпиливание лобзиком"
Акимчев Александр Васильевич, учитель технологии
Цели:
Познакомить с новыми словами «подкова», «кузница», «кузнец», объяснить их значение. История возникновения подковы .Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру.
Отработать навыки ручной обработки древесины.
Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
Инструменты и оборудовании: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, шаблон, рисунок,кисточки ,краски.
Объект работы: символ Нового года- деревянная лошадка на подкове.
Тип урока: урок-сказка связанная с выполнением практической работы, с лобзиком.
Ход урока
1. Организационный момент
В начале урока, учитель совместно с учениками вспоминает правила пиления ножовкой, виды ножовок ,способы и приемы пиления ,для того ,чтобы подготовить учащихся к самостоятельным решениям . Дать объяснение и представление о лобзике и надфиле. Какие виды фигур и орнаментов можно получить ,путем выпиливания ручным лобзиком .
Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"
2. Изложение нового программного материала.
Лобзик состоит из рамки с ручкой верхним и нижним зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки. Сжимать рамку можно вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.
Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.
3. Текущий инструктаж по технике безопасности.
Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда:
Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
Не "заваливать" лобзик во время пиления!
Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.
4. Объяснение практической работы.
Ребята из рассказанного ранее вы уже наверное догадались ,что объектом нашей работы будет лошадь и подкова .Причем работать мы с вами будем в парах . Учитель показывает нарисованную лошадь и подкову. Для того, чтобы вызвать интерес учащихся , учащиеся рассматривают рисунок и приходят к мнению ,что его можно увеличить .В данном случае применили ИКТ. С помощью ксерокса увеличили детали до нужных размеров.
Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно сделана учителем.
В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.
Последовательность выполнения работы.
1.Выбор фанеры
2. Зачистка поверхности
3. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги на фанеру .4. Выпиливание внутреннего контура изделия. Просверливаем отверстие вставляем пилочку и выпиливаем .5. Выпиливание наружного контуру.
6. Зачистка выпиленных деталей .
7. Покраска изделия .
8. Соединение деталей
9. Покрытие изделия лаком.
Технологическая карта.
№ п\пПоследовательность операций Инструменты и приспособления
1 Выбрать трехслойную фанеру Линейка карандаш
2 Зачистка поверхности Наждачная бумага надфили. Верстак
3 Перевод рисунка на фанеру Копировальная бумага, карандаш, шаблон
4 Выпилить внутренний контур Лобзик ,сверло электродрель. Выпиловочный столик .5 Выпилить наружный контур Лобзик. Выпиловочный столик .6 Зачистка деталей Наждачная бумага надфили. Верстак
7 Покраска изделия .Гуашь, кисточки ,верстак .
8 Соединение изделия Клей ПВА. ,кисточки ,верстак .
9 Покрытие изделия лаком Бесцветный лак ,кисточки
5. Подведение итогов.
Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения.
6. Закрепление пройденного материала. Выставление оценок.
7. Уборка рабочих мест и кабинета.
Приложения
Сказка про подковуЖил в деревне дед Кузьма. Внучка у него - Аленка.Да Маруська - лошаденка.Да еще - бычок Фома.В город, раз, собрался дед.Захромала лошаденка.Почесал дед бороденку.Глядь - одной подковы нет.К кузнецу пришлось идти.Дельный он мужик и хваткий.Быстро подковал лошадку.ДОброго желал пути.МЕльников сынок - Иван -С речки шел домой, с уловом.Увидал в песке подковуПоложил себе в карман.Говорил отец ему:- По соседям походи-ка.Чье добро у всех спроси-ка.Я чужого не возьму.Вот Иван пошел на луг.Жарко. В сон беднягу клонит.- Эй! Табунщик! Целы кони?!Ты проверь копыта, друг!Отвечал табунщик Влас:Разве ты не знаешь что ли?Мы коняшек любим, холим.Все подкОваны у нас.Призадумался Иван:- Утром видел я кибитку.Кони ехали не прытко.И решил искать цыган.Табор близко был, в лесу.Вышел Ваня на полянку.Встретил старую цыганку.- Глянь! - Сказал. - Чего несу!- Наши кони - на подбор!По-осОбому их метим!И за каждого в ответе! -Весь цыганки разговор.- Вот что, парень, не чуди!Ты мое послушай слово.Кузнецу снеси подкову.Он-то знает все, поди!Щурит глаз кузнец, смешно.- Вот еще, нашлась забота. Вижу, что моя работа.Только сделана давно.- Знаешь графа, чудака?Что один живет в поместье?Не робей! Пойдем мы вместе!Кони есть у старика.- Не бывало никогда.Отвечал им строго конюх.- Разве, только... кучер. Олух!Ну-ка, Васька! Подь сюда!Утирая щеки, нос,ВАська плакал, и ругался.Что здоровы кони клялся.И ни с чем уйти пришлось.И пошли они назад.Дед Кузьма идет навстречу:- Заходи ко мне! Привечу!Завсегда гостям я рад.Внученька! Беги сей час!Самовар на стол тащи-ка!Мед есть у меня, черника!Вишь, подковка-то нашлась!Ну, спасибо те, кузнец!ВЫлечил ты мне кобылу!Неприятно дело было!Ты, брат, мастер, молодец!Вот Иван домой пришел.Рассказал все, доложился.Мельник сказу подивился.Молвил басом:"Хорошо!"В общем, что не говори,Все закончились несчастья.И подкову ту, на счастье,Дед повесил на двери.
Как правильно повесить подкову над дверью?
Многие из нас еще в детстве познакомились с прекрасной сказкой Р.Киплинга, где умная женщина занималась приручением диких животных. Давным-давно, во времена седой древности, лошадь стала другом человека и его слугой, много ей пришлось трудиться для человека и вместе с ним. Хозяин отвечал лошади-труженице любовью и заботой, ухаживал за ней, кормил и поил, чистил, готовил для неё упряжь и лечил её.
Приходилось заботиться и о копытах лошади, при долгом передвижении по твёрдой земле копыта приходили в негодность. Снашивались, и каждый шаг доставлял лошади боль, мог привести к хромоте и прочим неприятностям. Хитроумный человек изобрел для лошади соломенные сандалии, а уж затем – подковы. Первыми подковывать лошадей стали галлы, подковы делались из железа или бронзы. Затем передовой опыт использовали германцы, славяне и венеды.
Римляне употребляли для защиты копыт лошади пластины из металла, чаще всего овальной формы с кольцами, дужками, крючками – крепились эти изобретения на копыте с помощью ремня или веревки. Эта обувь для лошадки называлась у римлян гиппосандалиями. В России подковами для лошадей занялись в 1715 году, в годы правления Петра I.
Истоки поверья о счастливой находке
Подкова на двери с глубокой древности у всех народов считалась талисманом, и эта вера в счастливые свойства лошадиной подковы живёт до сих пор. Зарождение поверья началось в Древнем Египте, во времена фараонов. Лошади фараонов подковывались золотыми подковами. Случалось, подковы терялись лошадьми, а египтянину, нашедшему её, и вправду необыкновенно везло – ведь он становился богатым человеком.
В тех странах, где было развито коневодство, найти подкову всегда считалось удачей, особенно они ценились с задних ног лошади. Путники забирали её с собой, чтобы повесить над дверью и защитить свой дом. Должно быть, такое трепетное отношение к подковам сложилось от чувства глубокого уважения и любви к лошадям.
Как нужно вешать подкову?
Как же следует повесить подкову, чтобы она служила оберегом? Есть несколько вариантов:
Считается, что подкова, повешенная вверх рожками, напоминаем собой чашу, и таким же образом, не переворачивая, её надо повесить, чтобы удача не пролилась и не ушла из дома – «чтоб дом был полной чашей».
Другой вариант говорит о том, что подкова должна висеть рожками вниз, оберегая дом от дурной и чужой энергии.
В этом случае, говорят эзотерики, можно сделать так, и это будет правильно: подкову во дворе, за дверью вешают концами вниз – она закроет путь всей нечисти, стремящейся попасть в ваш дом, а внутри дома следует повесить подкову рожками вверх — для достатка в вашем жилище.
Есть и еще правила – подкова должна быть из металла, если она из другого материала – её функция в доме только декоративная. Вешать её надо обязательно на один гвоздь, и следить за тем, чтоб других гвоздей рядом вбито не было. Подкову вешают хозяин с хозяйкой вместе. Если же в доме живёт один человек, он и занимается прибиванием оберега к двери.
Приложение № 2
К Положению о региональном конкурсе
«Лучший учитель технологии»
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА
по определению качества мастер-класса
Инструкция к применению:
присутствие критерия в полной степени – 1 балл,
частично – 0,5 балла,
отсутствие – 0 баллов ____________________________________________________________________
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________________
Тема:________________________________________________________
№ п/пКритерий Показатель Самооценка Оценка
I. Профессиональная компетентность
(оценка качества методической разработки мастер – класса) 1. Соответствие содержания мастер-класса заявленной теме; 1 2. Соответствие содержания заявленным целям (объективной, субъективной); 1 3. Новизна предложенного опыта и соответствие требованиям технологического образования школьников:
- творчество (оригинальность, нестандартность исполнительского решения). 1
1 4. Эффективность выбранных средств достижения поставленной цели:
- использование современных технологических технологий;
- обоснованность использования на занятии ИКТ; 1
1 5. Соответствие методов, форм организации возрасту и особенностям коллектива учащихся:
- уровень обученности учащихся. 1 6. Соответствие содержания обязательному минимуму образования и современным достижениям науки:
Логика изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей занятия, их взаимозависимость)
Владение материалом (объем имеющихся знаний)
Доступность изложения (четкость, ясность формулировок)
Соответствие объемам учебного времени
Содержательность (информативность, смысловая емкость)
Разработанность (глубина проработки темы) 0,5
1
0,5
1
0,5
1
II. ИКТ - компетентность
(Оценка презентации мастер- класса в программе Power Point) 1. Системность, композиционная целостность. 1 2. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. 1 3. Краткость, четкость, ясность формулировок. 0,5 4. Композиционная и художественно-графическая целостность. 1 5. Логика изложения. 0,5 Итого баллов: 15,5 Далее подсчитывается общая сумма баллов по всем критериям.