Мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова и В.В.Маяковского



Мотив одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова и В.В. Маяковского.
учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3»г.Козельск
Егорова Ирина Викторовна

Одиночество вот проклятая вещь!
Вот что может погубить чело века.
А. С. Грин

Лермонтов и Маяковский. Казалось, что может объединять столь разных во всем поэтов: один- представитель века золотого, преемник А.С.Пушкина; другой - лидер русского авангарда начала 20 века, призывал сбросить его с «парохода современности, один -представитель высшей аристократии, другой – разночинец, революционер, бунтарь. И все-таки связь таких разноплановых поэтов при более тщательном изучении творческого пути становится очевидной. Связь, которую сам Маяковский обозначил так: «общей лирики лента». В русской классической поэзии найдется немного явлений, о которых Маяковский, не склонный к комплиментам, мог бы сказать подобные слова. Поэзия Лермонтова сыграла активную роль в формировании поэтического сознания Маяковского. Сам поэт являлся хорошим знатоком произведений Лермонтова, в детстве наизусть знал «Спор», «Воздушный корабль», свободно цитировал Лермонтова. Переклички между поэтами можно обнаружить как на сюжетном, так и на образном, мотивном уровнях. Мне бы хотелось остановиться на мотиве одиночества в творчестве поэтов.
Лермонтова принято называть певцом грусти. Ключевский даже так называет посвященный поэту очерк. Действительно, Лермонтов рано познал ту горечь разлада, которая рождается в человеке от несоответствия запросов души с повсеместной скудостью жизни, обрекающей личность на жалкое прозябание. С раннего детства поэт привык без остатка отдаваться той деятельности, которую предлагала ему действительность, но жизнь с самого начала не оправдала доверительной открытости поэта и не соответствовала его неистребимой и ничем не заглушаемой потребности в высоком деле. В 1829 году в возрасте 15 лет Лермонтов напишет «Монолог». Уже в этом стихотворении «душа тоскует», «сердцу тяжко» в «однообразном теченье» жизни от давящей пустоты. Непонимание окружающих делает поэта одиноким. (Одинок я –нет отрады). Чувство одиночество становится постоянным спутником поэта, где бы он ни находился. Даже в стихотворении «Валерик», написанном в форме фронтового письма любимой девушке, чувствуется некая отстраненность, как будто все это происходит не с ним, как будто он не участник, а сторонний наблюдатель.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Личность Лермонтова неоднозначна оценивается его современниками. Грани характера поэта очерчены достаточно резко, он порождал о себе много разноречивых толков. Кто-то говорил о нем, как о человеке желчном, угловатом, испорченном. Кто-то признался ему в любви, несмотря на непростой характер. Может быть, именно эти качества характера усиливали и без того сильное чувство одиночества, а может, эти чувства были вызваны невозможностью реализовать себя в этом мире. Все герои –бесконечно одинокие, но при этом наделенные характером, волей, умом. Будь то парус, утес, дубовый листок или Мцыри и Демон. Но в 1830 году в «Стансах» появляется неожиданная нотка:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Почел потерянным досугом.
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в Отчизне не прощусь-
Никто о мне не пожалеет!
Возможно, для лирического героя одиночество – единственно возможное состояние души. Оно не навязано ему миром, а избрано им самим. Это его мученье и его путь! Мир отвергает героя, но и герой отвергает тот самый мир, уходит от него.
Не менее одинок и лирический герой Маяковского. Но если герой Лермонтова осознанно уходит от мира, то герой Маяковского в нем нуждается, его одиночество тяготит. Но лирический герой Маяковского не может позволить себе быть слабым, и за внешней грубостью и эпатажем( стихотворение « Несколько слов обо мне») скрывает ранимое, нежное сердце. Явный нарочитый вызов, «желтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание : кто же не откликнется на столь чудовищный , столь бесчеловечный по смыслу стих «Я люблю смотреть ,как умирают дети». А его выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось внешней бравадой, дерзостью. Но его не скрыть в стихах:
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
Лик намалюй мой
В божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

А такому, как я,
Ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?

Какими Голгофами я зачат –
Такой большой
И такой ненужный
Человек с большой, открытой душой, любящий мир и людей, готовый дарить им себя, оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Маяковский в своем творчестве постоянно стремился найти среди многочисленной толпы хотя бы одну родственную душу, найти того, кто бы понял его. И это желание оказалось недостижимым для поэта. Он ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников.
«Опять , с тоскою к людям ведомый, иду»
Но вместо человека перед ним странное существо
И в стихотворении «Надоело» поэт восклицает:
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти, а сказать некому.
Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:
Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»
Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:
вся земля
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Или:
Полжизни прошло, теперь не вырвешься
я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.
Маяковский, так же, как и Лермонтов, остро ощутил социальный конфликт человека и общества, личности и «праздной толпы». Буржуазный существователь, мещанин, делец и установленные им социальные отношения не выдерживают требований лирического героя. «Повелитель Всего» - так в поэме «Человек» назван хозяин буржуазного мира, поработивший людей и вещи, нелеп и абсурден в звездной Вселенной, в которой живет герой Маяковского. Если все, что связано с главным героем, оживает, обретает лицо, начинает проявлять разнообразные чувства, то рядом с этим «Повелителем», наоборот, все мертвеет, разлагается, превращается в вязкую массу. Потому прежде всего и сам «Повелитель Всего» не имеет пи лица, ни смысла. Это обожравшаяся, ненасытная утроба -«желудок в панаме»! Это - слепая кишка, а «на слепую кишку хоть надень очки, кишка все равно ничего б не видела». Это - «рот один, без глаз, без затылка», «Брюхо», на котором можно «играть в крокет», «туша опоенная». Человека тут проглотила утроба. Неразличимо его лицо. У него нет сколь-нибудь сложных мыслей, кроме «нажраться лучше как». Все невероятно упрощено, элементарно. От человека остались только односложные качества, так что даже страшно.
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицего розового теста: хоть бы метка была
в уголочке вышита.
Два аршина без метки.
Неодушевленная масса.
Студень.
Слизь.
Чем-то напоминающее человека, но не человек!
И это не случайная картина. Мы видим новые ряды образов, где по своему происхождению живое оказывается мертвым, индивидуальное - безликим, значительное - ничтожным.
Разве не то же самое мы видим стихотворении Лермонтова «1-е января?».Лирический герой находится в средоточии великосветского шума, посреди чуждых ему людей, утративших живость и непосредственность чувств, где вместо искренних слов - «дикий шепот затверженных речей», вместо лиц –«приличьем стянутые маски», «образы бездушные людей», да и люди больше похожи на тени. А праздничный блеск и шум бала ассоциируются не с весельем и радостным оживлением, а с чем-то эмоционально отталкивающим, полуфантастическим, призрачным. « Живой человек» здесь чувствует себя чужим. Но, со скрытым презрением относясь к миру, он вынужден в нем находиться.
Герой Маяковского своего презрения не скрывает:
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
И он как одинокий титан, некий надчеловек, который возвышается над всей безликой толпой, готов вступить с ней в единоборство:
И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
Толпа навалилась,
Огромная,
Злая,
Я стал на четвереньки
И залаял:
Гав!гав! гав!
В отличие от Лермонтова, лирический герой Маяковского решительный, деятельный, непримиримый, и если герой Лермонтова только хочет бросить в лицо толпе железный стих, «облитый горечью и злостью», то герой Маяковского осуществляет это желание ( «Вам»)
...я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам
я бесценных слов транжира и мот.
Оба лирических героя нуждаются в душевном приюте. Герой Лермонтова, спасаясь от мира реального, погружается в мир собственных фантазий, в мир мечты. Но мечта поэта имеет вполне узнаваемые очертания. Это уголок его детства, исполненный скромного лиризма и невзыскательной живописности. ( И вижу я себя ребенком ) мир детства -это мир любви, чистоты, искренности, где человек был в гармонии с собой и миром, испытывал от этого покой и умиротворенность. Природа- источник отдохновения, она дает то, к чему он стремится, но чего не находит в мире людей: свободу, вечную красоту, гармонию, она дает силы для дальнейшего противостояния, она вселяет в душу героя гармонию, даже некую идиллию. Возникает поистине космический пейзаж.
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога
Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Ему страшно и одиноко в этом безумном мире . «...Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой взял бы и все обвыл». И Маяковский тоже ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Маяковский, так же, как и Лермонтов, стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту жизни, сделать так, чтобы в каждой обязательно была звезда. Это мир, населенный людьми, как и он, нуждающимися в понимании. В творчестве Маяковского отчетливо видна тяга к пониманию, участию, человеческому теплу:
Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
-а ее богатства пойдите смерьте ей! Великолепие,
Что в вечность украсит мой шаг,
И самое мое бессмертие,
Которое, громыхая по всем векам,
Коленопреклоненных соберет мировое вече,-
Все это – хотите?-
Сейчас отдам за одно только слово
Ласковое, человечье .
Но когда герой безнадежно одинок, когда его разрывают страсти, внутренняя боль, тогда возникают тоже космические образы. Как тут не вспомнить «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо». Всю вселенную он называет человечьим именем. Все ее немыслимые пространства и объемы примеряет к человеку, помещает в его душу, освещает его жизнь
Но чем известнее становился Маяковский, тем тщательнее он стал скрывать в стихах свое одиночество, ранимость и беззащитность. Напротив, он стал даже хвастаться тем, что не может позволить себе ныть. Публично заявил: “Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь”.
Герои Лермонтова и Маяковского, несомненно, во многом похожи. Но герой Лермонтова защищает от этого мира скверны себя, его бунт внутренний, вызванный жизненной потребностью сохранить в себе человека, не уподобиться обществу. Герой понимает, что иного правила жизни у него не может быть, что любая попытка преодолеть мучительный разлад с людьми обречена на провал, как следствие – вселенское одиночество, осознанно выбранное героем. И образ утеса – эти символ и одиночества, и эмблема духовной несокрушимости, незыблемой верности поэта самому себе.
Героя Маяковского внутренний бунт устроить не может, он кидается в гущу толпы, сражается с ней не на жизнь, а на смерть, он стремится изменить этот мир и верит, что это ему под силу. Он активно сражается за право оставаться собой и.тоже остается одиноким, только его это одиночество убивает, разрушает изнутри.
Грядущие люди!
Кто вы? Вот –я, весь боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый моей великий души!

Но я себя смирял,
Становясь на горло собственной песни.








Список литературы:

1.Голованова Т.П. Наследие Лермонтова в советской поэзии. Л.: «Наука», 1978.
2. Голубева С.Э. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова в творческой интерпретации В.В. Маяковского// Наука-RASTUDENT.RU.-2014.-No.5 (05-2014)
3. Жолковский А.К. Сбросить или бросить? // Новое литературное обозрение.-2009.-№96
4.Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 4т/Михаил Юрьевич Лермонтов.- М.: «Художественная литература», 1975
5.Маяковский В.В. Сочинения: в 2т/ Маяковский В.В.-М.: «Правда», 1987
6. Скрипка Т.В. Лермонтовские мотивы в творчестве Маяковского.// Художественно-эстетическое пространство литературной традиции.- Таганрог.-2007
7.Эйхенбаум Б.М. Эволюция Лермонтова.
15