Конспект открытого урока русского языка в 5 классе на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.
Задачи:
Обучающие:
обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающие:
развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
продолжить работу с текстом.
Воспитательные:
воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации
успеха на уроке;
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний
3. Пробное учебное действие
4. Закрепление
5. Физкультминутка
6.
Закрепление
7. Рефлексия
Самооценка
– Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
– Напишите словарный диктант
Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, просьба, синтаксис, салют, рюкзак, баскетбол, спортсмен, хоккей, матч.
Новое слово:
Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.
А сейчас Ваня расскажет, кто же ввел этот знак в русский язык.
Тире
· ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] tiret, от tirer растягивать) один из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике»)
– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Т
Ф
И
Р
Ю
Х
Е
Н
Ф
Х
Ю
М
Н
Е
Н
Ж
Ф
Х
Д
У
Ю
П
О
Д
Н
Х
Ц
Л
Е
Ц
Х
Ж
Н
А
Ю
Ц
Щ
Х
И
М
Н
Ф
И
Ю
Ц
С
Ю
Х
К
Н
Ф
А
Ю
З
У
Х
Ц
Е
Ф
Н
М
Ю
Х
Ы
Ф
М
– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.
Беседа:
Что нам уже известно в названии темы нашего урока. Что вы знаете? Что умеете? Чему должны научиться?
– Рассмотрите записанные на слайде предложения.
Чтение - вот лучшее учение.
Хорошая книга - просто праздник.
Книга - это история народов Земли.
– Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь?– Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении.– Укажите, чем выражены главные члены предложения.
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Сказка
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. Ты одеваешь часто мою маску, сказало Подлежащее, а мне это не нравится.Сказуемое обиделось: Откуда ты взял? Когда это бывает? Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. Я помирю вас, сказал он, встану между вами, и никто уже вас не спутает.И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.
Задача к сказке.
Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.
– Выполните упражнение 169 (предложения 1, 7 у доски и в тетради).
– Выполните синтаксический разбор предложения
Чтение – это беседа с мудрецами.
- Выполнение упражнения 171 (сам-но)
Мы писали и устали,Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три.Руками похлопали: раз, два, три.Сели, встали, встали, селиИ друг друга не задели.Мы немножко отдохнёмИ опять писать начнём.
Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.
Весна – утро года. Она улыбается людям. По утрам лужи еще покрывает тонкий лед. В ложбинках чернеет снег. На пригорке появились первые цветы. Они нежны и хрупки. Просыпаются и деревья.
Тест:
Есть ли на месте пропуска тире?
Соловейранняя пташка.
Его песнипривлекают всех.
Яркое солнцерадость соловью.
Кукушкане соловей.
Её кукованиевот момент для вопросов и ответов..
Ученики готовят себя к занятию.
Ученики записывают диктант
Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение.
Ученики расшифровывают название урока:
Тире между подлежащим и сказуемым.
Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире.
Ученики записывают предложения:
1. Земля – кормилица.2. Азбука – к мудрости ступенька.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки
Учащиеся выписывают предложение
Весна – утро года.
Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым
Цель: мотивация детей на работу.
УУД – личностные
УУД – познавательные, регулятивные, личностные
УУД – познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные
УУД – познавательные и регулятивные
УУД – личностные
УУД – познавательные и регулятивные
Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку
15