РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Образование и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья относиться к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Проблемы объясняются многими обстоятельствами и сложностями социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психологическую, так и социальную природу, проявляться в разной степени выраженности. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) вхождение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
На сегодняшний день МАУ НГО «Центр творчества» (далее Центр) являются той уникальной средой, где все дети, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, имеют возможность общаться, взаимодействовать и реализовывать себя в различных видах деятельности. Обучающиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе в школе. Это позволяет им легче адаптироваться и социализироваться в современном мире. Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности  ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
Центр осуществляет воспитательно-образовательный процесс с обучающимися в детских творческих объединениях. Для занятий с детьми в смешанных группах, в детском творческом объединении мной специально была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладного творчества». Основная цель которой создание условий для развития у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе знакомства с основами декоративно-прикладного творчества, а так же получению возможности позитивной индивидуализации и социализации ребёнка, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья через освоение приемов работы с различными художественными материалами и техниками. По данной программе обучаются дети с ОВЗ: с нарушениями слуха; с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата, а так же учащиеся коррекционных классов VII вида.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к результатам своего труда, формирование трудовых навыков. В процессе занятий развиваются: восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук); зрительно-двигательная координация, внимание, память; изобразительные, художественно-конструкторские способности; творческая индивидуальность. Интенсивно развиваются познавательные процессы. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
В программу включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, бисероплетение, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, поделки из бумаги и ниток. Творческая работа с разными художественными материалами с использованием различных техник стимулирует интерес детей к  прикладному творчеству и  является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Во время проведения занятий использую различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяются различные дидактические игры. Они подобраны с учетом возрастных, психолого-физических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, в процессе работы необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-минуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и помощи в создании ребенком выразительного художественного образа используется музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.
В ходе усвоения детьми содержания программы необходимо учитывать темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям предлагаю более сложную конструкцию, менее подготовленным - работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Итогом обучения детей, по данной программе можно считать повышение творческой активности детей. Совершенствуя навыки трудовой деятельности ребята создают практичные и полезные вещи для себя и своих близких, изготавливают подарки и сувениры к праздникам, оказывают посильную помощь в дизайне, украшении и оформлении школы, класса, своего дома. Ребята принимают участие в благотворительных акциях, школьных ярмарках. Проводят тематические мастер-классы для ребят младших классов. Вместе с ребятами мы регулярно организуем выставки декоративно-прикладного творчества в учебном кабинете, в школе. Так же одним из показателей, подтверждающим полезность и значимость моей работы, являются результаты Всероссийских, Областных, Муниципальных конкурсов и выставок, на которых воспитанники становятся победителями и занимают призовые места.
В заключении хотелось бы отметить, мы, педагоги дополнительного образования, не имеем возможности помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить другую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать широту внешнего мира.