Программа правовой грамотности для начальной школы (1-4 классы, осваивающие АООП НОО с ОВЗ). Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы

Программа правовой грамотности для начальной школы
(1-4 классы СКК). "Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках реализации программы для начальных специальных коррекционных классов VII типа раздел по изучению прав и обязанностей детей в отдельный предмет не выносится. Однако в современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки, формирование основ правильного выбора наглядно реализуется через просмотр мультипликационных фильмов с их последующим обсуждением и подробным анализом. Данная программа успешно реализуется при изучении курса «Ваши права и обязанности», разработанного для 3-4 классов в рамках социально-педагогической программы для общеобразовательных классов «Мы вместе!».
При внедрении курса «Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы» учащиеся знакомятся со статьями Конвенции о правах детей, а потом в ходе просмотра мультипликационных фильмов, анализируют ситуации, происходящие со сказочными героями, соотнося их поведение с правовыми нормами.
Удачной формой для изучения прав и обязанностей личности является особая форма арт-терапии- мульттерапия. И ни для кого не секрет, что формирование личности человека начинается в раннем детстве, а основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются сказки и мультфильмы.
Мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация – так называется анимация, в переводе с латинского означающая “душа”, “одушевление” или “оживление”. Мультипликационные фильмы любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, образцы хорошего и плохого поведения, этические нормы и законы. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок получит возможность научиться воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повысить осведомлённость школьника, развивают его логическое мышление и воображение, формируют его мировоззрение. Таким образом, мультфильм это эффективное средство воспитания ребёнка.
Очень важно, чтобы ребенок знал, как правильно себя вести в различных опасных ситуациях на улице, дома, школе? Занятия с использованием мультфильмов в увлекательной и доступной форме, с привлечением сказочных персонажей, легко и быстро научат ребенка основам безопасности и помогут избежать или правильно действовать во многих трудных жизненных ситуациях.
Интересные занятия не оставят школьников равнодушными. Следя за событиями из жизни героев мультфильмов, обучающиеся будут одновременно получать полезные знания, необходимые для успешной социальной адаптации младшего школьника.
Доступная форма изложения, красочно представленный материал, интерес детей к данной форме проведения мероприятия, несомненно, являются положительными моментами данной программы. Эффективность такой формы организации обучения и воспитания школьников позволяет приблизить школьное обучение к жизненным реалиям. Особый интерес обучающиеся проявляют при выполнении творческих заданий, позволяющих выявить индивидуальные творческие способности личности ребенка.
Участники программы: обучающиеся для начальных специальных коррекционных классов VII типа 1-4 классов.
Цель программы:
формирование правовой культуры учащихся через использование мультипликационных фильмов соответствующей тематики.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям воспитанников для более эффективного изучения прав и обязанностей обучающихся.
Формировать умения различать положительные и отрицательные поступки;
Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям и преступлениям.
Повышать познавательный интерес к предмету;
Воспитывать внимание и развивать речь учащихся через анализ и обсуждение ситуаций из мультфильмов.
Объект: советские и современные русские мультфильмы.
Предмет: анализ ситуаций из жизни героев мультиков с точки зрения правовой ответственности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних.
Отсутствие правонарушений и преступлений среди младших школьников.
Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям, ПАВ;
Способствование повышению учебной мотивации;
Знание основных прав и обязанностей обучающихся.
Формирование умения анализировать и оценивать поведение людей.
в рамках изученного материала познавательные и практические задания.
Использование полученных знаний для правовой оценки конкретных поступков людей.
Расширение кругозора, лингвистического запаса слов через работу с терминологией и понятийным аппаратом.
Новизна программы заключается в использовании советских мультипликационных фильмов для изучения основ правоведения.
Форма проведения занятий – просмотр, обсуждение и анализ мультипликационных фильмов.
Режим занятий – занятия проходят один раз в неделю в течение 1-2 астрономических часов.
Тематические разделы программы:
1.Вечные вопросы - вечные ценности
2. Моя семья.
3. Права и обязанности
4.Правонарушения и ответственность
5.Хочу быть успешным.

Подведение итогов реализации занятий – в ходе социально-педагогической игры «Путешествие в страну Мультляндию».
Диагностика (входящая/промежуточная/итоговая). Анкетирование. Пред-тест и пост-тест. Работа в рабочей тетради, разработанной для данного курса. Выполнение творческих заданий и тестов. Использование графических методик для выявления разнообразных личностных качеств (тест «Кружево»(рабочее качества); тест «Отыщите в себе зверя»; «Чем живет ваша душа?»; тест «Отражение»; тест « Постройте мост» и др).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
Занятие
 
Форма занятий

1.
Знакомство. Правила работы в группе.
Вводное занятие.
1
Игра “Знатоки права”

2.
Вечные вопросы -вечные ценности.
Что такое хорошо и что такое плохо?
2
М/ф “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, анализ и обсуждение.

 
 
Правдивое слово дороже золота.
2
М/ф «Замок лгунов», анализ и обсуждение.

 
 
Спешите делать добрые дела.
2
М/ф «Просто так!», анализ и обсуждение.

3
Моя семья.
Вместе весело шагать по просторам
2
М/ф “Про мамонтёнка”, «Колобок», анализ и обсуждение.

 
 
Дружба крепкая не сломается...
2
М/ф “Вини – Пух”, “Снежная королева”, «Капитошка», анализ и обсуждение.

 
 
Доброе слово и кошке приятно.
2
М/ф “Варежка”, “Каштанка”, «Живая игрушка», анализ и обсуждение.

4
Права и обязанности.
Я имею право быть!
2
Повторение статей Конвенции о правах ребенка (в картинках). «Смешарики». Азбука прав ребенка. М/ф “Волк и семеро козлят”, анализ и обсуждение.

 
 
Учеба: право или обязанность?
2
М/ф “На задней парте!”, “В стране невыученных уроков!”, анализ и обсуждение.

 
 
Азбука безопасности в школе и дома.
2
М/ф “Смешарики”, анализ и обсуждение.

 
 
Все на свете очень интересно.
2
М/ф «Коля, Оля и Архимед», анализ и обсуждение.

5.
Обобщение изученного.
Опасные игры.
1
Фрагменты мультипликационных фильмов «Как Медведь трубку курил», «Ну -погоди!»

6
Правонарушения и ответственность
Профилактика ПАВ
2
М/ф“Ну – погоди!”(выпуск 24), анализ и обсуждение.

 
 
Берегись, хулиганы!
2
М/ф “Ну – погоди!”(выпуск 15), “Про обезьянок”, анализ и обсуждение.

7
Хочу быть успешным
Давайте жить дружно.
2
М/ф “Веселая карусель”, “Кот Леопольд и его друзья», анализ и обсуждение.

 
 
Белая ворона или уникальный человек.
2
М/ф «Чертёнок №13», анализ и обсуждение.

 
 
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
2
М/ф “12 месяцев”, анализ и обсуждение.

 
 
Все зависит только от тебя.
2
М/ф “Ивашка из Дворца пионеров”, “Вовка из тридевятого царства», анализ и обсуждение.

8
Игра «Путешествие в страну Мультляндию»
Игра “Правоведы”
1
Фрагменты мультипликационных фильмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов В.В. Изучаем права человека, -М.: «Вита-Пресс», 1996.-31с.
Барлыкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе. (“Начальная школа”, 1998, № 2.)
Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2004.
Гальцова Е.А. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия, -Волгоград: Учитель, 2007.-127с.
Королева З. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-304с.
Мои права: справочник для учащихся начальной школы /Рук. Авт. Коллектива Е.А. Певцова; и др.; под общ. ред. Е.А.Певцовой.-М.:Новый учебник, 2008.-77с.
Сказка о тебе и о других (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей»), М, 2005,-127с.
Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл.), М: Вита –Пресс, 1996).
Шабельник Е.С. Права ребенка. М., 1996.

Заголовок 1 Заголовок 315