Сообщение Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:
- включенность учащихся во внеурочную деятельность ;
- результативность участия в мероприятиях различного уровня;
- рост социальной активности обучающихся (социальные практики);
- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);
- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),
- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Результативность внеурочной деятельности.
Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния .
При этом следует рассмотреть следующие аспекты:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используются бланки, которые заполняется классным руководителем раз в полугодие.
Охват учащихся 1 а класса внеурочной деятельностью (Таблица 1)
Участие учащихся 1а класса во внеурочной деятельности (Таблица 2)
Диагностика достижений две таблицы (3 и 4)
Таблицы позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей в делах класса и школы.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего и основного образования ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это последствие результата, влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
В качестве диагностических приемов и методик мониторинга можно использовать:
-педагогическое анкетирование;
-контрольно-оценочные методики;
-тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Уровень Особенности возрастной категории Действия педагога
1 уровень
(1 класс)
Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.
Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по само воспитанию (самоизменению).
2 уровень
(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, кол лектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой сис темы .
3 уровень
( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания.
Эффективность внеурочной деятельности
Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность . Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производит c я в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.
Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики:
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности.
Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога.
При изучении эффективности внеурочной деятельности используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда воспитанникам