Урок памяти «Никто не забыт и ничто не забыто»


Урок Памяти «Никто не забыт и ничто не забыто»

Оформление класса: На столе портреты молодогвардейцев. Возле них - маленький букет полевых цветов или гвоздики, свеча в подсвечнике.

На доске: Урок Памяти
Никто не забыт и ничто не забыто

Как живет в нас, наружу
не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце
болит Краснодон.

Слово учителя. Проходят годы, десятилетия. Ветры развеяли гарь пожарищ, дожди размыли и заравняли воронки от взрывов. Время тоже потрудилось и сделало боль утрат не такой острой. А что же с памятью? В памяти старшего поколения украинцев имена и образы тех, кому мы обязаны жизнью, останутся навсегда. А как же с молодежью? Вы - помните? Ведь народ, потерявший историческую память, лишится национальной самостоятельности, гордости. Слава Богу, мы, украинцы, - народ, который чтит и знает имена и события, которые стали Историей родного края, страны.

Слышен звук метронома. Звучит в записи голос Левитана (или текст читает хорошо подготовленный ученик.)

“Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года, в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря”
1ведущий. В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и штыковых.
2в. Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули,
И в память о них по всей Украине
Горят сегодня вечные огни.
Звучит песня «Эх, дороги», (используется диск – творческий проект «Поэзия военных лет», подготовленный учениками 11 класса гимназии)
Учитель. Гитлер составил план уничтожения славянских народов, в первую очередь русского, украинского, белорусского. Европейскую часть СССР предполагалось заселить немецкими колонистами. Вдумайтесь, ребята, какую судьбу готовили нам фашисты: судьбу рабов!
3в. Родина!
Пламя
ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» –
Родина.
Учитель. Да, роль рабов – не для нас. Но вдумайтесь, какой ценой добывалась свобода. Помните: из каждых ста воевавших домой вернулись только трое. А чем измерить слезы боли и отчаяния? Человечество научилось убивать, но не изобрело еще единицу измерения горя.
4в. Для Луганщины, как и для всей страны, наступило время, омытое слезами матерей и детей, кровью отцов и братьев. Разоренные города и села. Не золотые, а черные, выжженные пшеничные нивы. Растоптанные мечты и несбывшиеся надежды.
Чтец. Война взломала даже
демографию.
И в сорок – трижды
проклятом году!
В школярские ребячьи биографии
Внесла немыслимую чехарду.
Измерив жизнь иными
Величинами,
Во взрослый мир вошли вы
напрямик –
Став чуть ли не матерыми
Мужчинами,
О юности не вспомнив ни на миг
1в. О ком это?
2в. Как живет в нас наружу
не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце
болит Краснодон,
3в. Мы не все здесь бывали, но мучил
нас он,
Как застрявший осколок
свинца –
И не в шурф их бросали,
а в наши сердца,
В нашу память, что с нами
болит до конца,
В нашу гордость народа-бойца

Ученик зажигает у портретов молодогвардейцев свечу. Звучит песня «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты»).
1в. Восстановим хронику тех дней.
2в. Краснодон. 20 июня 1942 года. Город сдан врагу. В немом ожидании замер город. Но это было ожидание не покоренных, не смирившихся.
Чтец. – Не ходите на Русь! – Мономах обращался к соседям.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! –
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе правоту этих слов
Справедливым мечом доказал.
1в. – Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Вся страна поднялась на святую борьбу!
3в. Фашисты установили «новый порядок», где себе присвоили роль» высшей расы», «господ», а краснодонцам – рабов.
4в. В ночь на 24 сентября гитлеровцы живьем закопали в городском парке 32 человека – шахтеров и партийных работников. Такое терпеть нельзя, забыть – невозможно.
1в. На следующий день было проведено экстренное совещание комсомольских организаций Краснодона и прилегающих к городу поселков. Была создана подпольная организация, по предложению Сергея Тюленина названная «Молодая гвардия».
К концу 1942 года она насчитывала 92 человека На протяжении всего трех месяцев существования она каждый день представляла реальную угрозу фашистскому режиму в городе. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, чтобы очистить тылы от партизан.
А теперь представьте себе, что этим «партизанам» было от 14 до 21 года!
2в. Я так решил, и это я исполню.
Всю жизнь отдам за Родину свою,
За наш народ, за нашу дорогую,
Прекрасную Советскую страну!
Это строки - из стихотворения Олега Кошевого.
Всего три месяца действовала организация «Молодая гвардия» – и бессмертие. Что же они совершили?
3в. Среди особенно нашумевших операций подпольщиков были:
Освобождение 20 советских военнопленных, обреченных на гибель в здании первомайской больницы.
4в. Освобождение 70 военнопленных из волчинского лагеря.
3в. Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг.
4в. Подпольщиками было отбито у немцев стадо скота (около 500голов), подготовленное к отправке в Германию.
3в. В канун 25 годовщины Великой Октябрьской революции молодогвардейцами были вывешены красные флаги над оккупированным городом.
4в. В ночь на 6 декабря 1942 года они подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию.
3в. После каждой операции арсенал «Молодой гвардии» пополнялся оружием. К началу декабря на их складе было 15 автоматов,80 винтовок, 300 гранат, около 15000 патронов, 65 кг. Взрывчатых веществ.
4в. Ребята начали борьбу, имея лишь один револьвер и три автомата! Основной своей задачей они считали подготовку восстания при подходе войск Красной Армии городу – для этого и собирали оружие.
1в. Но главное – они сами не покорились врагу и всем краснодонцам вселяли веру в победу и свободу.
Каждый день их могли арестовать.
2в. Они знали это.
1в. Знали? Где же силы брали не бояться? Ведь понимал каждый: попади он в застенки фашистов – выхода оттуда не будет.
Чтец. Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» –
Родина!
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина
Чтец. Я часто думаю: а я смогла бы
Молчать под пытками, терпеть?
Была б героем, иль оказалась слабой?
Смогла б, как Любка, песню петь?
Где силы брали и терпенье неземное
На смерть сознательно идти?
Сломать хотели их – но умирали стоя.
Взметнулись в небо птицами мечт
С металла, что ли их характеры ковали
И в жарком закаляли их огне?
Чем жили, что такими стали?
О чем мечтали и что видели во сне?
1в. Уцелели блокноты Ивана Земнухова. Его записи – подслушанные нами мысли, мечты юного патриота. В блокноте есть стихотворение, которое, на мой взгляд, характеризует не только его, но все их поколение.
(читает с блокнота)
Нет, нам не скучно и не грустно,
Нас не тревожит жизни путь.
Измен незнаемые чувства –
Нет! – не волнуют нашу грудь.
Бегут мятежною чредою
Счастливой юности лета,
Мечты игривою толпою
Собой заполнили сердца.
Нам чуждо жизни отвращенье,
Чужда холодная тоска,
Горячей юности сомненья
И внутренняя пустота.
2в. Все они безумно любили жить и хотели жить.
Иван Земнухов мечтал стать юристом, был направлен райкомом на курсы. Закончить их не удалось – помешала война.
1в. Мечтой Сергея Тюленина была авиация. Страстно хотел стать летчиком. Занимался в авиамодельном кружке.
2в. Олег Кошевой был редактором школьной газеты, участвовал в спортивных соревнованиях, занимался в литературном кружке, писал стихи. Мечта о профессии еще не сложилась. Было ему всего 16 лет.
1в. Любовь Шевцова Была плясуньей, очень веселой, непоседливой. Все знали: она обязательно станет артисткой.
2в. Ульяна Громова была очень серьезной, основательной. Любила стихи и любила мечтать.
Чтец. Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега,
Но подымались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно
Можно убить -
Меня.
Нас убить –
Невозможно.
3в. Из следственных документов по делу краснодонской полиции: (читает) «Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешениеИван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились в глаза..."
Чтец. Не дай, Бог, нам случись такое?
Смогли б героями мы стать?
Есть ли у нас заветное, святое,
Чего не растоптать и не предать?
Не знать бы лучше! Ну, а вдруг случись,
Отчизны мы не предадим!
Пусть время мчится, мчится, мчится,
В родном краю герои будут!
Донбасс и Украину защитим!
Учитель. Так наш народ шел к Победе. Упрямо. Самоотверженно. С верой. Иначе быть не могло. Помните? Из каждых ста воевавших домой вернулось только трое. А героями были все: и возвратившиеся, и погибшие, и те, кто сражался с врагом в тылу врага. Мы помним о них.
Немалый вклад в победу внесли и наши земляки-троичане. Пускай имена наших юных патриотов не знают за пределами района. Но для нас они дороги. Они для нас – герои, и их имена навечно в нашей памяти рядом с именами молодогвардейцев, А.Матросова, З. Космодемьянской.
1в. Наш поселок оккупанты захватили 8 июля 1942г. Установив режим жестокого террора, они замучили и расстреляли 25 человек, угнали на каторжные работы в Германию 139 юношей и девушек.
2в. Жители не покорились врагу. Они прятали и уничтожали продовольствие, укрывали бойцов Красной Армии, попавших в окружение, тормозили восстановление гитлеровцами маслобойного завода и мельницы.
1в. Когда фашисты подходили к селу, комсомолец-инженер С.Барабаш занимался демонтажом завода. Но вывезти оборудование не удалось. Рабочие спрятали важнейшие части завода. Без них завод запустить было невозможно.
2в. Когда оккупанты решили наладить производство, они вызвали С. Барабаша. Но никакие угрозы не заставили комсомольца работать на врага. Гитлеровцы подвергли его жестоким пыткам, затем, 16 января 1943 года расстреляли.
(рядом с портретами молодогвардейцев ученик ставит портрет С.Барабаша)
3в. Стихийно возникла в первой половине декабря 1942годаподпольная группа в селе Воеводское. Командиром стал коммунист А.П. Врачевский, заместителем – комсомолец А.П.Патраков. В состав группы входили комсомольцы И. Киян, М.Чернявская, Е. Харченко.
4в. Они читали жителям газеты, которые находили на полях. Их разбрасывали советские самолеты. Собирали оружие, уничтожали полицейских, над зданием Воеводской управы вывесили красный флаг.
1в. Житель села Новочервоное Супрун Михаил, в то время подросток, неоднократно перерезал телефонный кабель, который соединял Новочервоное с Нижней Дуванки
2в. Подростки из Новочервоного Симирня Тимофей, Токарь Федор выкрадывали у немцев оружие, собрали 5 винтовок, карабин, 4 ящика патронов, 2 автомата, станковый пулемет, и все отдали партизанской группе.
Чтец. Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
3в. Героический подвиг во время войны совершил наш земляк, совсем мальчишка тогда, Василий Яковлев. Во время наступления, чтобы не сорвалась важная операция, чтобы спасти жизнь своих товарищей, он грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. Не увидел герой светлого дня Победы. Но в памяти земляков его имя останется навсегда.
(рядом с портретами ставится портрет В.Яковлева)
4в. На здании школы, в с.Новознаменка, где он учился, установлена мраморная мемориальная доска. На его родине, в с. Ромашовка, установлен памятный знак на том месте, где стоял дом, в котором прошли его детство и юность.
Чтец. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки,
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье.
В разработке использованы стихи А.Твардовского, В.Кочеткова, Р.Рождественского, В.Фирсова, Л. Ляшенко, ученицы Троицкой гимназии.







Заголовок 1 Заголовок 215