Доклад Краеведческая исследовательская деятельность, как средство воспитания патриота
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония»
Городской методический семинар
«Теория и практика организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях города Братска»
Доклад
«Краеведческая исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриота»
Подготовила: Воропаева Ольга Валерьевна, педагог дополнительного
Образования МБОУ ДОД ДТДиМ «Гармония»Братск 2015г.
Большое поле деятельности при работе со школьниками в краеведческом музее открывается для проектной и поисково-исследовательской деятельности. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей. Способствует воспитанию чувства патриотизма, гражданского долга и любви к родному краю.
Исследовательская деятельность ребенка начинается с мотивации, имеющей личностный характер. Необходимо активизировать познавательную потребность и обеспечить условия её реализации.
Поисково-исследовательская деятельность способствует развитию творческой личности ребенка. Ребенок овладевает элементарными сведениями о приемах и способах научного поиска, происходит творческое усвоение знаний.
Мои воспитанники занимаются исследовательской деятельностью, активно участвуют в городских, всероссийских и международных конкурсах и занимают призовые места.
В городской научно-практической конференции «Из глубины веков, посвященной 1150-летию Российской государственности» Лумбина Карина, Севостьянова Ирина получили дипломы (2012г.)
В городской научно-практической конференции «Город Братск: становление, развитие, перспективы» Севостьянова Ирина и Солдатов Александр получили дипломы 1-й степени (2012г.)
Семья и учреждение дополнительного образования дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования, воспитания патриотизма и творческого развития детей. Патриотизм в первую очередь начинается с любви к малой родине и своей семье.
Севостьянова Ирина, учащаяся объединения «Краеведение» за исследовательскую работу «Загляни в семейный альбом» получила диплом 1-й степени.
В конкурсе исследовательских проектов «Территория творчества» мои воспитанницы получили дипломы I и II степени.
Исследовательские работы обучающихся в объединении «Краеведение» размещены на сайте международного детского фестиваля «Южный полюс».
Краеведы изучают растительный и животный мир родного края, его особенности. Это вызывает у них чувство сопереживания и ответственности. Оказывает влияние на формирование бережного и внимательного отношения к природе.
Мои воспитанницы стали победителями городского конкурса фотографии «Природа родного края».
Обучающиеся объединения «Краеведение» вместе с педагогом занимаются экспедиционной работой.
В июне 2011 года была организована краеведческая экспедиция в Нижнеудинский район, п. Вознесенский.
Участники экспедиции вели исследование по изучению истории Нижнеудинского района. Изучали быт и культуру народа Тофаларии. Причудливые скалы ордовикских песчаников п. Вознесенский позволили участникам экспедиции увидеть геологическое прошлое Приангарья.
В августе 2012 года была организована недельная краеведческая экспедиция на берег Братского моря. Там ребята изучали форму рельефа местности, читали топографические карты Братского района, проводили заседания краеведческого клуба. Был организован экологический десант по уборке берега Братского моря от мусора.
Обучающиеся Дворца в июне 2013 г. стали участниками летней региональной школы – лагеря по Байкаловедению «Крохалята», которая проходила на базе лагеря «Эколог» п. Листвянка. В лагере собрались дети (более 90 человек) с разных уголков Иркутской области - победители экологических конкурсов. Для них были организованы разнообразные экскурсии, походы на Пик Черского и на кругобайкальскую железную дорогу.
Занятия по Байкаловедению проходили в Байкальском музее, где научные руководители музея читали лекции и проводили практические работы по темам: растительность Прибайкалья, методы изучения Байкала, рыбы Байкала, нерпа Байкала, Байкальская вода и минеральные воды Прибайкалья, экосистема Байкала и др.
После обучения в лагере проводилась интересная досуговая программа. Отрядам давались задания подготовить конкурс, музыкальный номер, придумать и обыграть сценку, велась проектная деятельность.
Итогом окончания школы - лагеря стала областная олимпиада по Байкаловедению. Всем участникам выдали сертификаты об окончании обучения по программе «Байкаловедение» (68 часов).
Учащиеся объединения «Краеведение. Исследовательская группа» проводят экскурсии в музее: в комнате боевой славы, по экспозиции «Быт Приангарья». Также участвуют в проведении разнообразных мероприятий.
Мои воспитанники участвуют в акции «Цветы на граните», изучают памятные места города Братска.
Большая подготовка проходит к празднику Победы в ВОВ. Краеведы готовят поздравительные открытки для ветеранов, посещают их на дому, берут интервью, разрабатывают виртуальные экскурсии. 9 мая дарят цветы и открытки ветеранам.
Благодаря краеведению обучающиеся имеют возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Изучение родного края, боевого и трудового пути своих предков даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, приобщает к творческой деятельности, способствует воспитанию чувства патриотизма и гражданственности.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 3, 2006г.
Г.В. Гордиенко. Использование педагогических технологий в целях активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. № 6, 2004г.
Гусар. О. Научный проект как средство формирования творческой личности учащихся// История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - №11, 2010.
Копейкина Г.А. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности через краеведческую работу с учащимися. – М., 2011.
Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001 .
Туманов В.Е. Школьный музей- хранитель народной памяти. - М., 2006г.