План — конспект урока Национальная кухня народов России
План - конспект урока
Тема: Национальная кухня народов России
Цель: Ознакомление с краткой характеристикой национальных кухонь народов России.
Задачи:
сформировать знания и умения по технологии приготовления старинных русских блюд
воспитывать бережное отношение к национальной кухне и людям разных национальностей
развивать инициативность учащихся в процессе урока, интерес к истории развития русских национальных блюд.
Оборудование и ресурсы: Компьютер, технологические карты, карточки- задания, рабочая тетрадь.
Отличительные особенности данного урока: Самостоятельный поиск в сети Интернет информации по теме (в виде домашнего задания)
Работа учителя на уроке:
Постановка учебных задач
Организация работы учащихся с использованием технологических карт, карточек- заданий
Организация практической работы ребят.
Консультирование учащихся в процессе практической работы.
Дегустация национальных блюд
Подведение итогов работы.
Описание деятельности учащихся:
Учащиеся работают в Интернете в поисках нужной информации (домашнее задание)
Практическая работа учащихся
Межпредметные связи на уроке: История: исторические справки о происхождении различных блюд, продуктов; география: природные факторы и климатическое расположение других стран, повлиявщие на национальную кухню России; русский язык и литература: пословицы и поговорки; информатика: использование ПК.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка наличия учащихся и готовность их к уроку.
II. Сообщение темы и цели занятия.
1. Сообщение познавательных сведений.
Питание - одно из главных условий существования человека. Кол-во, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на жизнедеятельность организма. Вот почему искусство приготовления пищи (кулинария) является одной из самых древних областей человеческой деятельности, ведущих свое происхождение от первобытных людей. Постоянно общаясь с окружающей природой, человек направил свои первые трудовые усилия на добычу и производство продуктов питания.
Для добычи пищи первобытные люди объединялись в племена, сообща охотились, занимались земледелием. Сходные условия жизни, общение людей между собой привели к созданию сходных форм материальной и духовной культуры.
2. Лекция с элементами беседы и записью в тетрадь.
Гастрономические привычки и пристрастия каждого народа складывались на протяжении многих веков. Постепенно создавались национальные кухни, являющиеся неотъемлемой частью всякой национальной культуры. Сегодня у каждого народа России есть своя национальная кулинария, для которой характерны свои, отличные от других, национальные блюда.
Вопрос: - Какие национальности проживают на территории России? ( Русские, татары, башкиры, немцы, армяне, молдаване, казахи и др.)
- Назовите их традиционные блюда? ( Бешбармак, бигус, шашлык, мамалыга, плов)
В основе каждой национальной кулинарии лежат два главнейших фактора, тесно связанных между собой: набор исходных продуктов и способ их обработки.
Набор исходных продуктов целиком определяется тем, что дает природа и материальное производство – земледелие, животноводство, разнообразные промыслы. Это, в свою очередь означает, что на специфи ческие особенности национальных кухонь оказывают влияние географическое положение страны, ее климатические и экономические условия.
Так, в национальных кухнях стран, граничащих с океанами и морями, преобладают блюда из рыбы и продуктов моря, в национальных кухнях стран, расположенных в лесостепных районах, - блюда их продуктов животноводства и лесных промыслов. Народы, населяющие южные страны, для приготовления национальных блюд используют больше овощей и фруктов.
Географическое и климатическое положение отдельных стран обусловило также различное использование в пище вкусовых веществ. Например, народы юга используют для приготовления блюд больше специй, приправ, острых соусов. Народы севера предпочитают менее острую пищу.
Однако набор исходного сырья еще не определяет характера национальной кухни. Используя один и тот же продукт, разные народы в процессе приготовления блюда придают ему свой неповторимый вкус.
Вопрос: - Приведите пример такого продукта (Рис)
Он служит основой питания многих народов, населяющих юг страны. Но блюда из риса, приготовленные, например, узбеками, казахами или русскими, воспринимаются совершенно по – - разному. Это объясняется тем, что каждая национальная кухня, используя одно и то же сырье, применяют различную технологию и приемы тепловой обработки, своеобразные, присущие только ей сочетания продуктов.
Большое значение для развития национальных кухонь имело использование огня. И тут особенности географического и климатического положения отдельных народов обусловили создание в различных климатических зонах разнообразных видов очагов, что, в свою очередь, повлияло на способы тепловой обработки исходного сырья, виды посуды.
Так, суровый климат России привел к появлению русской печи, которая служила одновременно и для обогрева жилья, и для приготовления пищи. Особенности этого очага определили и основные способы тепловой обработки продуктов, свойственные русской кухне: варку, тушение и запекание.
Народы южных стран создали очаги, в которых для приготовления пищи используют открытый огонь (жарка на вертеле, решетке). Такой очаг располагают вне жилища, т.к. благодаря теплому климату оно не нуждается в обогреве.
В зависимости от климатических условий очень часто находится и режим питания различных народов. Как правило, южане утром употребляют мало пищи, зато обед и ужин у них обильные.
На особенность национальных кухонь влияли религиозные обычаи, система культовых запретов, старинные обычаи, регламентировавшие образ жизни. Так большинство мусульман не употребляют свинины ( народы Индии, исповедующие индуизм, исключают продукты животного происхождения, китайцы совершенно не употребляют молочных продуктов).
Т.о. национальная кулинария создается национальной общностью людей, общностью свойственных им особенностей вкусовых восприятий. Кулинария – одна из наименее изолированных частей национальной культуры. Существует взаимопроникновение и взаимовлияние национальных кухонь. Мы можем найти много общего, например, между армянской и болгарской национальной кухнями , которые, в свою очередь, заимствовали многое у турецкой кулинарии. Немало схожих национальных блюд у народов Закавказья и Средней Азии, что позволяет нам говорить об общекавказской, среднеазиатской кухне.
Но это взаимовлияние национальных кухонь, не исключает их самобытности, т.к. каждый народ придает любым кушаньям, в т. ч. и созданным представителями другой национальности, свой особый вкус. Многие национальные блюда становятся общими для всех народов, населяющих нашу страну. Любой стол могут украсить и русские пироги, и украинский борщ, и узбекские пловы, и грузинские шашлыки и армянская толма.
Русская кухня, как и любая другая национальная кухня, сложилась под влиянием различных природных, социальных, экономических и исторических факторов. Главная особенность русской национальной кухни – обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. С незапамятных времен русские люди занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, раньше многих других народов Европы и Азии открыли секрет изготовления дрожжевого теста. Вот почему, для русской кулинарии характерно обилие выпечных изделий: всевозможных пирогов и пирожков, кулебяк, калачей, пышек, шанежек, расстегаев, оладий, блинов, сочней и др.
Кроме изделий из муки, для традиционной русской кухни характерен также широкий ассортимент блюд из различных круп: каши, запеканки, крупеники. Причем национальное русское кулинарное искусство за многие века своего развития сумело создать замечательные образцы сочетания круп с др. продуктами – овощами, молоком, творогом, яйцами, рыбой и т.д.
3. Историческая справка.
В народных сказках и преданиях каша олицетворяет богатство, благополучие. «Щи да каша - пища наша», - говорил народ.
Вопрос: - А какие вы знаете стихи, пословицы и поговорки на эту тему? (ответы уч-ся)
– Хороша каша, да мала чаша;
- Гречневая каша – матушка наша.
Вопрос: Хотите послушать сказку?
Чтение сказок: «Сказка о Крупеничке» и «Иванова каша» (предложить прочтение учащимся)
(Литература : учебник «Технология 5 – 11 класс», стр. 36 – 38.)
4. Продолжение беседы
Вторая отличительная особенность русской национальной кулинарии – разнообразие приемов тепловой обработки продуктов. Из них наибольшее распространение получили варка, тушение, запекание и выпекание.
Третья особенность заключается в том, что, используя различные продукты, народные кулинары создали целые группы своеобразных блюд, принесших нашей национальной кухне заслуженную славу во всем мире. Это выпечные изделия и изделия из крупы и рыбы. Ни в одной кухне мира нет такого широкого ассортимента рыбных, мясных и овощных закусок и холодных блюд. Кстати, русское слово «закуска» прочно закрепилось и в некоторых зарубежных кухнях.
С глубокой древности и до наших дней сохранился чрезвычайно богатый, всегда восхищавший иностранцев ассортимент первых блюд (щей, борщей, рассольников, солянок и др.)
Одних только щей в русской кухне насчитывается свыше 60 видов: щи кислые с мясом, рыбой, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы т и пр.
Из сладких блюд и напитков распространены кисели, преимущественно густые, компоты, квасы, морсы т.д.
ВЫВОД: Русская кулинария всегда оставалась и остается самобытной и оригинальной. В процессе исторического развития меняется рацион питания, появляются новые продукты, новые блюда.
В настоящее время, когда значительно расширились экономические, политические, культурные связи нашей страны с другими странами, возрос интерес к русской национальной кухне. Это возлагает большую ответственность на кулинаров, от которых, в конечном счете зависят ассортимент и качество блюд, составляющих гордость русской кухни и принесших ей мировую славу.
5. Практическая часть
Работа в группах.
1 - просмотр электронные презентации «Блюда национальной кухни»
2 – работа с технологическими карточками «Технология приготовления русских щей и каши пшенной»
6. Закрепление изученного материала « Занимательная викторина».
7.Обобщающая беседа
Вот и завершился наш урок. Много мы сегодня услышали и узнали о национальных кухнях разных народов. Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания об особенностях разных кухонь и питании наших предков, научились технологии приготовления блюд: русские щи и каша пшенная. Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа и родных вам других национальностей.
Выборочная проверка тетрадей и оценивание учащихся.
8.Домашнее задание:
– подготовить интересное сообщение о национальной кухне народов Урала - НРК
- составить технологическую карту любимого семейного блюда.
13PAGE 15
13PAGE 14115