Технологическая карта урока по ФГОС «Природный комплекс» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014


Технологическая карта урока
Предмет география
Класс 6
УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014
Тип урока Урок открытия новых знаний
Тема урока «Природный комплекс»
Цель урока формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся при изучении природных комплексов
Задачи урока
(планируемые результаты) 1. Научить различать природные комплексы.
2. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между образованием природных комплексов
3.Формировать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы через организацию работы в группах
Методы обучения Проблемной метод, метод дискуссии, групповой метод
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяв парах, групповая, индивидуальная
Средства обучения компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, атласы, учебник.
№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Познавательная Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
1 Организационный этап. Приветствует учащихся. Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Я желаю вам, ребята, Все работы выполнять
И, желательно на пять. Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. Активно включаться в общение
осознанное построение речевого высказывания в устной форме Формирование системы знаний о Солнечной системе Использовать устную речь для аргументированного ответа
2 Проверка домашнего задания Задаёт вопросы к классу, проверяет номенклатуру
по географии Воронежской области. Демонстрируют знания по пройденному материалу Развитие мотивов учебной деятельности
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях Формирование умений делать умозаключения
Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач
3 Актуализация
темы Демонстрация - презентации
. Что такое комплекс?
Сформулируйте вопросы, чтобы получить детальное представление о ПК.
(-Из чего состоит природа? -Природный комплекс?
-Чем отличаются природные комплексы друг от друга?)Компоненты природы - из них природа состоит как из кирпичиков. Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р) Формирование навыков коммуникативной компетентности
Готовность к самообразованию
Поиск и выделение необходимой информации
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Формирование умений работы с текстом учебника Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решенииУметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения
Получать информацию в результате смыслового прочтения текста
4 Формулирование темы урока и постановка целей Обобщает и корректирует ответы учащихся. На востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды 3-х слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый из них рассматривал и пытался узнать только отдельную его часть. Даже обменявшись полученными впечатлениями, они не смогли бы «сложить» вместе верёвку, змею и колонну и дать правильный ответ. Так как нельзя узнать слона по отдельным его частям, так нельзя понять и устройство окружающего нас мира, изучая его по частям.
Рассматривая и изучая окружающее пространство, мы формируем знания о ландшафте, отдельных его компонентах.
Что такое ландшафт?
Обучающиеся формулируют тему и цели урока 5 Изучение нового материала 1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности
Что такое ландшафт?
Какие компоненты составляют ландшафт?
С чего начинается формирование ландшафта?
Когда сформировался ландшафт Воронежской области?
Каков современный ландшафт края?
Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют друг на друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т. д.)— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озер, скорость и направление течения рек.)
— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы почв, сильнее прогреваются и нагревают воздух.)Какие природные комплексы можно выделить на Земле?
Самый крупный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы, верхней части литосферы и тропосферы)-(глобальный)
Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные природные комплексы: луг, болото.
Региональные ПТК –природные зоны,области.
— Приведите примеры антропогенных комплексов. (Пашни, сады, города, дороги, пастбища и др.)
Кромсаем лед, меняем рек теченье,Твердим о том, что дел невпроворотНо мы еще придем просить прощеньяУ этих рек, барханов и болот.У самого гигантского восходаУ самого мельчайшего малька…Пока об этом думать неохотаСейчас нам не до этого. ПокаАэродромы, пирсы и перроны,Леса без птиц и реки без водыВсе меньше – окружающей природы.Все больше - окружающей среды.
- Основная мысль стихотворения?
Работают с текстом учебника, запоминают названия ПК.
оценивают их распространение(Р), анализируют предстоящую деятельность. (П)
Решают проблему, демонстрируя знания (К)
Обобщают и формулирую понятия (Р)
Узнают интересные факты. Готовность к самообразованию и саморазвитию
Формирование умений давать аргументированный ответ
Формирование навыков коммуникативной компетентности
Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Формирование умений самостоятельной работы. Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач
Работать в группах по решению общей задачи
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности
Аргументирование своего ответа
6 Физминутка«Игра «Да-Нет».
Антропогенный ландшафт – топаем
Природный ландшафт – хлопаем в ладоши:
Река, лесостепь, поле подсолнечника, фонтан, лесопосадка, родник, Калачская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Оксок-доская низменность, аэродром, озеро Байкал, ул. Луговая, пришкольный участок, стадион.Таким образом, природный комплекс (ПК)- территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы.
Сделать вывод о размерах ПК?
(Устроены ПК по принципу матрёшки: в крупном можно обнаружить ПК меньшего размера.) Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) Формирование здорового образа жизни
Технически правильно выполнять двигательные действия
7. Практикум Предлагает выполнить задание Определить горные породы по образцам.
Описание природных комплексов по плану.
Природные комплексы: 1 группа – ПК суши, 2группа – ПК водных объектов
3 группа – антропогенные ПК.
Отвечают на вопросы.
— Что такое ПТК? (ПТК (природно-территориальный комплекс) — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.)
— Назовите самый крупный ПТК Земли? (Самый крупный ПТК Земли — географическая оболочка.)
— Назовите компоненты географической оболочки. (Географическая оболочка состоит из биосферы, гидросферы, верхней части литосферы и тропосферы.)
В природных комплексах компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, обмениваясь веществом и энергией. Как этот обмен осуществляется?
Выполняют практикум
Саморегуляция, самооценивание Построение речевого высказывания в устной форме
Использовать устную речь для аргументированного ответа
7 Рефлексия Составить «Синквэйн» по теме -
Учитель выставляет оценки, скомментариями. Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). Мотивация на обучение, саморегуляцияИспользование умений и знаний при выполнении задании Использовать разнообразные источники информации
8 Домашнее
задание
Комментирует
Д/з §28
Вопросы и задания после параграфа. Записывают
домашнее задание Мотивация на обучение, саморегуляцияИспользование умений и знаний при выполнении задании Использовать разнообразные источники информации