Исследовательская работа по иностранным языкам и математике на тему Числовой компонент в лингвистике




МБОУ Гимназия №2
Выставка научно-исследовательских работ
«Твоя профессиональная карьера»

176272416096700
Авторы: Донцов Денис Денисович, Сятковский Павел Иванович
Научные руководители: учитель иностранных языков Сятковская Ярослава Вадимовна, учитель математики Донцова Ольга Юрьевна
г.о. Краснознаменск
2014 год
Краткая аннотация.
        Не секрет, что математика в школе является одним из самых сложных предметов. Ученики считают ее  сухой, абстрактной наукой. Как повысить интерес к изучению этого предмета, какие взаимосвязи существуют с другими дисциплинами? В данной работе предприняты попытки узнать больше о знаках, которыми мы пользуемся для счёта, связать математику с лингвистикой.
We all know that mathematics is one of the most difficult subjects of all. A lot of pupils think that mathematics is dry and boring. How can we motivate pupils to learn Math? How can we connect it with other disciplines? The purpose of our research work is to explore mathematics signs that we use in calculation and to connect mathematics (it) with linguistics.
Tout le monde compte que les mathématiques sont les matières les plus difficiles. Certains enfants pensent que cette discipline est très dure et ennuyeuse. Comment motiver les élèves à apprendre les mathématiques? Comment pouvons-nous unir les mathématiques avec les autres matières? Nous avons fait connaissance avec l’histoire de symboles mathématiques et nous avons essayé de trouver ces liens avec la linguistique.
Оглавление:
Введение………………………………………………………… . 5
Основная часть…………………………………………………..5
Заключение (выводы)………………………………………….. 13
Литература………………………………………………………. 14
Приложения………………………………………………………15
«Числовой компонент в лингвистике»
Сятковский Павел Иванович
Донцов Денис Денисович
Россия, Московская область, городской округ Краснознаменск,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №2, 5 класс.
Научные руководители: Сятковская Ярослава Вадимовна, учитель иностранных языков МБОУ Гимназии №2
Донцова Ольга Юрьевна, учитель математики МБОУ Гимназии №2
Аннотация.
        Не секрет, что математика в школе является одним из самых сложных предметов. Ученики считают ее  сухой, абстрактной наукой. Как повысить интерес к изучению этого предмета, какие взаимосвязи существуют с другими дисциплинами? В данной работе предприняты попытки узнать больше о знаках, которыми мы пользуемся для счёта. Мы выясняли, откуда они пришли, и кто их придумал. Пытаясь связать математику с лингвистикой, мы также проанализировали пословицы и поговорки народов других стран и распределили их по наличию числового компонента.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является изучение истории возникновения цифр и определение их связи с устным народным творчеством.
Предмет исследования: математические символы, цифры, русские, английские, французские пословицы и поговорки.
Задачи: 1. Ознакомиться с литературой по данному вопросу.
2. Изучить историю возникновения цифр.
3. Исследовать и проанализировать поговорки, пословицы народов других стран и выявить наличие числового компонента в устном народном творчестве.
Гипотеза: если проследить историю возникновения цифр, сравнить пословицы народов других стран, то можно предположить, что цифры имеют особый эмоциональный смысл.
Для доказательства гипотезы воспользуемся следующими методами исследования: изучение литературы, систематизация собранного материала, сравнение и обобщение изученного материала, анкетирование, построение графиков, таблиц, диаграмм.
Область исследования: математика, история, литература, иностранные языки (французский, английский).
Практическая ценность работы:
Данный проект может быть использован в качестве вспомогательного учебного пособия на уроках математики, на занятиях кружков и секций; на уроках литературы, а также на уроках иностранных языков при отработке соответствующих тем.
Проект может быть предложен в качестве самостоятельного источника информации для подготовки сообщений учащимися.
Электронная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия в таких дисциплинах, как математика, литература, английский язык, французский язык.
ВВЕДЕНИЕ
Кто хочет ограничиться настоящим,
без знания прошлого,
тот никогда его не поймет… Г.В. Лейбниц
        Мысль, высказанная знаменитым немецким математиком Г.В. Лейбницем очень значима, т.к. знания из истории математики могут способствовать ее лучшему пониманию. Для учащихся сопоставление истории возникновения математических знаний  с фактами, излагаемыми в программах по математике, способствует укреплению познавательного интереса к предмету, а в сочетании с другими дисциплинами - расширению кругозора, повышению общей культуры. Именно поэтому, работая над данным проектом, мы решили соединить точную науку математику с лингвистикой.
В работе рассмотрено историю возникновения математических знаков, а также употребление числовых компонентов в устном народном творчестве русского, английского, французского языков. Результаты проекта представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, а также оформлены в виде небольшой брошюры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИФР
1. Значение слова «цифра»
Цифры (от ср.-лат. cifra от араб. صفر‎‎ (ṣifr) «пустой, нуль») — система знаков («буквы») для записи чисел («слов») (числовые знаки). Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти («алфавит») знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т. н. «арабские цифры»). Сочетания этих цифр порождают дву- (и более) значные коды и числа.
Существуют также много других вариантов («алфавитов»):
римские цифры (I V X L C D M)
шестнадцатеричные цифры (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F)
цифры майя (от 0 до 19)
в некоторых языках, например, в древнегреческом, в иврите, в церковнославянском, существует система записи чисел буквами и др.Во множественном числе в обиходной речи слово «цифры» также может обозначать «числовые данные», так как любое число записывается набором цифр.
Само слово «цифра» происходит от арабского صفر ṣifr «ничего, ноль» и в современном русском языке пишется через букву «и», в отличие от слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки и др.
2. Появление цифр
Мысль о счете пришла людям в голову раньше, чем появились цифры. Люди могли сообщить друг другу, что в одном стаде животных больше чем в другом, а вот, сколько именно – сосчитать не умели.
Никто не знает, как впервые появилось число, как первобытный человек начал считать. Однако десятки тысяч лет назад первобытный человек собирал плоды деревьев, ходил на охоту, ловил рыбу, научился делать каменные топор и нож. И ему приходилось считать различные предметы, с которыми он встречался в повседневной жизни. Постепенно возникла необходимость отвечать на жизненно важные вопросы: по сколько плодов достанется каждому, чтобы хватило всем; сколько расходовать сегодня, чтобы оставить про запас; сколько нужно сделать ножей и т.п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать и вычислять.
Первыми записями чисел можно считать зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее - черточки. Но большие числа изображать, таким образом, неудобно, поэтому стали применять особые знаки (цифры).
Ещё недавно существовали племена, в языке которых были названия только двух чисел: «один» и «два». Туземцы островов, расположенных в Торресовом проливе, знали два числа: «урапун» - один, «окоза» - два и умели считать до шести. Островитяне считали так: «окоза-урапун» - три, «окоза-окоза» - четыре, «окоза-окоза-урапун» - пять, «окоза-окоза-окоза» - шесть. О числах, начиная с 7, туземцы говорили «много», «множество».
Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по латински означает «камень».
Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета (Приложение №1). Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли «вспоминателем».
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих чёрточек – десять. Эти чёрточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали (Приложение №2).
После счета по зарубкам люди изобрели особые символы, названные цифрами. Они стали применяться для обозначения различных количеств каких-либо предметов. Разные цивилизации создавали свои собственные цифры.
Так, например, в древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки – иероглифы, для записи чисел 1, 10, 100, 1000, … (Приложение №3)
Похожим образом обозначали числа на острове Крит, расположенном в Средиземном море. В критской письменности единицы обозначались вертикальной чёрточкой «|», десятки – горизонтальной «-» , сотни – кружком «◦», тысячи – знаком «¤».
Народы (вавилоняне, ассирийцы, шумеры), жившие в Междуречье Тигра и Евфрата в период от II тысячелетия до н.э. до начала нашей эры, сначала обозначали числа с помощью кругов и полукругов различной величины. Затем стали использовать только два клинописных знака – прямой клин (1) и лежащий клин (10). Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления. Например, число 23 изображали так: . Число 60 снова обозначалось знаком , а число 92 записывали так: .
В начале нашей эры индейцы племени майя, которые жили на полуострове Юкатан в Центральной Америке, пользовались другой системой счисления – двадцатеричной. Они обозначали 1 точкой, а 5 – горизонтальной чертой. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз (Приложение № 4).
В Древней Греции сначала числа 5, 10, 100, 1000, 10000 обозначали буквами Г, Н, Х, М, а число 1 – черточкой /.
Десятичную систему счисления ввели римляне. В основе римской нумерации использованы принципы сложения (например, VI = V + I) и вычитания (например, IX = X -1). Римские цифры произошли не от букв. Первоначально они обозначались, как и у многих народов, «палочками» (I - один, X - 10 - перечеркнутая палочка, V - 5 - половина от десяти, сто - кружочек с черточкой внутри, пятьдесят — половина этого знака и т. д.). Со временем некоторые знаки изменились. Римляне вместо цифр стали использовать всего 7 букв: I, V, X, L, C, D, M. Буква C означала 100. 200 писали так – СС. Буква L обозначала 50. D – 500. M – 1000.
Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. (Приложение №5).
Однако Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки (Приложение № 6).
Они похожи на многие наши цифры, да и само слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Индийцы вместо пустого места между цифрами рисовали кружок, который на языке хинди назывался «сунья », что значит «пустое место». Арабские математики перевели это слово на свой язык. Вместо «сунья » они стали говорить «сифр », а это уже знакомое нам слово.
Предки русского народа – славяне для обозначения чисел употребляли буквы. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Для того чтобы не перепутать буквы и цифры, использовались «титла» - горизонтальные черточки над числами (Приложение №7). Такой способ обозначения чисел был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.
Постепенно шло превращение первоначальных цифр в наши современные цифры (Приложение №8). Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий. Они изобрели позиционную систему счисления – способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир.
Современные цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, которые используют большинство народов мира - ценнейший вклад народов Индии в математические знания. Нам стало очень интересно узнать, а знают ли ученики нашей школы, из какой страны пришли к нам цифры? Мы провели анкетирование среди параллели 6-х классов. Итоги анкетирования приведены в Приложении №9.
3. Цифры и их значения
История возникновения цифр очень богата теориями об их происхождении. Исследуя этимологию слов, которые обозначают понятие «цифра», мы встретили много версий. Представляем вашему вниманию самые интересные из них.
Одна из самых распространенных теория происхождения о том, что цифры 1, 2, 3 и так далее, на самом деле, описывают количество углов, создаваемых пересечением отрезков прямых (Приложение №10). И отсюда возникло число 0, которое чертилось как бесконечная прямая, у которой концы соединены - получился круг без углов.
Очень интересовался происхождением арабских цифр наш великий поэт и сказочник Александр Сергеевич Пушкин. Он считал, что цифры – это не условные символы, но полагал, что в их фигурах – графическом начертании – вовсе не сконцентрировано определённое количество единиц, а они происходят (выведены) из квадрата, пересекаемого диагоналями. Он нашёл решение задачи, и увидел исходную гармонию цифровых форм. (Приложение №11).
Другой из возможных вариантов происхождения символов чисел – это получение их из символов планет.
0 – абсолют, 1 – его проявление. Все это заключено в Солнце.
2 – двойственность и эмоциональность с ней связанная – свойства Луны.
3 – прошлое, настоящее и будущее время – Сатурн.
4 – четыре стороны света, пространство – Юпитер.
5 – любовь и человек – Венера.
6 – соединение двух треугольников – корень активности, отношений, а также преданность – свойства Марса.
7 – полнота знаний, деталей, особенностей, подвижность – это качества Меркурия.
8 – бесконечность, лунные узлы как точки затмений, во время которых временное соотносится с Вечным.
9 – не проявленное, скрытое.
Классическим примером происхождения чисел считается Древняя Греция. Пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считали мужскими, а нечетные – женскими. Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами.
Работая над проектом, мы заметили, что каждая цифра имеет свою эмоциональную окраску и несёт положительный или отрицательный настрой. Обращаясь к произведениям литературы и народного творчества, мы выделили самые яркие из них: 1, 2, 3, 7, 9.
Цифра 1. Ряд знаменитых учёных Древней Греции не рассматривал один как число: они представляли его как олицетворение единственности, полагая при этом первым «истинным» числом два — наименьшее олицетворение множественности. Античная эстетика рассматривает единицу как создающую и управляющую, устанавливающую равновесие.
Число 1- это число действия, ему не страшны никакие преграды. Тяга к исследованиям и изобретениям заставляет ее создавать эталоны, которым будут следовать другие. Цифра 1 лидер среди великих свершений. Единица символ всех начинаний в человеческих делах.
Цифра 2. Прошли сотни лет, прежде чем появилось число 2 (немного, очень мало). Счет парами оказался очень удобен, и не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до последнего времени были только два числительных: один и два, а все числа больше двух получали название в виде сочетания этих двух числительных. Например, три - «один, два»; четыре - «два, два»; пять - «два, два, один». Два предмета обычно называют пара.
Некоторые ученые считают, что первоначально цифра два была обозначением минимального числа в счете, так как понятия единицы как более абстрактного вначале не было.
Число 2 относительно Библии означает плод познания добра и зла.
Цифра 3. Особенно много суеверий связано с цифрой три. Те, кто считает ее счастливой, говорят: “Бог троицу любит”. Другие напротив, считают ее несчастливой. Отсюда и ругательное слово “треклятый”. Число три играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. А троекратный поцелуй по русскому обычаю? В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия: скажем, успех достигался с третьего раза (с третьей попытки). Особенно в спорте. Три попытки попасть в кольцо, полагая, что этого достаточно.
Идея триединства составляет основу многих философских и религиозных учений. В Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне, Венере. В Индии поклоняются трехглавому Тримурти. На Востоке этот принцип назывался “Сам-цей” – “Три драгоценности”. Высочайшая драгоценность внизу – это Земля, высочайшая драгоценность в середине – это Небо, высочайшая драгоценность в середине – это Человек. И, безусловно, христианская Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Легенды тоже не избежали числа три. Например, сказание о том, что Земля держится на трех китах.
Дух триединства проявляет себя везде и во всем. Смотрите сами:
составляющие времени: прошлое – настоящее – будущее; 
трехмерность пространства: высота – ширина – длина; 
три ветви жизни: животные – растения – микроорганизмы; 
три исторические эпохи: современная – средние века – древний мир; 
три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость; 
человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную; 
человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт; 
продолжительность жизни на земле: мужское начало – женское начало – новая жизнь. 
И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы.
Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Да, магическая это цифра – три! 
Цифра 7. Цифра 7 – одна из самых удивительных цифр. Согласно религиозным представлениям, она управляет временем и пространством. Все народы мира во все времена уделяли этой цифре особое внимание.
В Египте цифра 7 является символом вечной жизни и принадлежит богу Осирису. Она считается также символом творчества.
В Древней Греции цифра 7 считалась символом сына Зевса, покровителя искусства Аполлона, который родился в седьмой день месяца, и у его лиры было семь струн.
В Исламе говорится о семи воротах рая и семи ступенях ада. В христианстве известны 7 пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид, Иисус и Магомед. Существуют 7 непростительных грехов: ярость, алчность, зависть, чревоугодие, похоть, эгоизм, лень.Из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового – состоит основная палитра, а 7 тонов (нот) составляют музыкальный ряд. Математики заметили, что невозможно получить цифру 7 путем перемножения двух других, а при умножении её на другую цифру, результат оказывается вне пределов первой десятки. В этом плане эта цифра не похожа на другие (например, 9=3х3, 8=2х4, 6=2х3, 10=5х2 и т. д.).
И еще не менее любопытный факт. Оказывается, инфразвук с частотой 7 колебаний в секунду в состоянии остановить сердце здорового и тренированного человека или привести его в паническое состояние.
Естественно, возникает закономерный вопрос: почему семерка так тесно связана с окружающим миром?
Ответить однозначно на этот вопрос наука пока не в состоянии, хотя и изобрела, на сей счет весьма правдоподобную гипотезу. Предполагается, что на начальном этапе эволюции Солнечной системы интервалы между периодами максимальной солнечной активности были кратны семи годам. Именно эта информация и была заложена в человеческих генах, что впоследствии и сказалось на стремлении сводить все к семерке.
Другая часть ученых считает, что цифра 7 приобрела свои мистические свойства в древности благодаря видимым невооруженным глазом семи планетам – это Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, которые всегда находятся на одинаковом удалении друг от друга и вращаются по одной и той же орбите. По этой причине 7 составляет основу идеи вечной гармонии Вселенной.
Семь движущихся светил видно на небе; количество дней, в которое укладываются фазы Луны, делится на семь. Но если с космическими семерками можно связать и семь небес в мифах, и семь дней творения в Ветхом завете, и даже семь чудес света, то происхождение других семерок, относящихся к сфере быта, искусства, ремесел, влиянием одной астрономии объяснить трудно.
Гораздо правдоподобнее выглядит иное объяснение. В процессе эволюции у человека выработалась такая постоянная величина, как объем непосредственной памяти. Тысячелетие за тысячелетием эта постоянная величина оказывала свое влияние на выработку жизненного уклада и культурных традиций, начиная с приемов охоты и способов постройки жилищ и кончая языковыми схемами и мифологическими сюжетами. Человеку было удобнее всего думать об однородных вещах, если их число не превышало семи, и он стал инстинктивно стремиться к этому числу.
Поэтому цифру 7 считали магической практически у всех народов, населяющих планету и раньше, и сейчас.
Исследователи из Института нелинейной науки в Калифорнии (BioCircuits Institute at the University of California, Institute for Nonlinear Science) в ходе своих исследований пришли к выводу, что число 7 обладает неким магическим смыслом для головного мозга. По мнению экспертов, семерка – это некий эквивалент максимального объема «оперативной памяти» мозга, поэтому любые значения, связанные с семеркой, проще запоминаются. В частности, речь идет о семизначных телефонных номерах.
Мы решили проверить утверждение о связи цифры 7 с «оперативной памятью» головного мозга. Во время анкетирования учащиеся 6-х классов наблюдали в течение минуты 10 предложенных им слов и затем пытались повторить их по памяти. Результаты работы: практически 90% детей сразу вспомнили только семь из десяти слов.
Число «7» в нумерологии означает счастье, считается, что оно приносит удачу!
Цифра 9. Цифра 9 находится в непосредственной связи и зависимости от цифры 3. Иногда она мыслится как цифра 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти.
Девять муз: Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания. Известно по писаниям греческого философа Платона, что в Атлантиде существовало 9 царств.
В речи ряда народов символом грозной опасности, могучей силы выступает «девятый вал». Девять летучих северных оленей тянут за собой повозку Санта-Клауса.
От 3 ∙ 3 = 9 делается шаг к 3 ∙ 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».II. ЦИФРЫ В ЛИНГВИСТИКЕ
"Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".
В.И. Даль
1.1. Пословицы и поговорки в русском языке
Пословицы и поговорки - мудростьнарода. С раннего детства нам часто встречались цифры в загадках, сказках, пословицах и поговорках. Поэтому, изучив историю возникновения цифр, мы решили выявить их наличие в устном народном творчестве. Кроме того, мы проследили и уяснили, с чем связано положительное и отрицательное восприятие цифр в сознании человека.
Большой Энциклопедический Словарь Языкознания дает следующее определение поговорки: «Поговорка - краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее, в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение». Главное отличие пословицы от поговорки усматривается в том, что пословица выражает общее суждение, а поговорка – суждение частичного характера. Разницу между ними народ выразил в пословице: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение.
Каждый народ имеет свой набор пословиц, поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным выражением народной мудрости. Благодаря им можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации.
Основой пословиц или поговорок является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. Например:
Один в поле – не воин.
Два друга – мороз да вьюга.
Не узнай друга в три дня, узнай в три года.
Без четырех углов изба не рубится.
Пятое колесо в телеге.
Пословицы, поговорки и крылатые выражения являются народным достоянием и накапливаются народом. Числа являются источником происхождения многих пословиц. Без них наша речь была бы бедна и обыденна. У наших предков пословицы, поговорки, крылатые выражения всегда носили поучительный характер. (Приложение № 12)
Проанализировав вышеуказанные пословицы русского языка, мы пришли к следующим результатам: числовой компонент «один» встретился в одиннадцати случаях, «два» - в десяти, пять раз прозвучала цифра «три», было девять случаев употребления цифры «семь» и один раз – числового компонента «девять». Уместным было бы отметить то, что некоторые числовые компоненты встречались в одной пословице одновременно или же повторялись. Например: «Семеро с ложкой - один с плошкой»; «Два часа собирался, два часа умывался, час утирался»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.д.
1.2. Английские пословицы
Английские пословицы и поговорки несут в себе особенную ценность для нас, опыт и мудрость, проверенную веками, а также весьма полезные советы. Английские пословицы и поговорки имеют свою историю, которая рассказывает нам об Англии. Например, такие английские пословицы и поговорки, как "Плохой работник с инструментами не в ладу", "Бедняк никогда не обанкротиться" и "Сделка есть сделка" говорят нам о том, что в прошлом Англия была "мастерской мира", а так же центром мировой экономики, предпринимательства. Таким образом, английские пословицы и поговорки несут для нас в себе особенную ценность и поэтому нам бы не помешало их знать, ведь мы не только обогатим свою речь, но и наберемся мудрости и опыта. (Приложение №13)
Сравнение английских и русских пословиц показало, как много общего имеют народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. Пословицы, приведённые в Приложении №2, мы также попытались распределить по наличию числового компонента. Мы убедились, что тематики пословиц русского и английского языков разнообразны. Результат исследования показал, что в английском языке встретились пословицы и поговорки с числами: 1, 2, 3. Выяснилось, что числовой компонент «один» встретился чаще всего – одиннадцать случаев, числовой компонент «два» - реже (шесть случаев), с числовым компонентом «три» - меньше всего (два случая), с числом «семь» - три случая. Кроме того, не встретились английские пословицы с числом «девять». Подчеркнём, что в отличие от русского языка в английских пословицах одновременного употребления числовых компонентов в пословицах не наблюдалось.
1.3. Французские пословицы
Для французского, как и для английского языка характерен более лаконичный стиль высказываний, выражаемая мысль носит характер более чёткого определения, отображающего свойства взаимоотношений (дружбы, любви, преданности). Здесь хочется подчеркнуть, что Франция - самая романтическая страна в мире. Именно поэтому большинство французских пословиц связано именно с любовью и имеют романтический характер. К примеру, такие пословицы и поговорки, как: "Старая любовь не ржавеет", "Руки холодные - сердце горячее", "Милые бранятся, только тешатся", "Насильно мил не будешь", - мы весьма часто слышим от других, да и сами не редко используем, даже не подозревая о том, что они имеют именно французское происхождение. Также французские пословицы таят в себе полезные советы и утверждения, касающиеся любви, которые мы можем смело использовать. Например: "От любви до ненависти один шаг", "Любви все возрасты покорны". Все эти и другие выражения скрывают в себе настоящую истину и, уже проверенные факты. Поэтому французские пословицы нам просто необходимы, ибо любовь - самое прекрасное и светлое чувство на Земле, и различные выражения о ней просто бесценны.
Проанализировав подборку пословиц французского языка на наличие числового компонента, мы были удивлены, так как цифры здесь встречаются крайне редко (Приложение №14). Вот что мы выяснили: числовой компонент «один» встретился в трёх случаях, «два» - в трёх случаях, и «семь» - в двух, числовые компоненты «три» и «девять» отсутствуют вообще.Общий итог анализа пословиц и поговорок
Как видим, в данной выборке пословиц представленных языков наблюдается частота употребления чисел 1 и 2, в русском языке данные числа являются самыми распространенными числовыми компонентами. Менее популярно число 3 и 7. Число 9 реже встречается русских пословицах и отсутствует в пословицах английского и французского языков.
Общий результат исследования представлен в диаграмме в процентном соотношении в Приложении №15.
1.4. Соотношение
русских, английских и французских эквивалентов
пословиц
Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
Сравнение пословиц разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д. Ушинского о том, "что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными".
Исследуя разные источники информации по данной теме, мы узнали много нового. Мы увидели, что у каждой страны своя культура, свой менталитет, но человеческая мысль имеет единое логическое начало, единое общепринятое суждение, не зависимо от национальных признаков.
Итак, логической формой пословиц является суждение. Общеутвердительные суждения проявляются в очень категоричной форме, что придает пословице особую значимость: "Друзья познаются в беде", "Землю солнце красит, а человека труд", "Учение - путь к умению".
Общеотрицательные суждения так же отражают отношения и связи явлений, но в них кроме утверждения обязательно содержится отрицание: "Не игла шьет, а руки"; "Один в поле не воин"; "Не одежда красит человека, а его добрые дела".
Нас очень увлекло исследование пословиц и поговорок русского, английского и французского языков. Рассмотрим соответствия их эквивалентов на примере десяти из них.
Английский и французский языки:
Лучше худой мир, чем жирная победа (англ.яз.)
He крюком, так крючком (англ.яз.)
В лес ведет не одна дорога (англ.яз.)
Рим не за один день построили (англ.яз.)
Похожи как две горошины (англ.яз.)
Лучше стоит потерять деньги, чем друга (фр.яз.)
Любовь сглаживает расстояния (фр.яз.)
Дело сделано (фр.яз.)
Старые друзья – лучшие друзья (фр.яз.)
Обещал – сделай! (фр.яз.)
Эквиваленты этих пословиц в русском языке:
Всеми правдами и неправдами.
Одного поля ягода.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
К милому семь вёрст не околица.
Старый друг лучше новых двух.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Сказано – сделано!
Дело в шляпе.
Москва не сразу строилась.
Свет не клином сошелся.
Используя данный языковой материал, мы решили провести анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать смогут ли они правильно соотнести эквиваленты представленных поговорок народов России, Англии, Франции. Вот какие результаты мы получили: из 27 человек – 17 правильно соотнесли пословицы, что составило 65% от общего числа опрошенных, у 35% опрошенных были ошибки в разных заданиях.
В процентном соотношении данные анкетирования представлены в Приложении №16.
1.5. Опрос одноклассников
Узнав много нового о цифрах, нам стало интересно узнать, как наши одноклассники относятся к цифрам «1», «2», «3», «7», «9», какие из них вызывают положительные эмоции. По результатам анкетирования:  85% опрошенных положительно отоносятся к цифре «7», к числовому компоненту «9» более склонны 67%, к цифре «3» - 44%, к цифре «2» - 26%, к цифре «1» - 15%. (Приложение №17)
На вопрос следующего опроса: «Зачем людям счет?» ребята ответили так: 81% опрошенных сказали - чтобы решать задачи и примеры; 88% - чтобы знать, в каком ты учишься классе, 44% - чтобы знать сколько тебе лет; 48% - чтобы можно было сосчитать предметы, в том числе и деньги, и узнать много их или мало, 81% - чтобы логически мыслить. Это значит, что мои одноклассники часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись. (Приложение №18)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, мы открыли для себя много нового и интересного. Мы ближе познакомилась с цифрами, выявили связь между числами и устным народным творчеством.
Об особенностях чисел написано много разнообразных книг. Поэты посвящают им стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и такие, которые до сих пор не познаны.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что цифры имеют свою определённую эмоциональную окраску. Многие учёные и философы подчёркивали значимость каждой из них. Так, Пифагор и его единомышленники, а позже и другие учёные ставили   «1» выше всех других  чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. Единица – это символ славы и могущества, действия и честолюбия.  Этим и объясняется активность компонента «один» в составе русского, французского и английского языков.
Как утверждали древние греки,  число «2» – это символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках равновесия.  Число «2» относительно Библии означает плод познания добра и зла.
Число  «3» чаще встречается в русских  пословицах, чем в пословицах других языков, но тоже заслужила уважения, поскольку особенно много суеверий связано с этой цифрой.
Большим почётом во все времена была окружена  цифра «7» . Когда-то  число  «семь» употреблялось в значении «всё», что подтверждают пословицы нардов многих стан.
С полной уверенностью мы можем заявить, что наша гипотеза подтвердилась, каждая цифра действительно несёт в себе определённый эмоциональный смысл. Это доказывает история, это доказывают наши исследования.
Выводы:
история возникновения и графическое изображение цифр влияют на их восприятие;
цифры имеют определённую эмоциональную окраску;
числовые компоненты «1», «2», «3», «7» - часто употребляемые в устном народном творчестве разных языков;
если при изучении математики использовать связи с другими дисциплинами, возрастёт интерес учащихся к предмету, процесс обучения будет более результативным.
Нам удалось найти ответы на волнующие вопросы, но мы вполне уверены, что этих знаний недостаточно, для того, чтобы быть успешным, нужно хорошо знать математику, а итог будет более эффективным, если знать историю развития этой науки и её взаимосвязи с другими предметами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береговская Э.М. Одной фразой: Французские стихи, афоризмы, пословицы, загадки... Издательство: АВТОГРАФ, 2000.
2. Брюзгина Н.К. "Французско-русский словарь пословиц и поговорок". Издательство: ООО Медиа-Пресс, 2007
3. Дубровина, М.И. Иллюстрированный сборник пословиц и поговорок на пяти языках (русский, английский, французский, испанский, немецкий). Издательство: М.: Росмэн, 1998.
4. Иванченко А.И. Русские пословицы и их французские аналоги. Издательство: КАРО, 2006.
5. Байер Х., Байер А. Немецкие пословицы и поговорки: Сборник. – М.: Высш. шк., 1989.
6.  Розен Е.В. Новые устойчивые словосочетания в немецком языке. – М.: Прсвещение 1991
7.  Ройзензон Л.И. Русская фразеология. – Самарканд, 1977..
8.  Ройзензон Л.И. Фразеология и страноведение// Бюлл. по фразеологии № 1. Новая серия. Вып. 234. Труды Самар. гос. ун-та. 1972.
9. Степанова Н.Д., Чернышева И.И. Лексикология современного немецкого языка. – М.: Высш.шк., 1962.
10. Телия В.Н. Что такое фразеология. – М.:Высш.шк., 1966.
11. Траутманн Ф. Сравнимое и несравнимое в немецко-русских фразеологизмах. – Рус.язык в национальной школе, 1977, № 1.
12. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия.  –  2009
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Система счёта инков
-33083531750
Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Запись чисел древними шумерами
2021840212725-38798522225
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
-4641851275080Числа древней египетской нумерации
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Система счисления индейцев племени майя
2936240136525-140335146050

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Графическое изображение цифр древними индейцами
19304012700

ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Графическое изображение цифр арабами
25019083185

ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Цифирь. Славянский способ обозначения цифр
-311785174625

ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Позиционная система счисления
(способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир)
-7366041275
Многовековое превращение первоначальных цифр в наши современные цифры

ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Итоги анкетирования
Из какой страны к нам пришли цифры?

ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Теория происхождения цифр

Цифры 1, 2, 3 и так далее, на самом деле, описывают количество углов, создаваемых пересечением отрезков прямых.

ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Происхождение арабских цифр по версии А. С. Пушкина

ПРИЛОЖЕНИЕ №12
Русские народные пословицы
Сидеть меж двух стульев
Хромать на обе ноги.
Уплетать за обе щеки.
Убить двух зайцев.
Семеро с ложкой - один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
От горшка два вершка.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
Не может связать двух слов.
За тридевять земель.
Лук от семи недуг.
Лентяй дважды работает.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
За семью морями.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался.
Два сапога - пара.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один в поле не воин.
Одна пчела много меду не таскает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Два сапога – пара.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Из двух зол выбирают меньшее.
Старый друг лучше новых двух.
Ум – хорошо, а два – лучше.
Семеро одного не ждут.
У семи нянек дитя без глаза
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
Английские пословицы и их соответствия в русском языке
№п/п Пословица Перевод Русский эквивалент
Better a lean peace than a fat victory. Лучше худой мир, чем жирная победа. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Between two stools. Между двумя стульями. Между двумя стульями.Ни там, ни сям.
3. By hook or by crook. He крюком, так крючком. Не мытьем, так катаньем. Не скоком, так боком. Всеми правдами и неправдами.
4. A fox is not taken twice in the same snare. Лису в одну и ту же ловушку дважды не поймаешь. Старую лису дважды не проведешь. Старая лиса дважды себя поймать не даст.
5. The best fish smell when they are three days old. Через три дня и самая лучшая рыба пахнуть станет. Мил гость, что недолго гостит (сидит).
6. Tastes differ. Вкусы расходятся О вкусах не спорят. На вкус и цвет товарища нет
7. The rotten apple injures its neighbours. Гнилое яблоко соседние портит. От одного порченого яблока весь воз загнивает. Паршивая овца все стадо портит.
8. There are more ways to the wood than one. В лес ведет не одна дорога. Свет не клином сошелся.
9. The scalded dog fears cold water. Ошпаренный пес холодной воды боится. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду.
10. There is no smoke without fire. Нет дыма без огня. Нет дыма без огняБез ветра камыш не качается.Без тучи нет дождя.
11. Time is money. Время — деньги. Время — деньги. Время деньги дает, а на деньги время не купишь. Век долог, да час дорог. Пора да время дороже золота.
12. То roll in money. Кататься в деньгах. Купаться в деньгах. Денег куры не клюют.
13. If at first you don’t succeed, try, try ,try again Если с первого раза не удалось, пробуй снова и снова. Лиха беда начало.
14. The first is the worst Первый – самый плохой. Первый блин комом.
15. All for one, one for all. Все за одного, один за всех. Один за всех и все за одного, .16. Two heads are better than one Две головы лучше, чем одна. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
17. Rome was not built in a day Рим не за один день построили. Москва не сразу строилась.
18. Better a little fire to warm us than a great one to burn us Одна ласточка весны не делает Одна ласточка весны не делает
19. As like as two peas Похожи как две горошины. Одного поля ягода.
20. First thrive and then wiveВначале стань на ноги, а потом и женись Вначале стань на ноги, а потом и женись
21. A fool may ask more questions in an hour than a wise man can answer in seven years. Умный семь лет не ответит на вопросы, которые дурак задаст за один час. На всякого дурака ума не напасешься
22. Keep a thing seven years and you will find a use for it .Храни вещь семь лет — и, в конце концов, сможешь найти ей применение -
23.  If you run
after two hares , you will catch neither. За двумя зайцами погонишься,
ни одного не поймаешь. За двумя зайцами погонишься,
ни одного не поймаешь.
24. An hour in the morning is worth two in the evening. Один утренний час стоит двух вечерних. Утро вечера мудренее. На свежую голову.
25. If you want a thing well done, do it yourself. Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, делай его сам. Свой глаз — алмаз.
26. Measure thrice and cut once. Три раза отмерь, один раз отрежь. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
27. Rain at seven, fine at eleven. В 7 часов дождь, а в 11 ясно. Семь пятниц на неделе.
28. То wear one's heart upon one's sleeve. Носить свое сердце на рукаве. Душа нараспашку.
29. То take counsel of one's pillow. Советоваться со своей подушкой. Утро вечера мудренее.
30. It is a silly fish, that is caught twice with the same bait. Глупа та рыба, которая на одну и ту же приманку попадается дважды. Старая лиса дважды себя поймать не дает
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
Французские пословицы и их соответствия в русском языке
№п/п Пословица Перевод Русский эквивалент
    Un bon ami vaut mieux que cent parents   Добрый друг лучше ста родственников -
2.   Au besoin on connait l'amiДруг познаётся в нужде Друзья познаются в бедеДруг в беде - истинный друг
3. Mieux vaut ami en place qu'argent en bource.Mieux vaut manquer d'argent que d'ami Лучше иметь друга вместо денег
Лучше стоит потерять деньги, чем друга Не имей сто рублей, а имей сто друзей
4. Les vieux amis et les vieux écus sont les meilleurs Старые друзья – лучшие друзья. Старый друг лучше новых двух
5. On ne prend pas un homme deux fois Человека дважды не задерживают.   За одну вину дважды не карают
6. Mieux vaut tard que jamais Лучше поздно, чем никогда Лучше поздно, чем никогда
7. Аmour rapproche les distancesЛюбовь сглаживает расстояния К милому семь вёрст не околица
8. Un malheur ne vient jamais seulБеда не приходит одна Беда не приходит одна
9. Chacun pour soi et Dieu pour tousКаждый за себя, один Бог за всех Каждый за себя, один Бог за всех
10. À la guerre comme à la guerre. На войне, как на войне. На войне, как на войне.
11. Au danger on connaît les braves. Храбрые познаются в опасности.Храбрые познаются в опасности.12. C’est la vie. Это жизнь. Такова жизнь.
13. Chaque chose en son temps. Каждой вещи своё время. Всему свое время.
14. Chose promise, chose due. Обещал – сделай! Сказано – сделано!
15. Claire comme le jour. Ясно как день. Ясно как день.
16. Gouverner c’est prévoir. Руководить – это предвидеть. Руководить – это предвидеть.
17. Il faut manger pour vivre, et non pas vivre pour manger. Нужно есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть. -
18. L’affaire est dans le sac. Дело сделано. Дело в шляпе.
19. L’argent ne fait pas le bonneur. Деньги не приносят счастье. Не в деньгах счастье.
20. L'argent n'a pas d'odeur. У денег нет запаха. Деньги не пахнут.
21. Il faut tourner sept fois sa langue dans sa bouche avant de parlerСемь раз проверни во рту язык, перед тем как открыть рот. Надо хорошо взвесить свои слова
22. Beaucoup de bruit pour rien. много шума из ничего много шума из ничего
23. Il n’est jamais feu sans fumee. Нет дыма без огня. Нет дыма без огня.
24. Deux hommes se rencontrent bien,deux montagnes point. Два человека встретятся быстрее, чем две вершины горы. Гора с горой не сдвинется, а человек с человеком свидится.
25. Qui langue a, a Rome va.У кого есть язык, тот и до Рима дойдёт. Язык до Киева доведет.
26. Il faut battre le fer pendant qu’il est chaud. Куй железо, пока горячо. Куй железо, пока горячо.
27. La nuit porte conseil. Ночь приносит совет. Утро вечера мудренее.
28. Qui court deux lievres n'en prend aucun / il ne faut pas courir deux lievres a la foisКто бежит за двумя зайцами, ни одного непоймает. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
29. Pour être belle il faut souffrir. Чтобы быть красивой, нужно страдать. Красота требует жертв.
30. Tout passé, tout casse, tout lasse. Всё проходит. Всё ломается, всё теряется. Ничто не вечно под луной.
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
Анализ русских, английских и французских пословиц

ПРИЛОЖЕНИЕ №16
Итоги анкетирования
Найдите эквивалент английских и французских пословиц,
соответствующий русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №17
Итоги анкетирования

ПРИЛОЖЕНИЕ №18
Итоги анкетирования
Для чего нужны цифры?