Конспект развивающего занятия педагога-психолога Мастерская волшебников направленное на развитие произвольности психических процессов


Конспект занятия «Мастерская волшебников»
Цель: развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников.
Форма проведения: подгрупповая
Задачи:
1. Расширять словарный запас.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки.
3. Развивать активное внимание, воображение, память, восприятие.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать словесно-логическое мышление.
6. Повышать уверенность в себе.
7. Развивать произвольность и самоконтроль.
8. Способствовать созданию положительного эмоционального фона.
9. Способствовать формированию у воспитанников положительной учебной мотивации.
Материалы к занятию: волшебные палочки (для педагога и детей); простые карандаши; коробка (мешок) для волшебных палочек; коробка с массажными шариками Су-Джок (для педагога и детей); письма от мага; таблички с картинками и названиями волшебных комнат; магический шар; музыка для динамической паузы «У жирафа пятнышки»; разрезные картинки «Волшебники»; листы формата А4 с нарисованными фигурами; подарки для детей (наклейки).
Ход деятельности:
1 этап – организационный
Приветствие
Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.
Дети стоят в кругу.
-Добрый день ребята! Я рада вас всех видеть. Я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга. Но приветствовать друг друга мы будем необычным способом. Я назову часть тела, а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.
- Пальчик к пальчику! (дети приветствуют друг друга пальчиками)
- Носик к носику!
- Локоток к локотку!
- Спинка к спинке!
2 этап - Введение в ситуацию
— Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (ответы детей)
Сегодня — единственный день в году, когда все желающие могут посетить школу магии и волшебства и ненадолго стать волшебниками. А вы хотите стать волшебниками? (ответы детей)
— Скажите мне, без чего не может обойтись любой волшебник? Правильно, без волшебной палочки. Посмотрите, что это? Главный маг школы прислал нам письмо. Давайте его прочитаем: «Мои маленькие волшебники, у меня приключилась беда! Я потерял свою волшебную палочку и хочу сделать новую, но не знаю, как и из чего ее сделать!»
- Ребята, поможем волшебнику? Давайте придумаем как и из чего можно сделать волшебную палочку! (ответы детей)
- Молодцы ребята, помогли главному магу, в благодарность за это он что-то прислал вам, давайте посмотрим? (дети достают из коробочки волшебные палочки).
- А вы умеете ими пользоваться? (ответы детей) Тогда нам нужно выучить волшебное заклинание. Повторяйте: «Снип-снап-снурре!» (дети повторяют заклинание)
— Ну что, маленькие волшебники, попробуем совершить наше первое волшебство?
Взмахнули волшебными палочками и произнесли заклинание. Смотрим, что же мы с вами наколдовали? (появляется коробка с шариками Су-Джок, дети достают шарики из коробки)
- Ребята, это магические талисманы. Они помогут вам стать ловкими, внимательными и здоровыми.
Я круги шаром катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
(В соответствии со словами дети выполняют движения, после этого делают массаж каждого пальчика пружинкой – упражнение «Волшебные перчатки»)
- Ну вот, теперь вы умеете пользоваться волшебными палочками, тогда предлагаю отправиться в школу магии и волшебства. Для этого нам нужно крепко закрыть глаза и повторить за мной волшебные слова, которые нам помогут попасть в школу: «Волшебство сейчас начнется! Топ — топ, хлоп — хлоп, вокруг себя повернись, в школе магии и волшебства очутись!»
3 этап - практический
- Вот мы и в школе волшебства, посмотрите это карта школы (психолог показывает на панно «Звездное небо»). Чтобы карта помогла нам побывать в каждой из волшебных комнат, нужно выполнить задание: найти на ней всех животных, все красные, металлические и круглые предметы (когда назвали все предметы, панно загорается разноцветными огнями, психолог приглушает свет).
- Молодцы ребята, посмотрите, на этой карте изображены комнаты волшебной школы: вот комната зелий, комната чудес, комната магических отражений, комната превращений и комната чудесных перемещений (психолог зажигает свет, выключает панно). В какой из комнат вы хотели бы побывать сначала? (ответы детей)
- Тогда давайте прочтем заклинание «Снип-снап-снурре!» и дотронемся до Магического шара, тогда мы переместимся в эту комнату (дети читают заклинание и дотрагиваются до магического шара).
Далее ход занятия варьируется в зависимости от выбора комнат детьми.
Дети, прочитав заклинание, перемещаются в комнату.
Комната зелий.
- Вот мы и в комнате зелий. Посмотрите - новое письмо от Мага, прочитаем? «Мои маленькие волшебники, в школе магии снова случилась неприятность. Один начинающий волшебник совершенно случайно перепутал зелья и заколдовал всех животных, и теперь:
Свинки замяукали: Мяу, Мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, Хрю!
Уточки заквакали: Ква, Ква, Ква!
А лягушки крякают: Кря, Кря, Кря!»
- Ребята, как мы можем помочь волшебнику? (ответы детей)
- Давайте попробуем расколдовать животных, назвав их отличия? (дети говорят чем эти животные отличаются друг от друга)
- Молодцы ребята, в какую волшебную комнату двинемся дальше?
Комната чудес.
- Ребята, в школе магии и волшебства есть волшебный дом, и все в нем перепутано! Вам нужно назвать нелепицы, которые вы заметите. Справитесь? (ответы детей)
В волшебной школе есть дом с чудесами
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
- Вы заметили ошибки, какие? (дети называют ошибки)
Комната «Магическая зарядка» (проводится после первых двух комнат)
- Ребята, а вы знаете, что в школе магии есть и тайная комната, все маги и волшебники в нее очень часто заглядывают. Побываем в ней? (ответы детей). Давайте скажем наше заклинание.
Дети читают заклинание, дотрагиваются до магического шара и перемещаются в комнату.
- Эта комната называется «Комната магической зарядки». Здесь волшебники набираются сил и энергии для колдовства. Давайте тоже зарядимся энергией.
Психолог включает песню «У жирафа пятнышки», дети, вместе с педагогом выполняют движения по тексту песни.
Комната магических отражений
- Ребята, в этой комнате нам снова нужно немного поколдовать: в школе волшебства от магических заклинаний разбились зеркала, и некоторые волшебники совсем потеряли свое отражение. Посмотрите в зеркало, у вас есть отражение? (ответы детей) И волшебникам мы можем помочь, собрав в целое осколки зеркал (детям дают разрезные картинки, они их собирают)
- Молодцы, прекрасно справились с заданием, волшебники вам очень благодарны! В какую комнату идем дальше?
Комната превращений.
- Ну, вот мы и добрались до самой волшебной комнаты в школе. Здесь мы с вами попробуем превратить фигуры в самые разные предметы.
(психолог приглашает детей за стол и дает листочки с нарисованными различными геометрическими фигурами)
- Давайте попробуем? Во что можно превратить круг? (ответы детей) А я бы превратила в автомобиль, смотрите как! (психолог дорисовывает круг до автомобиля) Попробуйте теперь и вы создать что-нибудь из этих фигур.
Комната чудесных перемещений.
- Ребята, вот мы и очутились в комнате перемещений, посмотрите – в школе магии хотят побывать не только ребята, но и зверята, посмотрите, какая очередь собралась. Давайте постараемся запомнить кто за кем стоит. Теперь закройте глазки. Смотрите, кто-то поменялся местами, кто? (игра продолжается 3 раза – 10 картинок). Ребята, за стенами школы поднялся сильных вихрь, и все зверята в очереди перепутались, давайте попробуем вспомнить кто за кем стоял и восстановить очередность.
- Какие ребята вы молодцы, справились со всеми испытаниями школы магии, теперь вы стали настоящими волшебниками и Главный Маг хочет поздравить вас и подарить подарки (детям из конверта дарят наклейки). А нам пора возвращаться в детский сад. Готовы? Тогда давайте прочтем заклинание «Волшебство сейчас начнется! Топ — топ, хлоп — хлоп, вокруг себя повернись, в детском саду очутись!»
4 этап – рефлексивный
- Ну что, маленькие волшебники, вам понравилось в школе магии и волшебства? В какой из комнат понравилось больше всего? Какое из заданий показалось вам самым сложным? А самым простым?
Ритуал прощания
Упражнение «Теплые ладошки»
Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.
— Я прошу вас встать в круг.
Ребята, добрый поступок — тоже волшебство. Мы с вами сейчас поделимся частичкой своей доброты. Трем ладошки так сильно, чтоб они стали очень теплыми, и передаем свое тепло и доброту стоящим рядом.
Никогда не забывайте, что каждый человек может стать волшебником. И ни на минутку, а на всю жизнь, если его дела будут веселыми, добрыми и солнечными.