Использование речевых игр упражнений в коррекционной работе для развития правильного звукопроизношения для детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности.
Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида, станица Старощербиновская, Нетребко Светланы Николаевны по теме: «Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе для развития правильного звукопроизношения для детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности.Слайд № 1
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи уделяется большое внимание. Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
Слайд № 2
Как показала практика моей деятельности, наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование правильного произношения - важнейшая задача моей коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Слайд № 3
Большую помощь в моей образовательной деятельности по преодолению этих трудностей оказывают игровые приемы и формы работы. Я максимально использую на всех этапах формирования правильного произношения: развитие артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации поставленного звука. При отработке артикуляционной гимнастики мною, наиболее эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. А также я использую небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения позволяют мне создать положительный эмоциональный фон, и влияют на длительность выполнения заданий детьми.
Слайд 4
Например, делая игровое упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась), ребенок удерживает артикуляционную позу 10— 15с.
Артикуляционную гимнастику провожу ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, статические упражнения длительностью по 10 – 15 секунд (например, удержание артикуляционной позы в одном положении). Динамические упражнения более длительно, по 20 – 30 секунд каждое. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определённую последовательность – от простых упражнений к сложным, последовательность выполнений артикуляционных упражнений следующая:
Слайд № 5
- для губ;
-для щёк;
-для мышц лёгкого нёба;
- для нижней челюсти;
- для языка;
-для гортани и мышц шеи.
Провожу их эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику я выполняю с детьми сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряженно, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Слайд № 6
Во время артикуляционной гимнастики я и ребёнок находимся перед настенным зеркалом, чтобы он мог видеть отражения моего лица, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Когда ребёнок делает упражнение, я контролирую его выполнение. А также я слежу за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Также я слежу, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе результативность проводимой мною артикуляционной гимнастики не достигнет своей цели. Самое важное, чтобы ребёнок понял, как правильно выполнять упражнение, и начнёт стремиться к этому, тогда будет виден результат.
Слайд № 7
Для закрепления правильного звукопроизношения, я использую изготовленный мною дидактический кубик-ротик.
Слайд № 8
Дети с ОВЗ в самостоятельной деятельности отрабатывают правильную артикуляцию.
Слайд № 9
Прокатывают кубик по столу, и какая грань выпадает, то упражнение они и выполняют.
Слайд № 10
Родителям я советую заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком ежедневно или через день в форме игры. Занятия нужно проводить перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях я советую родителям не фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось.
Слайд № 11
Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, родители обращаются к логопеду при всех возникающих затруднениях.
Слайд № 12
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Развитие речевого дыхания, также входит в этап проведения артикуляционной гимнастики.
При коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.
Слайд № 13
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Слайд № 14
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Отмечаю тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».
Слайд № 15
А также я провожу и другие игры на дыхание.
Слайд № 16
Для этой цели мною разработано авторское дидактическое пособие «Бабочки».
Его я использую и в НОД, и в совместной, и в индивидуальной работе с детьми.
Пособие изготовлено из никелированной стали, на котором находятся прикреплённые на разной высоте бабочки из синтетического материала. Это пособие помогает ребёнку регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, и его распределение на определенные отрезки для того, чтобы бабочка села на воображаемую лужайку.
Слайд № 17
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию у моих воспитанников правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет им произносить различные по длине речевые отрезки.
Слайд № 18
Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания (перечислить), речевого дыхания, развитие артикуляции.
Слайд№19
Физкультминутки, которые я провожу во время НОД, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слуха - моторную координации.
В результате организация систематической игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в НОД и решению коррекционных задач.
Слайд № 20
Использование логопедических игр и упражнений в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.
Таким образом, я создаю у детей интерес к играм и упражнениям, что способствует выработке навыков правильного произношения и развитию речи, формирует у ребенка потребности в овладении речью.
Слайд №21
В моей работе много картотек по лексическим темам
Картотека речевых игр и упражнений
Игры по ознакомлению со звуковой стороной речи
«Как звучит слово»
Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.
«Подбери подходящее по звучанию слово» (птичка - синичка)
«В слове есть звуки»
Цель: показать, что слова звучат потому, что в них находятся звуки, звуки разные.
Слайд №22
«Подскажи звук»
«Какое слово задумано»
«Какой звук потерялся»
«Что здесь не так» …
Звучащее слово - следование одного звука за другим.
Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенной последовательности.
Слайд №23
«Назови первый звук»
«Слова длинные и короткие»
«Назовите слово»
«Кто найдет короткое слово»
«Слово может прошагать»
«Поймай мяч» (короткое, длинное слово)
Звуки в слове можно выделять
Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, самостоятельно подбирать и называть слова с определенным звуком.
«Назови звуки»
«Придумай слова с заданным звуком»
«Назови это слово по-другому»
«Придумай слово на последний звук»
«Найди вкусное слово»
«Купи игрушку» (в название есть два слога)
Начало и конец слова
Цель: показать детям, что слоги следует один за другим; в слове есть начало и конец.
«Конец слова за тобой»
«Отгадай слово»
«Придумай слова со слогами «за »
Слоги в слове звучат по - разному.
Цель: понимать, что слоги в слове звучать по-разному.
«Как звучат части в слове»
«Минутку учим говорить» (звучание частей слова)
Игровые упражнения для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Данные игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.
Слайд № 24
Игровое упражнение «Улитка»
Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] — комар, [ш] — змея, [ж] — жук, [р] — тигр.
-372110-254000На игровое поле выкладывается определенный символ. Я даю образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
Лабиринт
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора — [р-р].
Полянка
Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов. Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание — для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием — для [ц] и [ч].
Самолет
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета. Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук — [л-л].
Ступеньки
Упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов.
Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон — со-со-со, заяц — су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.
Слайд №25
Упражнение «Узоры»
Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]—[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх — владения жука, низ — комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть — к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
Слайд № 26 , 27
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка —
Широка да гладка.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай по шире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять —
Стрелку будем выполнять.
Слайд №28
Динамические упражнения для языка
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами
Эй, а где ж улыбка?
Зубки и «прилипка».
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
Я улыбаюсь, а язык не поймет,
Как твердое небо он выкрасит в срок?
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
И кисть уволок.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу —
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
Кто любит варенье,
Делает движение —
Губу оближи,
Язычок покажи.
Слайд №29
Упражнения для губ
«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Улыбнись и ты,
Покажи зубки крепкие твои.
Мы покрасим дощечки
И поставим вот так.
За забором утки ходят
И кричат кря-кря!
Шире рот открыли мы,
Зубы показали
Губы растянули,
В улыбке утонули.
«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
И покажем трубочки.
«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.
Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.
Игры, формирующие правильное звукопроизношение.
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Я, используя различные игры и упражнения, учу ребенка четко произносить слова. Я прошу ребёнка произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произношу в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
Слайд №30
Например: игра «ЧАСЫ ТИКАЮТ»
Я рассказываю (или показываю) большие и маленькие часы. Приглашаю послушать как они «разговаривают». Ребёнок говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Я предлагаю ребенку воспроизвести тиканье часов.
Я продолжаю рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко, а маленькие часы – тихо (про-износит «Тик-так» тихо). Затем предлагаю ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.
Далее говорю: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произношу «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагаю ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.
«А маленькие часики тикают быстрее, послушай» - произношу «Тик-так» в ускоренном темпе. Слежу за правильным и четким произношением звуков «К», «Т» (Ть).
Игра «ЛОШАДКА», «МЫШКА», АВТОМОБИЛЬ», «УТЕНОК», «ГУСЕНОК», «ЦЫПЛЕНОК», «ОСЛИК».
Эти игры объединяет то, что в них герои «разговаривают» по своему: мышка пищит пи-пи-пи, лошадка говорит и-и-и, автомобиль «би-би-би», ослик «и-а» и т. д.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Проводиться небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения, а также индивидуально. После постановки звука учителем – логопеда наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребёнок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно – контрольный этап, во время которого я отслеживаю процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Слайд № 31
В помощь родителям для каждого ребёнка ведётся индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации учителя – логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от своевременности и совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школу.
Многолетний опыт моей деятельности с детьми с ОВЗ показал, что именно использование речевых игр и упражнений значительно влияет на развития правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Слайд №32